Исследовательская работа Сопоставление русских и башкирских фразеологизмов-зоонимов


Сопоставление русских и башкирских фразеологизмов-зоонимов.
Ахмерова Ильнара, 11 кл.
ГБОУ Республиканский политехнический лицей интернат, г.Кумертау, р.Башкортостан
Руководители: Икбаева Л.Г
Фразеологический состав русского и башкирского языка структурно и семантически разнообразны, что позволяет рассматривать их с разных позиций. В нашей работе мы рассматриваем фразеологизм (фразеологическую единицу) как номинативную единицу языка, соотносимую со словом
В нашем исследовании рассматриваются лингвокультурологические и семантические свойства фразеологических единиц, имеющих в своей структуре определенный компонент. В данном случае это компонент, восходящий к лексемам-зоонимам, так как именно через сравнение с окружающими его животными человек постигал действительность, постигал самого себя в этой действительности. Такие фразеологизмы представляют большой интерес не только с точки зрения языка, но и с точки зрения философии, истории, культурологии, так как, возникая на основе образного представления о том или ином животном, они наиболее ярко и непосредственно отражают национальную самобытность языка через систему оценочно-образных эталонов.
Актуальность исследования обусловлена неполным изучением в русском и башкирском языках фразеологизмов с компонентом-зоонимом и состоит в том, что на материале фразеологических единиц рассматриваются семантические свойства таких фразеологизмов и анализируются зоофразеосемантические гнезда. являются одним из основных источников культурно-национального наследия русского и башкирского народа.
Объектом изучения стали русские и башкирские фразеологизмы с компонентом-зоонимом.
Цель работы – создание семантической классификации фразеологизмов с компонентом-зоонимом, описание их лингвокультурологических свойств.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:
 1.составить перечень фразеологических единиц с компонентом-зоонимом, представленных в словарях;
2.рассмотреть лингвокультурологические свойства фразеологизмов с компонентом-зоонимом;
3.раскрыть роль и активность компонентов-зоонимов в образовании исследуемых единиц;
выявить принадлежность фразеологизмов с компонентом-зоонимом к семантико-грамматическим классам;
Материалом исследования послужили русские и башкирские фразеологические единицы с компонентом-зоонимом в словарях.
Практическая значимость исследования определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в преподавании русского и башкирского языка, в школьной практике – на факультативных и кружковых занятиях.
Язык – это путь, по которому человек проникает не только в современную ментальность нации, но и в воззрения древних людей на мир, общество и самих себя. Вся многовековая культура народа отражается в его языке, каждый язык специфичен и уникален, так как по-разному фиксирует и отражает деятельность человека.
Хранителем культурной информации является любой текст, а всякий фразеологизм – это минимальный текст, который и содержит определенную информацию. фразеологический состав языка – это «зеркало, в котором лингвокультурная общность идентифицирует свое национальное самосознание», особенно фразеологизмы как бы навязывают носителям языка особое видение мира, ситуации.
Наиболее ярко ментальность русского и башкирского народа проявляется во фразеологизмах с компонентом-зоонимом. Животные всегда жили рядом с человеком. Домашние животные – это помощник, друг, еда и одежда; дикие животные – это, в первую очередь, пропитание, без которого человек не может обойтись. Кроме того, животные были и мерилом многих человеческих качеств – как физических, так и нравственных. Соответственно, животные (и домашние, и дикие, и птицы, и насекомые) всегда были в центре внимания человека. И это не могло не отразиться и во фразеологизмах русского и башкирского народа. Люди подмечали поведение животных, их повадки и переносили эти свойства на человека, сравнивали поведение животных с поведением людей. При использовании названий животных во фразеологизмах народ чаще был склонен отмечать отрицательные черты, чем положительные.
ВЫВОДЫ:
1. Фразеологические единицы с компонентом-зоонимом участвуют в формировании пяти номинативных классов, при этом представленность их в том или ином классе неодинакова.
2. Формируя предметное значение во фразеологизме, компоненты-зоонимы чаще всего называют лицо, реже абстрактные понятия, группу лиц и время – единичны.
3. Все фразеологизмы, несмотря на общность компонента, имеют свое индивидуальное значение, входят в состав разных семантико-грамматических классов, а следовательно, имеют и различное категориальное значение.