Элективный курс по математике 11 класс Уравнения, содержащие знак модуля »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 станции Паницкая Красноармейского
района Саратовской области»
«Согласовано»
Руководитель МО
/_____________/
Протокол № 1
от «___» ___________ 2015г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №7 ст.Паницкая»
______ /_______________/
«___» _______________ 2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«СОШ №7 ст.Паницкая»
___________ /М.В.Бурова/
Приказ № ____
от «___» ____________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету «математика»
( Элективный предмет)
«Уравнения, содержащие знак модуля »для учащихся 11 класса среднего общего образования
(базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Залова Лена Сафарбей кызы учитель математики

Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.
Необходимость такого курса вызвана несколькими причинами:
•результаты ЕГЭ 2005-2014 годов приводят к выводу о том, что выпускники испытывают серьезные затруднения при решении уравнений с модулем.
•необходимостью формирования логического мышления и математической культуры у школьников;
•тесной взаимосвязью таких задач с физическими процессами и геометрическими закономерностями;
•задания абитуриентов почти на 50% представлены подобными задачами, которые и определяют цели данного курса.
Практика работы в школе показывает, что задачи с модулем представляют для школьников наибольшую трудность, как в логическом, так и в техническом плане, поэтому уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули - это один из труднейших разделов школьного курса математики. В этом случае, кроме использования алгоритмов решения уравнений, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить множество тонкостей, спрятанных в задаче. Уравнения и неравенства с параметрами и модулями - это тема, где проверяется не «натасканность» ученика, а подлинное понимание им материала. И, естественно, что цена задачи резко возрастает, если в нее включен модуль, и возрастает вдвойне, если задание решено не традиционным, шаблонным, а нестандартным, оригинальным способом.
Данный элективный курс знакомит учащихся с функционально-графическими методами решения алгебраических задач с модулем. К сожалению, в школьной программе этим заданиям мало уделяется времени и практикум призван восполнить данный пробел. Одновременно, элективный курс призван, не только дополнять и углублять, знания учащихся, но и развивать их интерес к предмету, любознательность, логическое мышление.
Решение уравнений, систем с модулем открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.
Характеристика учебного предмета
Элективный курс позволяет значительно сократить разрыв между требованиями, которые предъявляет своему абитуриенту ВУЗ и требованиями, которые предъявляет к своему выпускнику школа.
Поэтому, особая установка элективного курса - подготовка учащихся к конкурсным экзаменам в ВУЗы соответствующего профиля, и поэтому, преподавание должно обеспечить систематизацию знаний и умений, учащихся на уровне, предусмотренном программой вступительных экзаменов, так как учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются и с другими задачами.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 11 классе общеобразовательных школ.
Этот курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня математической культуры.
Цель курса
•изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;
•сформировать у учащихся представление о задачах с модулем, как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
•научить применять аналитический метод и решение задач с модулем;
•научить приемам выполнения изображения на плоскости и их использованию в решении задач с модулем;
•научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
•пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике, повышение математической культуры учащихся;
•привитие навыков употребления функционально-графического метода при решении задач;
•способствовать подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.
Специфика учебного предмет
Элективный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, концентрации внимания и математической культуры учащихся, расширяет по сравнению с общеобразовательной программой сферу математических знаний, побуждает их к исследовательской деятельности, существенно повышает графическую культуру школьников. Воспитательный эффект курса заключается в формировании таких важных качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, аккуратность;
Образовательные технологии: ИКТ технологии, технология трансформирования ЗУНов, технология поэтапного формирования умственных действий, технология коллективного взаимообучения, технология полного усвоения, проблемное обучение.
Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Особое внимание необходимо уделять развитию речи учащихся, формированию у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
Формы уроков: лекции, урок-семинар, урок-практикум, защита проектов, презентации, уроки контроля.
Планируемые результаты
Знать:
•решать линейные и квадратные уравнения с параметром;
•строить графики элементарных функций, и их комбинации, усложненные модулями;
•решать иррациональные, логарифмические, тригонометрические, показательные уравнения с параметром как аналитически, так и графически;
•применять аппарат алгебры и математического анализа для решения прикладных задач;
•иметь четкое представление о возможностях функционально-графического подхода к решению различных задач.
:
•уметь решать линейные, квадратные уравнения и неравенства, система двух линейных уравнений с двумя переменными, несложные иррациональные уравнения с одним параметром при всех значениях параметра;
•использовать в решении задач с параметром свойства квадратичной и линейной функции;
•устанавливать свойства функции у = хр, у = и изображать их графики при различных значениях р и п;
•изображать графики функции у = f(x-a) + b, y = af(bx) по известному графику функции у = f(x);
•изображать графики функции
и уравнений
по известному графику функции у = f(x);
•использовать графики функции и уравнений при изображении множеств точек плоскости, заданных неравенствами, системами неравенств;
•овладеть методами решения задач с параметрами и модулем с использованием графических интерпретаций;
•осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;
•владеть техникой использования каждого метода.
