Исследовательская работа по теме Влияние транспорта на экологию Онгудая
























Оглавление:
Введение _______________________________________ 2
Участники проекта _______________________________ 3
Автотранспорт и его роль в экологии села_____________4
Вывод и предложения_____________________________ 8
Использованная литература _______________________ 10
Приложения ____________________________________ 11




















Введение
Проблемы экологии в настоящее время являются самыми актуальными не только в городе, но и в сельской местности. Существует экологическая проблема села Онгудай, связанная с воздействием транспортных средств на лесонасаждения и состояние озеленения в разных частях села. Решено провести мониторинг транспортных средств на улицах села и его влияние на экологическое состояние Онгудая. Для этой цели исследованы разные источники информации. В первую очередь, это интернет-ресурсы и собственные наблюдения.






















Участники проекта
Для проведения исследования количества транспортных средств, проходящих по улицам села, в 2009-2010 учебном году было решено задействовать всех желающих учащихся школы для получения лучшего результата исследования. Всего в мониторинге участвовало 111 человек с 6 по 10 класс. Всего затрачено времени 2902 минуты или 48 часов 37 минут. Как это выглядит по классам – видно на диаграмме (Приложение 1). Больше всего времени потрачено на мониторинг транспортных средств по улицам Онгудая учащимися 8, 7 и 9 классов. Ученики, живущие на улицах Ленина, Советская, Юбилейная, Семёнова и Космонавтов оказались самыми трудоспособными, упорными и обязательными. Им досталось больше работы, поскольку по этим улицам проходит больше всего транспортных средств: от 779 до 76 за время наблюдения (Приложение 2). Ребята с Советской улицы наблюдали 4 часа 14 минут (12 человек), Ленина – 4 часа 07 минут (13 человек), а самыми упорными оказались ребята с улиц Проточной – 4 человека наблюдали за транспортом 4 часа 22 минуты, Короткий – 1 человек вёл наблюдение 2 часа. Спасибо им. Тем более отмечали прохождение транспортных средств как к центру, так и от центра села (Приложение 3, 4), что можно видеть в таблице и на круговой диаграмме.











Автотранспорт и его роль в экологии села
А. Поговорим о роли транспорта в загрязнении атмосферы.
Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения воздуха в населённых пунктах. В отработанных газах двигателей автомобилей содержится более 200 химических элементов и соединений. При интенсивном движении 1500-2000 машин в час создаются опасные условия для загрязнения воздуха. Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне не более 200 автомашин. По нашему исследованию почти за 49 часов прошло 2700 видов транспортных средств, это в среднем 55 транспортных средств в час. Получается, что в Онгудае экологически допустимая норма ниже почти в 3,5 раза. Как выглядит это по улицам, видно из Приложения 2, где можно выделить улицы с интенсивным движением: (Приложение 5) Энергетиков, Советская, Чуйская, Кокышева, Солнечная, Партизанская и Семёнова. А такие как: Красноармейская, Мира, Ерзумашева, Короткий, Талдинская, Проточная и Рабочая – с наименьшим движением транспорта.
Б. Определили загрязнённость воздуха с помощью лишайников (метод
лихеноиндикации).
Для этой цели Онгудай был поделён на 4 условные зоны улицами Ленина и Советской (Приложение 6): 1 – от школы до ельника; 2 – от интерната до ДСУ; 3 – от универмага до котлована; 4 – от ДК до больницы. В каждой из зон проверили наличие мха и лишайников на хвойных деревьях (Приложение 7). А так как их не оказалось ни в одной зоне, значит воздух не является абсолютно чистым.
В. Исследовали влияние газодымных транспортных загрязнений на состояние хвои ели (метод биоиндикации).
С этой целью нами обследована хвоя елей из всех четырёх зон районного центра (Приложение 8). Оказалось, что визуально и с помощью лупы на хвоинках всех исследованных елей не обнаружены характерные для сильно загрязнённых территорий жёлтые пятна. Следовательно, для елей воздух Онгудая вполне приемлем.
Г. Определили загрязнённость воздуха по снежному покрову.
Снег может иметь как кислую, так и щёлочную реакцию (Приложение 9), в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию, что мы видим в I, II и IV зонах Онгудая. Выпадение соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег. В зоне III снег был взят как контрольный образец у реки Урсул – вдали от дорог, что показывает нам норму: ни щелочная и ни кислотная реакция снега не выявлена.
Д. Изучили экологию автомобиля.
Установлено, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если эти цифры помножить на количество единиц парка автомобилей села, можно представить себе степень угрозы. Также автомобильный транспорт является одним из источников шума населённых пунктов.
Как же эти вредные компоненты воздействуют на человека и окружающую среду? В обычных условиях СО - бесцветный газ без запаха, он легче воздуха и поэтому может легко распространяться в атмосфере. При действии на человека СО вызывает головную боль, головокружение, быструю утомляемость, раздражительность, сонливость, боли в области сердца. Оксид азота NO - бесцветный газ, диоксид азота NO2 - газ красно-бурого цвета с характерным запахом. Оксиды азота при попадании в организм человека соединяются с водой. При этом они образуют в дыхательных путях соединения азотной и азотистой кислоты. Оксиды азота раздражающе действуют на слизистые оболочки глаз, носа, рта. Воздействие диоксида азота (NО2) способствует развитию заболеваний лёгких. Некоторые углеводороды являются сильнейшими канцерогенными веществами (например, бензапирен), переносчиками которых могут быть частички сажи, содержащиеся в отработавших газах (Приложение 10). Основным компонентом твёрдых выбросов является сажа, состоящая из частиц твёрдого углерода. Хотя сажа загрязняет воздух, ухудшает видимость и может раздражать дыхательные пути, она в гигиеническом отношении не представляет непосредственной опасности для организма человека. Главная опасность сажи в том, что вследствие значительной активной удельной поверхности (до 75 м2/г) на ней конденсируются углеводороды, в том числе бензапирен-3,4, адсорбированный поверхностью сажи, действует на живые клетки сильнее, чем в чистом виде.
Содержание свинцовой пыли в отработавших газах автомобиля колеблется от 0,07 до 400 мг/м3. Соединения свинца – наиболее токсичные компоненты отработавших газов. Они способны накапливаться в растениях, животных, в организме человека. При содержании свинца в крови 7мг/мл происходят нарушение процесса кровообращения, он повреждает мозг детей, печень и почки взрослых (Приложение 11), нарушает функции нервной системы, приводя к параличу.       Опасность накопления соединений свинца в почве обусловлена высокой доступностью его растениями и переходом по звеньям пищевой цепи в животных, птиц и человека. Предельно допустимая концентрация свинца в почве по общесанитарному показателю с учётом фонового загрязнения установлена 32 мг/кг.
     В процессе наружной мойки автомобилей частицы различных нефтепродуктов, находящиеся на поверхности деталей, узлов и агрегатов, смываются водой, попадают в почву и водоёмы (Приложение 12). При отсутствии специально оборудованных моечных установок беспорядочная мойка автомобилей в придорожных водоёмах наносит большой ущерб окружающей среде. Иначе говоря, 1 л нефтепродуктов делает непригодной для использования 1 млн. л воды, а этого количества человеку хватило бы на 5 лет.
В Онгудае находится 2 автозаправочных станций. Состояние их отвечает санитарным нормам. Есть 2 автомойки (Приложение 13), где на мытьё одного автомобиля расходуется 20-30 литров воды. В месяц в среднем моется около 120 автомобилей на одной автомойке (Приложение 13а). Если посчитать годовой расход воды на автомойках: 120 Ч 12 месяцев Ч 30 литров Ч 2 автомойки = 86400 литров воды или 86,5 тонн воды (Приложение 13б).
· Но это вода, загрязнённая специальными шампунями и смытыми нефтепродуктами, поступает в специальный резервуар, а при её накоплении, её выкачивают и вывозят за Онгудай в специальные отстойники, где постепенно просачиваясь в грунт она очищается.
     























