Урок русского языка по теме Назывные предложения (8 класс)


Урок русского языка в 8 классе по теме
«Назывные предложения»

Учитель МБОУ – ООШ с. Львовка
Аркадакского района Саратовской области
Щербинина Т.В.

Цели урока:
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать. Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.
Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий; находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения.
Воспитывать культуру общения. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе родного края.
I.Организационный этап
II. Актуализация знаний учащихся
1. Какие виды односоставных предложений вы знаете?
- Какое предложение называется двусоставным?
2. Тест.
Цель проведения – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений.
1. Найдите определённо -личное предложение.
А. с давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)
Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов)
В. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет)
Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)
Д. по ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А.Майков)
2. Найдите неопределённо -личное предложение.
А. Уж красавицам весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А.Майков)
Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица)
В. Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)
Г. Со скрипом опустили трап. (А. Толстой)
Д. Еду-еду в чистом поле. (А. Пушкин)
3. Найдите безличное предложение.
А. Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)
Б. Не спится, няня. (А. Пушкин)
В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин)
Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев)
Д. Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)
Взаимопроверка.
III.Сообщение темы, постановка целей урока
Чтение произведения А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
- Назовите особенность изложения данного произведения.
- Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Другие усмотрели в этой безглагольности посягательства на законы поэтики.
- Итак, тема нашего урока «Назывные предложения».
Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Саратов», «Вокзал», «Кассы», «Буфет» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А вот мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились.
- Какие цели вы поставите для себя на уроке?
( К концу урока мы должны знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные предложения», признаки назывных предложений;
уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения).
IY.Объяснение новой темы с одновременной проверкой первичного усвоения знаний
- Как бы вы сами дали определение назывному предложению?
- А теперь давайте обратимся к учебнику. Прочитаем определение назывного предложения. (стр. 87).
- Давайте составим схему назывного предложения.
Выполнение заданий по страницам учебника.
- Какие предложения называются назывными?
(Определение понятия назывного (номинативного) предложения).
- Что общего и чем отличаются предложения?
Утро. Зимний день.
Примеры распространенного и нераспространенного назывных предложений.
(общее – односоставные, назывные)
(отличие – нераспространенное, распространенное)
- Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания.
Y.Закрепление полученных по новой теме знаний
1. Запись по диктовку.
- Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?
Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)
Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.
Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда! (А. Кольцов).
Физминутка
Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март»
– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину.
День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.
– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.
Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.
Развитие речи.
- В школе существует добрая традиция. Ежегодно в августе -месяце проводится экологический субботник. Посмотрите, среди какой красоты он проходит. Осень. Листопад. Разноцветье красок. Зеленые, красные, багровые, желтые листья. И вот она – красавица-березка. Символ России.
- Напишите сочинение-миниатюру из 5-7 назывных предложений о проведении субботника. Так, чтобы у вас получился связный текст.
- Проверка текстов
YI.Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру на тему
«Мой любимый уголок природы», используя назывные и другие односоставные предложения.
YII.Итог урока
- Подошла к концу наш урок.
- Какие предложения мы употребляли сегодня на уроке?
- Могут ли назывные предложения лаконично изображать предметы, явления природы?
(Могут, мы с вами убедились на примере ваших сочинений-миниатюр.)
- Какие предложения являются назывными?