Мастер-класс Наше здоровье в наших руках


ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Мастер-класс в рамках зонального тура
республиканского конкурса «Учитель года – 2014»
«Наше здоровье в наших руках»
Составитель:
Крашенинникова А.М.
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей-интернат
(школа для одарённых детей)
г. Буинска РТ»


2014
Мастер-класс

Наше здоровье в наших руках
Цель: содействовать сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
Задачи: 
обсудить вопросы здоровьесбереженияподелиться опытом работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация,
«Су-джоки», коврик массажный, тёмный мешочек с загадочными предметами.
Методы работы с аудиторией: эвристическая беседа, практическое выполнение упражнений.
Ход мастер - класса:
Активизация и мотивация для работы.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
- Скажите, пожалуйста, почему мы приветствуем людей словом «здравствуйте». (Высказывания участников)
Да, здоровье для человека самая главная ценность.  Не  случайно  в  «Толковом  словаре  живого  великорусского  языка»  В.И.  Даля  «здравствуйте»  и  «здоровье»  помещены  в  одной  словарной  статье.  Здороваться  означает  желать  человеку  самого  главного  —  здоровья. 
Постановка проблемы
- А что такое здоровье? (Высказывания участников)
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Одной из приоритетных задач ФГОС является «сохранение и укрепление физического и психического здоровья» учащихся, формирование у них ценности здоровья; выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Обоснование темы, цели мастер- класса
Урок – это основная единица образовательного процесса. Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?
(высказывания участников)
Забота о здоровье учащихся – обязанность каждой школы, каждого учителя.
Учитель может многое сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников и не только школьников, но и своего. Ведь ключик к здоровью находится в наших руках, нужно, только, умело ими воспользоваться.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности:
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Я же остановлюсь на средствах двигательной направленности.
Из опыта работы
Двигательную направленность составляют элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики, самомассаж.Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам. Их дети любят называть оживлялками т.к они мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий. У каждого учителя в копилке есть свои «оживлялки». Я поделюсь со своими.
«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». А ведь руки являются вышедшим наружу головным мозгом. Проверим? Что у меня в мешочке?
(Угадывают предметы в мешочке)
Наше здоровье в наших руках (Раздать су-джоки)
Су-джок терапия, обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является лучшим средством оздоровления, существующей в настоящее время (Показать). Данную технологию использую в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по коррекции звукопроизношения:
Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ёжик.
Развивается мелкая моторика, речь, внимание, память. (Можно выполнять используя гранёный карандаш, шишки, орехи…)
А вот другой массаж пальчиков «Дождик»
Сначала трём ладошки. Это поднимается ветер, листья шуршат.
Щёлкаем пальцами. Это начинается дождь, капают капли.
Дождь пошёл сильнее – хлопки.
Начинается ливень - хлопаем по коленям.
Начинается град- хлопаем по коленям и топаем ногами.
Всё в обратном порядке.
Выглянуло солнышко – поднимаем руки вверх, улыбаемся.
Наши волшебные пальчики помогают выполнить и кинезиологические упражнения:
«Ленивые восьмерки»: (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания). Дети рисуют в воздухе в горизонтальной (вертикальной) плоскости «8» по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют это движение обеими руками.
«Ухо – нос»: (согласование деятельности, активизация внимания, улучшение мыслительной деятельности). Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Ушная раковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела. Плотно обхватив ушную раковину ладошкой так, чтобы большой палец обнимал сзади всё ухо, остальные пальцы впереди сжимаем в кулачок. Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, с каждым разом усиливая тягу.
Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны. Да, не бойтесь. Наши уши крепко к нам привязаны, просто так не растянутся.Если уши еще на месте, крутим их по часовой стрелке.Теперь прикладываем ладошку к уху и вращаем против часовой стрелки.Что? Уши присосались к ладошке? Тогда с силой оторвем их (ладони, не уши). И ещё пару раз: присасываем - отрываем. Лучше слышать будем.На каждое упражнение по 5 - 10 движений. Тест: уши должны быть красными, гореть и ощущаться раздувшимися. Как у слона. Есть такое? Значит всё сделано правильно! Эти упражнения помогают зарядиться энергией и силой, поднимается работоспособность.
А вот ещё одно упражнение: «Пол, нос, потолок» 
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите:
«Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то в третьем ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Глаза – зеркало нашего душевного, эмоционального и физического состояния и ежедневная зарядка просто необходима (Выполняем зарядку для глаз). Чтобы мышцы глаз были гибкими и подвижными – необходимо тренировать всё тело. Зарядка для глаз.
А улыбка  - великая сила. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее дарит. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Улыбайтесь чаще!
В заключении рекомендую аутогенные упражнения в сочетании с диафрагмальным дыханием – это активная релаксация: глубокое медленное дыхание, где активно начинает функционировать диафрагма. Отсюда и название – диафрагмальное дыхание (брюшное). Польза диафрагмального дыхания как говорится «на лицо», ведь диафрагму зачастую называют вторым сердцем, а второе сердце уж точно не помешало бы каждому из нас.
Сеанс психофизической тренировки – диафрагмальное дыхание
Ноги находятся на ширине плеч, носки внутрь, колени слегка согнуты, таз чуть-чуть отведен назад, спина прямая, голова поднята, руки на животе – таково положение тела для достижения наибольшей расслабленности.
Выдох через рот – втянуть живот, задержка дыхания, расслабить живот и начать вдох.
Вдох через нос – живот вперёд, таз выгнуть назад и т.д.
Это дыхательное упражнение полезно выполнять утром и вечером (или по мере необходимости) в течение 10 – 15 минут (начинать с 5 минут).
Рефлексия.
- Что вы узнали новое для себя?
- Спасибо.
Наше здоровье и здоровье детей в наших руках, в прямом и в переносном смысле.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
Список литературы:
.
1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. «Вако» 2004
2. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М. «Вако» 2005
3. Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка – новая технология сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса (Ивановский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.