информационная компетенция:
В процессе обучения математике формируются следующие компетенции:
ценностно-смысловая, общекультурная компетенция: учебно-познавательная компетенция:
Календарно-тематический план
по математике ( элективный курс ) в 11 классе (1 ч в неделю, всего 34 ч)

урока
Наименование тем уроков
Кол-во часов
Дата проведения
По плану По факту
1 Понятие модуля 1 2 Решение уравнений по определению модуля. 1 3 Построение графиков, содержащих знак модуля 1 4 Построение графиков, содержащих знак модуля. Решение задач 1 5 Решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений. Правила. 1 6 Способы решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений. 1 7 Методы решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений. 1 8 Рациональные уравнений с модулем 1 9 Обобщенный метод интервалов. 1 10 Тригонометрические уравнения 1 11 Иррациональные уравнения 1 12 Иррациональные уравнения, содержащие знак модуля 1 13 Показательные уравнения 14 Показательные уравнения, содержащие знак модуля 1 15 Логарифмические уравнения содержащие знак модуля 1 16 Уравнения с параметром, содержащие знак модуля. 1 17 Метод приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром а. 1 18 Способ приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром а. 1 19 Графический способ решения уравнений и неравенств 1 20 Графический способ решения уравнений и неравенств содержащие знак модуля 1 21 Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений. 1 22 Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений. Решение задач 1 23 Использование производной при решении задач с параметрами 1 24 Задачи на максимум и минимум 1 25 Комбинированные задачи с модулем и параметрами 1 26 Обобщенный метод областей. Теоремы 1 27 Обобщенный метод областей. Решение задач 1 28 Зачет. Обобщенный метод областей 1 29 Нетрадиционные задачи. 1 30 Способы решения нетрадиционных задач 1 31 Методы решения нетрадиционных задач 1 32 Тест. Нетрадиционные задачи. 1 33 Задачи группы "С" из ЕГЭ. 1 34 Итоговое тестирование 1 Всего 34 часа Инфопмационно –методическое обеспечение
Литература для учителя
Е.Е.Калугина. уравнения содержащие знак модуля. Математика :Элективный курс. Илекса. Москва. 2012год
2.Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса: Учеб. пособие для школ и классов с угулб. изуч. матем. – М.: Просвещение, 2012
3.Гуськова Л.Н. Уравнения с параметрами. Методическое пособие. Казань 2012.
4.Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы: условия решения. –М.: Школа-Пресс, 2013.
5.Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2012
6.Иванов А.П. Тесты и контрольные работы для систематизации знаний по математике:
7. Учебное пособие для абитуриентов. Ч. 1 и 2. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2013.
8.Литвиенко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия. – М.: ABF, 2012.
9.Лысенко Ф.Ф. ЕГЭ. Тесты. 2015.
10.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ математика. Новая версия. 2015.
11.Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2014.
Литература для обучающихся
1.Алгебра: Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова; Под редакцией С.А. Теляковского. -12-е. – М.: Просвещение, 2013.
2.Алгебра: Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова; Под редакцией С.А. Теляковского. -11-е. – М.: Просвещение, 2012.
3.Алгебра: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова; Под редакцией С.А. Теляковского. -10-е. – М.: Просвещение, 2013.
4.Алгебра: 8 класс.: Задачник для общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. -3-е изд., испр. М.: Мнемозина, 2013.
5.Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудицин и др.; Под редакцией А.Н. Колмогорова. -12-е изд. – М.: Просвещение, 2013
6.Балаян Э.Н. Микросправочник по математике для выпускников и абитуриентов. Ростов н/Д, 2012.
7.Балаян Э.Н. Репетитор по математике для поступающих в вузы. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2014.
8.Балаян Э.Н. Математика. Сам себе репетитор. Задачи повышенной сложности. Серия «Абитуриент», Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2013.
9.ЕГЭ 2010. Математика: репетитор / В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. – М.: Эксмо, 2009. -320с.
10.Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. М.: изд-во «Экзамен», 2014.
Адреса электронных ресурсов:
ГИА открытый банк
http://mathgia.ru:8080/or/gia12/
ЕГЭ открытый банк
http://mathege.ru/or/ege/Main
Досье учителя математики: рабочие программы, программы для компьютера, планирование, методическая копилка
http://www.mathvaz.ru/
Электронный журнал - Компьютер школьного учителя математики
http://www.valeryzykin.ru/
Ларин Александр Александрович. Математика. Репетитор.
http://alexlarin.net/
Сообщество Учителей Математики Саратовской Области (СУМСО)
http://www.openclass.ru/community/170183
Сообщество Профильная математика
http://www.openclass.ru/community/108170
Сайты с материалами по международным тестированиям
http://www.centeroko.ru/