Урок по теме Назывные предложения 8 класс

Тема . Назывные предложения

Цели: 1) развивать речевую культуру учеников, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной работы;
2) воспитывать любовь к родному языку, природе; интерес к предмету;
3) знать понятие – назывное предложение; уметь находить назывные предложения в тексте; определять их роль и использовать назывные предложения в устной и письменной речи.


Литература: И.С.Никитин «Ярко звёзд мерцанье» ,
В. Песков «Средняя полоса России»,
К Бальмонт «Ветер. Взморье. Вздохи ветра»

Оборудование: Плакат, алгоритм действий, карточки.



Ход урока:


Оргмомент.

Сообщение темы урока. Целеполагание.

1.Чтение стихотворения учителем.

Золотые нивы.
Гладь да блеск озёр.
Светлые заливы,
Без конца простор.
Звёзды над полями,
Глушь да камыши

(Иван Саввич Никитин.)
- Знаете ли вы, кто автор этих строк?
- При прослушивании этого отрывка , что необычного вы заметили?

(Здесь нет глаголов)

- Действительно, одни восхищались тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.
Л.Толстой отмечал: «Нет ни одного глагола. Каждое выражение – красота.»
Другие усматривали в этой безглагольности посягательство на законы поэтики. А.Фет, А.Блок, А.Цветаева, Велимир Хлебников и др. поэты часто использовали этот приём.

- Перед вами первых две строчки этого стихотворения.
Выделите грамматическую основу.
- Чем выражена грамматическая основа?
- Что такое имя существительное?
- Следовательно, как называются такие предложения?

- Тема нашего урока назывные предложения.

- Р., определите цели урока: что вы должны узнать, чему научиться?
(Плакат на доску)




Оформление записей в тетради ( число, классная работа, назывные предложения)



Изучение нового материала.

1.Работа с учебником (с. 106), 24

(Самостоятельное чтение учащимися)

- Составим коллективный план.

1. Что такое назывные предложения?
2. Какое время выражают назывные предложения?
3. В каких случаях эти предложения приобретают указательное значение?
4. Где и с какой целью употребляются назывные предложения? ( Отпечатанный план на партах)

- Обратимся к упр. 242

Задание. 1. Среди первых 5 предложений найдите назывные. Аргументируйте ответ.
2.Обратите внимание : чем отличаются назывные предложения друг от друга по структуре?
( Распространённые и нераспр.)


- А теперь мы с вами окунёмся в мир стихии и запишем прекрасное четверостишие Константина Дмитриевича Бальмонта.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
- Найдите назывные предложения. Выделите грамматическую основу
- Какая картина рисуется в вашем воображении?

( Наступил вечер. Находимся на берегу моря. Дует лёгкий ветерок. Волны медленно , как говорит автор, величаво накатываются на берег.)
- Рисуя картину, вы используете двусоставные предложения. Подумайте почему автор использует назывные предложения?

( В тексте появляется стремительность, т.е. динамичность действия, которое происходит в настоящем времени. Автор немногословно, лаконично обрисовывает картину приближения бури.)

- Р., давайте обратим внимание на орфограммы данного поэтического текста.

- Какие слова вам непонятны? Найдём их в толковом словаре С.И.Ожегова.
(Величавый, чары, чёлн)

- Четверостишие рисует картину приближающейся бури.
Какие средства выразительности использует автор?

Эпитеты – величавый возглас, чуждый чарам.
(Они создают образ.)

Метафоры – вздохи ветра, возглас волн.
(Очеловечивание природы, ощущение волшебства.)

- Какой звук повторяется в последней строчке?
( Ч )- какие ассоциации вызывает?

Этот приём в литературе называется звукопись.

Закрепление.

- Перед вами карточки А, Б, В. Выберите одну из карточек. Внимательно прочитайте задание, постарайтесь правильно его выполнить.

КАРТОЧКА А


Объяснить пропущенные орфограммы. Найти назывные предложения. Выделить грамматическую основу.

Град. Иней. Туманы и росы. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Вот и зимний узор на окнах Красота.

( В.Песков – журналист. Из статьи «Средняя полоса России»)

КАРТОЧКА Б

Распространите данные предложения.

Луна.
Вечер.
Утро.
Лето.
Ночь.
КАРТОЧКА В


Напишите сочинение – миниатюру по репродукции картины Б.В.Щербакова «Русь подмосковная»


Подведение итогов.


- Вернёмся к плану и подведём итоги нашей работы.

( Назывные предложения употребляются в художественной литературе ( поэзии, прозе), в газетных, журнальных очерках и статьях. Писатели лаконично рисуют место и время действия, пейзаж.)


Контроль знаний. Тест.*


1. Найдите назывные предложения.
А) Умную голову почитают смолоду.
Б) Тишина и безлюдье.
В) Дрогнет задетая кем – то ветка.

2. Укажите распространённые назывные предложения.
А) Мороз и солнце.
Б) День чудесный!
В) Сосны, кедры, пихты, ели.
3. Найдите назывное предложение с указательным значением.
А) Весна!
Б) Голубые озёрца льна.
В) Вот и родная сторона!


Домашнее задание
- Красота родного края, полная поэзии и прелести всегда трогает и волнует наше сердце. Поэтому одним из вариантов д/з будет написание сочинения – миниатюры на одну из тем: «Ночная тишина» , «Утро в лесу». Или на выбор упр. 243 или 244.
( Написать на обратной стороне доски)

Рефлексия.

- Итак, внимание. Каковы цели урока? Удалось ли их реализовать?

- Где вы сможете применить свои знания?


( При выполнении творческих заданий , например, заметки в газету)

- Понравился ли вам урок? Когда будете выходить, оставьте у меня на столе сигнальную карточку соответствующего цвета.
Самооценка
15