Тематическое планирование по технологии в 6 классе с пояснительной запиской


Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по технологии (письмо МОН РФ № 03-1263от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») с учетом рекомендаций методических служб и авторской программой основного общего образования «Технология. 6 класс» и к программе «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2006)
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам; требования к уровню подготовки учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета «Технологии» в 6 классе выделено: 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривает изучение материала по следующим образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность.
- история, перспективы и социальные последствия технологии и техники;
-получение, обработка, хранение и использование информации.
Базовыми для программы являются разделы: «Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки», «Кулинария». Программа включает в себя так же разделы: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения. Работа на швейной машине», «Рукоделие», «Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды», «Интерьер жилого дома», «Гигиена девушки».

Цели:
Изучение предмета «Технология» и реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности.
- овладение общетрудовыми и социальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства; безопасными приемами труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов.
-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей.
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности , предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования;
- технологию приготовления и требования к качеству готовых блюд, правила подачи к столу;
- правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа, особенности моделирования плечевых изделий;
- технологическую последовательность обработки изделия, выявления и исправления дефектов изделия;
- единство стиля костюма, косметики и интерьера
Учащиеся должны уметь:
- оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;
- приготавливать пресное тесто и блюда из него;
- работать с журналами мод, моделировать фасоны платья
Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной.

Результаты обучения
Ожидаемые результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, необходимых для создания продуктов труда; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда.
Используемая литература:
Учебник «Технология» для 6 класса. Автор Симоненко В. Д. Издательство «Вентана-Граф» 2006 год.
Программа общеобразовательных учреждений по трудовому обучению. Издательство «Просвещение» 2006 год.
«Технология». Поурочные планы по учебнику под редакцией В. Д. Симоненко. Вариант для девочек. 6класс

Календарно-тематическое планирование
№ Наименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Количество часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Вид контроля (измерители) Элементы дополнительного содержания Д/ЗДата проведения
план факт
Вводный инструктаж по технике безопасности 2 Урок-лекция Правила поведения в кабинете»Технология», внутренний распорядок кабинета, правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, правила оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травмированияТехника безопасности Фронтальный опрос Инструкции по правилам безопасности 1 Элементы материаловедения Краткие сведения о натуральных волокнах животного происхождения 2 Урок-лекция с элементами демонстрации Натуральные волокна животного происхождения ( шёлк, шерсть, пух ). Способы их получения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Различать волокна животного происхождения. Знать способы получения волокон и нитей. Фронтальный опрос, таблица 1 § 1, заполнить табл. 1 Простые переплетения. Дефекты тканей 2 Лекция с элементами практикума Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Дефекты ткани. Уметь различать простые переплетения. Знать понятие раппорта и определять дефекты тканей Практическая работа 1. Фронтальный опрос §2. Составить коллекции образцов Свойства тканей 2 Лекция с элементами демонстрации Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей. Краткие сведения об ассортименте тканей Распознавать волокна и нити из хлопка, льна, шёлка и шерсти Проверочная работа по разделу 1 «Материаловедение» § 3, таблица 3. Повторить § 1, § 2. 2 Элементы машиноведения. Работа на швейной машине Регуляторы швейной машины 2 Лекция с элементами демонстрации Механизмы преобразования движения. Принцип их действия и обозначения на кинематических схемах. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины (длины стежка, прижима лапки, натяжения верхней и нижней нитей). Регулировка качества машинной строчки путём изменения силы натяжения верхней и нижней нитей Знать устройство и принцип действия регуляторов швейной машины, механизмы преобразования движения и принцип их действия Фронтальный и индивидуальный опрос. Практическая работа 2 § 4, вопросы на стр. 24, выучить табл. 4 Устройство, подбор и установка машинной иглы 2 Урок-лекция с элементами демонстрации и практикума Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную машину. