РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»


РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Описание опыта работы
Кисиленко М.А.,
воспитателя МДОУ№119
Дайте детям радость труда!
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости
и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим
В. А. Сухомлинский
Обоснование актуальности опыта
Актуальность проблемы нравственно-трудового воспитания обусловлена тем, что в современном обществе личностная выгода, приоритет собственных интересов являются основными ценностями для человека. Происходит размытие понимания труда с преобладанием материальных благ в существовании человека и нивелированием духовных ценностей. Современный человек воспринимает трудовую деятельность лишь как механизм преумножения финансов, конвертируя свой труд в денежные единицы и забывая об этической, духовной составляющей труда. Такая ситуация обусловлена нарушением парадигмы нравственно-трудового воспитания в дошкольном возрасте.
Согласно государственному образовательному стандарту дошкольного образования, трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. В условиях современного быта, когда темп жизни постоянно ускоряется, значительная часть взрослых произвольно или непроизвольно ограждают детей от посильной трудовой деятельности.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Освещение основной идеи опыта, его инновационная и практическая значимость
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, как одна из составляющих всестороннего развития ребенка основывается на определенной сумме знаний, уровне их принятия и осмысленности. Знания стимулируют развитие нравственных чувств ребенка и побуждают ее к деятельности. Оставаясь актуальной на протяжении всей истории развития человечества, проблема трудового воспитания детей требует современных подходов к своему решению.
Основная идея опыта заключается в том, что создание определенных условий, целенаправленная и системная образовательная работа по трудовому воспитанию будет способствовать формированию у ребенка стойкого убеждения, что труд является прекрасной жизненной необходимостью человека, а ее результат – ценностью.
Благодаря планомерной работе по формированию социально- коммуникативной компетентности в трудовой деятельности, основанной на интегративном подходе к обучению и воспитанию дошкольников, у детей развиваются не только физические силы, но и формируется ловкость в применении собственных сил и возможностей в повседневной жизни; закладываются нравственные качества: уважение к труду, трудолюбие, ответственность, честность и т.п.; закаляется организм; происходит моделирование возможного развития благодаря выделению из всего разнообразия жизни ценностных ориентиров.
Инновационная и практическая значимость основывается на эффективном сочетании различных форм, методов и приемов, доступности и целесообразности предлагаемого познавательного материала, создании в группе благоприятной среды для трудовой практической деятельности. Работа с детьми строится на деятельностном и интегративном подходе к обучению и воспитанию.
Технологичность опыта
Работа по вопросам трудового воспитания была начата с определения и соблюдения условий для организации трудовой деятельности дошкольников.
Условия организации трудовой деятельности детей:
санитарно-гигиенические (соответствующий температурный режим, чистота воздуха, наличие специальной формы, специального оборудования и материалов);
психофизические (учет индивидуальных особенностей, обеспечение индивидуального подхода при выборе содержания трудовой деятельности);
эстетические (соблюдение принципа красоты и гармонии на всех этапах трудовой деятельности);
педагогические (наличии цели в деятельности детей, прослеживании связи между мотивом и конечным результатом)
Совокупность этих взаимосвязанных факторов труда влияют на психическое здоровье, работоспособность детей и обуславливают положительный результат деятельности.
Следующим шагом было создание предметно-развивающей среды. Труд детей требует специального оборудования. С помощью родительского комитета группы мы подобрали необходимый материал для его организации:
трудовой деятельности в природе легкий и удобный в использовании и уходе инструмент (лопаты, грабли, совочки) который соответствует росту детей. Он хранится в специально отведенном месте в чистоте и порядке;
ежедневного хозяйственно-бытового труда (щетки-сметки, совки, тазы для мытья игрушек и стирки кукольного белья, прищепки, салфетки для вытирания пыли, мытья листьев комнатных растений и т.д.);
художественного труда (клей, различные виды бумаги, картон, ножницы с закругленными концами, иголки, достаточно больших размеров в игольницах, пуговицы, бусинки, бисер, природный материал хранятся в специальных пластиковых контейнерах и коробочках). Доступ к инструментам контролируется взрослыми.
Пополнили уголок дидактических игр настольными играми «Профессии», «Кому что для труда нужно», «Собери картинку» (профессии, инструменты), «Подбери действие», «Что можно, что нельзя» (правила использования инструментов и оборудования)
Свою деятельность с детьми, в соответствии с Типовой образовательной программой «От рождения до школы», мы строили на интегративном подходе. (Схема 1)
Мы понимали, что для того что бы осуществить трудовое воспитание, необходимо включить детей в трудовую деятельность. Для этого использовали различные группы методов.
методы организации трудовой деятельности (совместный труд детей и взрослых, пример взрослого, показ, пояснение, упражнения);
методы словесно-эмоционального воздействия (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, внушение);
методы стимулирования (поощрения, соревнования).
Как метод привлечения к труду мы так же использовали игру. Игра дает возможность выявлять в игровой форме разнообразные трудовые навыки, т.к. одной из тем детских игр является труд.
Для организации трудовой деятельности мы использовали следующие виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, художественный труд.
В качестве форм организации труда детей, с учётом возрастных особенностей детей, мы использовали:
трудовые поручения (поручения, связанные с участием в играх, использованием игрушек, организацией занятий, бытовые поручения, поручение помогать малышам, поручение-просьбу взрослых, поручения, связанные с работой в уголке живой природы, на земельном участке детского сада и т.д.));
дежурства (по столовой, на занятиях, в уголке живой природы; способствовали воспитанию чувства ответственности, умения взаимодействовать со сверстниками);
коллективный труд (совместный труд по уборке территории участка от листьев, снега; посев семян на огороде; мытье игрушек; стирка кукольного белья; ремонт книг и т.д.)
Наиболее удачными в своей работе мы считаем использование проектной технологии. За время работы над проблемой трудового воспитания были составлены и апробированы трудовые проекты, которые очень полюбились воспитанникам. Вместе с детьми и родителями мы реализовали проекты «Кто любит труд, того люди чтут!», «Чудо-огород на окошке растет!» Вся работа с детьми осуществлялась при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязывалась» ребенку.
Результативность профессиональной деятельности
Данный опыт работы разрабатывается и внедряется в Макеевском дошкольном образовательном учреждении №119 ясли-сад общеразвивающего типа в группе «Барвинок».
Подтверждением эффективности работы является то, что воспитанники группы «Барвинок»:
овладели умениями, позволяющими выполнять содержание трудовой деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом, ручном труде, в уходе за растениями и животными;
в процессе деятельности сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов;
в процессе работы научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя;
сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу;
проявляют желание трудиться, выполнять свои обязанности;
научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
Перспективность опыта
Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска новых подходов, активное сотрудничество с родителями и продолжение развития навыков посильной трудовой деятельности в подготовительной к школе группе.
Схема 1
Интеграция с другими образовательными областями
Социализация Развитие игровой деятельности. (Разделы: «дидактические игры», «сюжетно-ролевые игры»),
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. (Разделы: «семья», «детский сад», «родная планета»). Цель: Реализация имеющихся знаний, умений, усовершенствование приобретенных навыков трудовых действий.
Познание Формирование ценностной картины мира. (Разделы: «Предметное и социальное окружение», «Ознакомление с природой»).Цель: Получение простейших представлений, знаний о  труде, трудовых процессах.
Коммуникация Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Художественное творчество Развитие продуктивной деятельности. (Разделы: «рисование», «лепка», «аппликация»). Чтение художественной литературы Формирование интереса и потребности в чтении.