Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской ОБЖ (8 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕЛИЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Рассмотрено
на заседании МО
«_ » сентября 2016 г.
Протокол № ___
Председатель
МО _________ Ларина О. И.
Согласовано
зам. директора по УВР
___________ Яровая Е. В.
«____» _сентябрь 2016 г.
Утверждаю
директор МБОУ ЕСШ № 2
_____________ Иванова Р. Ш.
«____» __________ 2016 г.
Приказ № _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Ступень обучения – основное общее образование
Класс: 8
Количество часов: 1 час в неделю
Автор – составитель программы
преподаватель – организатор ОБЖ 1 категории
МБОУ «ЕСШ № 2»
Ларин Валерий Иванович
2016 – 2017 учебный год
г. Елизово
Пояснительная записка
    Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897).
2. Рабочая программа ориентирована на использование учебника курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов.
3. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в РФ», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, Приказами Минобрнауки РФ №1576-1578 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего общего образования», Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения ЕСШ № 2 учебного плана школы, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
Задачи программы:
дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Программа рассчитана на 34  ч. в год (1 час в неделю).
Должен овладеть
1. Знаниями о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПДП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
- о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; - о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
- правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
На изучение предмета  «ОБЖ» в 8 – ом классе выделяется 34 часов из расчета 1 часа в неделю (34 учебных недели)
    Рабочая программа ориентирована на использование учебника и УМК: 
А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Учебник для городских общеобразовательных учреждений., «Просвещение», М. 2010 г.
Содержание учебного предмета 8 класс
Раздел I.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. (14 ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. 1 час
Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение – естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. 1 час
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки
Правила обеспечения безопасности дорожного движения. 1 час
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части.Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге
Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте. 1 час
Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме. 1 час
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания
Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте.1 час
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте
Правила безопасного поведения на воде. 1 час
Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде
Правила безопасного поведения в быту. 1 час
Правила безопасного поведения в быту. Основные причины травматизма детей и подростков. Предлагаемые меры безопасности. Опасности, подстерегающие при пользовании бытовыми электроприборами. Снижение риска возникновения пожаров дома. Меры предосторожности при проведении ремонтных работ.
Автономное существование человека в природе. 1 час
Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия
Правила ориентирования на местности. 1 час
Правила ориентирования на местности. Определение сторон горизонта. Ориентирование по небесным светилам. Ориентирование по местным признакам. Ориентирование по растениям и животным. Ориентирование в ночное время. Ориентирование в пасмурную погоду
Нарушение экологического равновесия в местах проживания. 1 час
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. 1 час
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества
Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами. 1 час
Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб
Правила безопасного поведения в толпе. 1 час
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе
Раздел II.
Основы медицинских знаний. (4 ч)
Оказание первой медицинской помощи. 1 час
Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш); их использование
Первая медицинская помощь при травмах и переломах. 1 час
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших
Первая медицинская помощь при отравлениях. 1 час
Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударе, обморожении. 1 час
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении
Раздел III.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (18 ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения. 1 час
Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений
Вулканы. 1 час
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов
Оползни, сели, обвалы, лавины. 1 час
Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия
Ураганы, бури, смерчи. 1 час
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча
Наводнения. 1 час
Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений
Цунами. 1 час
Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после прихода цунами
Природные пожары. 1 час
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров
Раздел IV.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.1 час
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения.
Промышленные аварии катастрофы
Пожары и взрывы. 1 час
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения.
Промышленные аварии и катастрофы
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. 1час
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы
Защита населения от АХОВ. 1 час
Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества
Аварии на радиационно-опасных объектах. 1 час
Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях
Гидродинамические аварии. 1 час
Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. 1 час
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору, о чрезвычайных ситуациях
Инженерная, радиационная и химическая защита населения. 1 час
Инженерная, радиационная и химическая защита населения
Эвакуация. 1 час
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации
Календарно – тематическое планирование
8 класс 2016/17 учебный год
№ п.п. Дата примерная Дата фактическая Тема урока Кол-во час.
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. (14 ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни 1 час
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье 1 час
Правила обеспечения безопасности дорожного движения
1 час
Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте
1 час
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме 1 час
Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте 1 час
Правила безопасного поведения на воде 1 час
Правила безопасного поведения в быту 1 час
Автономное существование человека в природе 1 час
Правила ориентирования на местности 1 час
Нарушение экологического равновесия в местах проживания 1 час
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях1 час
Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами 1 час
Правила безопасного поведения в толпе 1 час
Раздел II. Основы медицинских знаний. (4 ч)
Оказание первой медицинской помощи 1 час
Первая медицинская помощь при травмах
и переломах1 час
Первая медицинская помощь при отравлениях 1 час
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении, тепловом и солнечном ударе, обморожении Раздел III. Чрезвычайные ситуации природного характера (7 ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения 1 час
Вулканы 1 час
Оползни, сели, обвалы, лавины 1 час
Ураганы, бури, смерчи 1 час
Наводнения 1 час
Цунами 1 час
Природные пожары 1 час
Раздел IV. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. (9 ч)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы 1 час
Пожары и взрывы 1 час
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ 1 час
Защита населения от АХОВ 1 час
Аварии на радиационно – опасных объектах 1 час
Гидродинамические аварии 1 час
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций 1 час
Инженерная, радиационная и химическая защита населения 1 час
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации 1 час