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной её установкой Уметь устанавливать иглу в швейную машину, устранять неполадки в работе швейной машины Индивидуальный опрос с элементами демонстрации § 5 (стр.25-30),рис. Машинной иглы, табл.5 в рабочей тетради Машинные швы. Уход за швейной машинкой 2 Урок-лекция с элементами практикума Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Выполнение образцов машинных швов. Уход за швейной машинкой, чистка и смазка Уметь выполнять различные виды швов, знать устройство швейной машины для правильного ухода за ней Фронтальный и индивидуальный опрос с элементами практикума. Проверочная работа по разделу «Элементы машиноведения, работа на швейной машине». Повтор §4,5,6. Знать основные понятия по разделу 3 Рукоделие Подготовка к вышивке 2 Урок-лекция с элементами практикума и демонстрации Традиции, обряды, семейные праздники. Отделка изделий вышивкой. Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора в художественной отделке вышивкой. Теплые и холодные цвета. Цветовой фон. Яркость и насыщенность цвета. Способы увеличения и уменьшения рисунка Знать порядок подготовки изделия к вышивке. Уметь различать композицию, ритм, раппорт, орнамент. Знать, что такое хроматические и ахроматические цвета Фронтальный и индивидуальный опрос § 14, вопросы на стр.97, знать все определения по теме 4 Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки Классификация одежды и требования, предъявляемые к ней 2 Урок-лекция Понятие одежда, классификация её на лёгкую и верхнюю, поясную и плечевую. Эстетические и гигиенические требования к одежде Знать классификацию одежды и требования ,предъявляемые к ней Фронтальный и индивидуальный опрос § 7, вопросы в конце пар. Снятие мерок для построения чертежа юбки 2 Урок-лекция с элементами демонстрации и практикума Конструкции юбок (прямые, клиньевые, конические). Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической или клиньевой юбки. Условные обозначения мерок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Зависимость величины прибавок от назначения изделия, силуэта, ткани. Знать конструкции юбок. Знать правила снятия мерок и их условные обозначения. Уметь делать прибавки к меркам на свободу облегания. Индивидуальный опрос с элементами практикума. § 8, выучить таблицу стр. 36. Конструирование юбок 2 Урок-лекция с элементами демонстрации Последовательность построения основы чертежа конической или клиньевой юбок. Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели конической юбки. Расчетные формулы. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 в рабочей тетраде с печатной основой и в натуральную величину.Разбираться в расчётных формулах. Знать последовательность построения основы чертежа конической или клиньевой юбок. Фронтальный опроса с элементами практикума. Практическая работа 3 § 9, вопросы стр. 50 Моделирование юбок 4 Урок с элементами демонстрации и практикума Разновидность юбок по силуэту( прямые, зауженные или расширенные к низу, длинные или короткие, в форме колокола и др.). Способы моделирования конических и клиньевых юбок( горизонтальные разрезы, расширение или сужение клина от линии бёдер, расширении клина от линии талии, расширение дополнительными клиньями и др.). Выбор модели юбки. Моделирование юбки. Выбор ткани и отделки. Подготовка выкройки к раскрою. Знать различные способы моделирования юбок. Правильно производить выбор ткани и отделки для моделируемой юбки. Уметь различать юбки по силуэту Фронтальный и индивидуальный опрос § 10, знать основные понятия по теме. Отвечать на вопросы в конце параграфа. Выполнение образцов поузловой обработки 4 Урок-лекция с элементами демонстрации и практикума Назначение соединительных швов: настрочного с открытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами. Их конструкция, технология выполнения и условные графические обозначения. Правила выполнения следующих технологических операций: обработка пояса юбки тесьмой, обработка застёжки на крючки и петли, тесьмой « молния» , разметки и пришивания пуговиц, обмётование швов, застрачивания резинки. Разбираться в соединительных швах и знать их назначение. Уметь различать условные графические обозначения и знать правила выполнения технологических операций Фронтальный опрос. Практическая работа 4 § 11, вопросы стр.83. Подготовить образцы с выполненными работами. Раскройные работы 2 Урок-лекция с элементами практикума Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка. Раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке ( скалывание и смётывание ). Уметь правильно производить раскладку выкройки на ткани, обмеловку, раскрой ткани. Произвести обработку деталей кроя Индивидуальный опрос. Практическая работа 5 § 15, вопросы в конце параграфа. Технологическая последовательность изготовления юбки 2 Урок с элементами практикума Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание юбки. Обработка нижнего среза юбки под резинку. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка юбки. Контроль качества готового изделия. Правильно произвести стачивание юбки и обработку среза. Выполнить отделку изделия и уметь выполнять ВТО Фронтальный и индивидуальный опрос. Сдача готового изделия § 13, подготовить изделие к проверке 5 Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды Уход за одеждой шерстяных и шёлковых тканей 2 Урок-лекция Приёмы отпаривания, ремонта и пришивания фурнитуры к шерстяным и шёлковым изделиям. Правила ухода за одеждой из шерсти, шёлка, а также кожи, замши и велюра. Знать различные приёмы ремонта изделий из шерсти и шёлка и правила ухода за ними Фронтальный опрос § 17, таблицу 25 знать, таблицу 26 в рабочей тетради Ремонт одежды 2 Урок-лекция с элементами демонстрации и практикума Ассортимент и эксплуатационные свойства подкладочной ткани. Ремонт подкладки и карманов. Виды фурнитуры, применяемые при пошиве белья и верхней одежды. Уметь производить ремонт одежды и знать различные виды фурнитуры Фронтальный и индивидуальный опрос § 18, знать основные понятия по теме Уход за обувью 2 Урок-лекция Чистка кожаной обуви. Пасты, эмульсии и кремы для ухода за обувью. Смазывание кожаной обуви жирами. Приёмы сохранения формы обуви. Правила сушки обуви. Чистка замшевой обуви. Правила ухода за обувью из лакированной кожи Различать из какого материала выполнена данная обувь и уметь правильно осуществлять за ней уход Фронтальный опрос. Проверочная работа по разделу: « Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды». § 19, вопросы на стр. 119 6 Кулинария Физиология питания 2 Урок-лекция Минеральные соли, микроэлементы, макроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Суточная потребность в солях. Методы сохранения солей в продуктах при их кулинарной обработке Знать различные методы сохранения солей в продуктах при их кулинарной обработке Опрос фронтальный и индивидуальный § 20, страница 120-наизусть Блюда из молока 2 Урок-лекция с элементами практикума Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Ассортимент питьевого молока. Способы определения качества молока. Условия и сроки его хранения. Изменение состава молока при нагревании. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд из молока. Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и консервированного молока .Посуда для варки молочных блюд. Уметь объяснять значение молока в питании человека. Называть санитарно-гигиенические требования при приготовлении молочных блюд .Объяснять технологию приготовления молочных блюд. Фронтальный опрос. Практическая работа 6 Сделать подборку рецептов молочных блюд Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря 4 Урок-лекция с элементами практики Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов .Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, мороженой, копченой, соленой рыбы и рыбных консервов. Методы определения качества рыбы( по запаху, по цвету жабер, по глазам. Санитарные условия первичной обработки рыбы. Правила оттаивания мороженой рыбы. Способы разделки в зависимости от породы рыбы. Сбор, обработка, хранение и использование пищевых рыбных отходов. Способы тепловой обработки рыбы. Знакомство с видами жаренья. Способы жаренья рыбы и рыбных полуфабрикатов. Роль панировки в процессе жаренья. Кулинарное использование нерыбных продуктов моря: креветок, кальмаров. Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу. Знать пищевую ценность рыбы для организма человека. Уметь определять условия и сроки хранения рыбы и рыбных продуктов. Соблюдать санитарные условия первичной обработки рыбы. Знать способы тепловой обработки и способы жаренья рыбы и рыбных полуфабрикатов. Определять время приготовления блюд из рыбы. Знать различные способы определения готовности блюд из рыбы и правила подачи рыбных блюд к столу. Фронтальный опрос. Практическая работа 7 § 22, 23, 24,ответитть на вопросы в конце пар. Блюда из круп, макаронных изделий 2 Урок-лекция с элементами практики Подготовка к варке круп и макаронных изделий. Правила варки рассыпных, вязких и жидких каш. Краткая характеристика блюд из каш: запеканок, котлет, биточков. Технология приготовления котлет, крупеников. Время тепловой обработки и способы определения готовности. Знать правила варки блюд из круп и макаронных изделий. Разбираться в технологии приготовления данных блюд, времени их тепловой обработки и способах определения готовности Фронтальный опрос. Практическая работа 8 § 25, знать основные понятия по теме Блюда из бобовых 2 Урок с элементами практики Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приёмы, обеспечивающие сохранения в них витаминов группы В. Процессы, происходящие при варке бобовых и соотношение бобовых и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Причины увеличения веса и объёма при варке. Способы определения готовности и подачи готовых блюд к столу. Уметь готовить блюда из бобовых, знать правила их приготовления. Разбираться в процессах, происходящих при варке бобовых и уметь подавать блюда из бобовых к столу. Фронтальный опрос. Практическая работа 9 Подготовить сообщение о разнообразности блюд из бобовых Блины, оладьи, блинчики 2 Урок-лекция с элементами практики Первичная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Блины на опаре. Блины скороспелые. