Сообщение на тему: Экспериментальное исследование усвоения исторических понятий.


ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1. Экспериментальное исследование усвоения исторических понятий
Изучение словаря исторических терминов выявлялось путем наблюдения за детьми в процессе уроков, а также при выполнении индивидуальных заданий во время беседы на уроке и во внеурочное время.
Для выявления уровня словарного запаса проводила работу по трем методикам и специально разработанному анкетированию.
Методика 1. "Объяснение значений слов" (адаптивная) по методике Т.А.Власовой.
Цель: выявление уровня знания лексического значения слова.
Инструкция: «Ответь, что это обозначает?»
-Столица это – … главный город страны;
-Президент это-…глава нашего государства.
-Россияне это -…жители России;
-Граница это-… линия, которая отделяет территорию нашей страны от территории других стран…..; и т. д.
Методика № 2. "Назови, одним словом" (адаптивная) по Т.И.Власенко.
Цель: Определение обобщенных понятий.
Инструкция: « Скажи, как можно назвать одним словом.»- Наука о прошлом человечества? (история)
- Люди, от которых мы произошли? (предки)
-Страна, где ты родился? (Родина)
-Помещение, где хранятся вещественные памятники истории? (музей) и т. д.
Методика № 3. « Твои ассоциации к слову» (адаптивная) по В.В.Чиркиной.
Цель: определение уровня понимания учащимися лексических значений исторического словаря.
Инструкция: «Подбери слово, которое ассоциируется со словом
- Ратник - … воин;
- Дружина - … княжеское войско;
- Оборона - … защита;
- Секира - … боевой топор;
- Копье - … метательное оружие, с металлическим наконечником; и т. д.
Так же в своей работе я использовала метод анкетирования.
Анкета включает в себя 8 понятий и определений к ним.
К каждому вопросу было предложено три ответа, один из которых был правильным.
Детям необходимо было выбрать правильный ответ.
Цель анкетирования: определить уровень сформированности активного словаря исторических терминов.
Анкета «Найди правильный ответ и подчеркни его»
1.Люди, которые изучают прошлое человечества по раскопкам. Археологии историки предки
2.Объединение людей, которые всем пользовались сообща. семья община племя
3. Самый старый, мудрый и уважаемый член общины. князь президент старейши-на4. Место, где жили славяне деревня поселение город
5. Изгородь из заостренных бревен (колов) вокруг славянского поселения частокол забор плетень
6. Жилище славян амбар хлев изба
7. Основной вид занятий восточных славян. бортничество скотоводст-воземледе-лие8. Приспособление для рыхления земли. борона соха серп
В целом, речь у учащихся с нарушением интеллекта характеризуется невыразительностью высказывания, запас слов этих учащихся очень беден. На вопросы учащиеся отвечают односложно или кивком головы. Словесные инструкции воспринимают фрагментарно после неоднократного повторения. Сами говорят мало, неохотно, их речь крайне примитивна.
А также из наблюдений на уроках можно сказать, что все отмеченное выше сочетается с неустойчивостью внимания, слабой памятью, низкой работоспособностью. Поэтому работа по формированию активного словаря исторических терминов детей с нарушением интеллекта должна строиться с учетом всех этих особенностей.
Систематическая работа над историческими терминами и понятиями способствует прочному их усвоению. Проведенный анализ подтверждает, что применяемые методики дают хорошие результаты.