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами . Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу. Знать различные способы приготовления теста блинов, оладий и блинчиков. Уметь выпекать блины скороспелые, с приправами, готовить блины на опаре и подавать их к столу. Фронтальный опрос. Практическая работа 10 § 26, вопросы в конце пар. Сладкие блюда( компоты, кисели) 2 Урок с элементами практики Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Технология приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Виды крахмала( картофельный, кукурузный, рисовый) и его свойства. Приготовление киселей различных консистенций( жидкий, средний, густой). Условия сохранения витаминов при первичной обработке и тепловой фруктов и ягод Уметь готовить блюда их свежих, сушеных и мороженых фруктов и ягод различных консистенций. Знать виды крахмала и роль сахара в кулинарии и питании человека. Фронтальный опрос. Практическая работа 11 § 27, знать основные понятия по теме Сервировка стола к ужину. Элементы этикета. 2 Урок-лекция с элементами практики Составление меню на ужин из двух-трёх блюд. Расчет количества продуктов и времени приготовления блюд. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов и посуды для ужина. Правила подачи десерта. Правила приёма гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки Уметь рассчитывать количество продуктов и времени для приготовления продуктов. Знать набор столовых приборов, необходимых для ужина. Знать правила приёма гостей Фронтальный и индивидуальный опрос § 28 изучить. Отвечать на вопросы в конце пар. Заготовка продуктов 2 Урок-лекция с элементами практики Процессы, происходящие при солении и квашении. Сохранность витаминов в солёных и квашеных овощах. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Первичная обработка огурцов и томатов перед засолкой. Пряности и травы, применяемые при засолке( укроп, чеснок, листья хрена, вишни, смородины, стручковый и душистый перец, петрушка, сельдерей, базилик). Подготовка тары для засолки. Приготовление рассола, укладка и заливка огурцов и томатов. Хранение солёных огурцов и томатов. Сорта яблок, пригодные для мочения. Первичная обработка яблок перед мочением. Правила укладки яблок в бочки. Условия ферментации и хранения моченых яблок. Виды грибов, используемых для холодной и горячей засолки. Первичная обработка грибов. Подготовка тары. Технология холодной и горячей засолки. Сроки готовности к употреблению. Разбираться в процессах, происходящих при солении и квашении, Знать о первичной обработке огурцов, томатов и грибов перед засолкой. Какие пряности и травы, применяются для засолки. Как подготовить тару, уложить и залить огурцы, томаты и грибы. Знать условия ферментации и хранения моченых яблок. Индивидуальный опрос. Практическая работа 12. Проверочная работа по разделу: «Кулинария». Сделать подборку старинных рецептов соления и квашения капусты, мочении яблок и засолки грибов. 7 Интерьер жилого дома Понятия о композиции в интерьере. Освещение жилого дома. 2 Урок-лекция Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, столовой, спален.Использование современных материалов в отделке квартиры .Подбор штор, занавесей, ковров. Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Уметь организовать в интерьере жилого дома зоны отдыха, столовой,спальни, детского уголка. Знать роль освещения в интерьере и уметь пользоваться естественным и искусственным освещением Фронтальный опрос § 29, 30, знать основные понятия по теме Отделка квартиры. Гигиена жилища. 2 Урок-лекция Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых и производственных помещений. Влажная и сухая уборка. Моющие и чистящие препараты, инструменты и приспособления Знать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке. Разбираться в моющих и чистящих средствах, применяемых для уборки помещений Фронтальный опрос § 31,32,33. Выполнить эскиз планировки городской квартиры ,сельского дома, детской комнаты 8 Гигиена девушки Гигиена девушки 2 Урок-лекция Общие сведения о личной гигиене девушки ,уходе за телом, о средствах ухода и правильности их использования Знать о различных средствах ухода, применяемых для личной гигиены девушки и правильности их использования Фронтальный и индивидуальный опрос Знать основные понятия по теме Косметика. Уход за волосами. 2 Урок-лекция Общие сведения о волосах, уход за волосами, элементы прически( коса, волна, жгут, локон) . Средства и инструменты для ухода за волосами. Требования к прическе школьницы. Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос Коррекция типа лица с помощью прически. Косметика девушки. Уметь применять на практике различные элементы прически. Знать о косметических средствах Фронтальный и индивидуальный опрос