Вывод и предложения
Исходя из проведённых исследований видно, что воздух Онгудая не имеет критически опасных параметров загрязнённости. Тем не менее, необходимо уже сейчас обратить внимание на его состояние и провести ряд мероприятий по улучшению. Чтобы оградить население от шума и отработавших газов транспорта, необходимо устраивать зелёные насаждения в сочетании с защитными барьерами. Для того чтобы избежать, или смягчить воздействие транспортных средств, необходимо вдоль дорог произвести в первую очередь насаждения деревьев, способных поглощать вредные газы, чего у нас в Онгудае пока нет. Мы посчитали количество деревьев в каждой из зон села. Оказалось (Приложение 14), что наиболее озеленена зона III, а меньше лесопосадок находится в зоне II (это без учёта разной площади зон).
В нашем селе 1458 деревьев (без учёта ранеток и яблочек), а учитывая, что в Онгудае проживает около 6 тысяч населения, то одно дерево приходится на четырёх жителей. Зная, что под п
·логом леса, в 1 кубическом метре воздуха, в среднем всего 200-300 микробных клеток, то практически этот воздух можно считать стерильным, так как, по медицинским нормам, даже для операционных помещений допускается 500-1000 непатогенных микробов. А за сутки гектар леса выделяет более 30 кг летучих органических веществ, которые имеют огромную бактерицидную силу. 
Исходя из сказанного, мы считаем необходимым:
Произвести озеленение всех организаций села.
Создать асфальтированные автостоянки с соответствующей разметкой (центр села, больница, ДК, универмаг и др.).
Улучшить контроль транспортных средств во время ежегодного техосмотра.
4. С целью улучшения состояния воздуха в селе, проводить среди школьников экологические проекты. Вот каких семь «серебряных» дел, предлагаемых Кривощёковым Г. М. и Гришняевым П. П. и др. в работе «Природа Новосибирской области и её охрана», можно взять на вооружение:

СЕМЬ "СЕРЕБРЯНЫХ" ДЕЛ
1. Убрать одну лесную свалку.  2. Посадить пять кедров и пять берёз.  3. Найти 7 "любимых" деревьев и зарисовать или заснять их.  4. Собрать коллекцию наствольных грибов.  5. Провести зелёную экскурсию вокруг школы.  6. Составить план-схему зелёного массива вокруг села, нанести дорожки, костровища, свалки.  7. Собрать семена красиво цветущих лесных растений и посеять на опытной лесной или пришкольной площадке.
Итак, нам предстоит большая работа.



























Использованная литература
1. Интернет-ресурсы
2. Кривощёков Г. М., Гришняев П. П. и др. «Природа Новосибирской области и её охрана». Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1976. – 160 с.
3. Миронов А. А., Евгеньев И. Е. «Автомобильные дороги и охрана окружающей среды». – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986. – 284 с.
4. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

















Приложения
              Приложение 1


Приняло участие учащихся в мониторинге транспортных средств.


13 EMBED Photoshop.Image.6 \s 1415





Приложение 2

Мониторинг транспортных средств по улицам села Онгудай

п/п
Улицы с. Онгудай
Количество учащихся, участвовавших в мониторинге
Количество прошедших
транспортных средств
Суммарное время наблюдения
Транспортных средств
в час

1
Советская
12
779
4 часа 14 мин.
184

2
Дружбы народов
2
16
50 мин.
19

3
Партизанская
2
73
45 мин.
97

4
Кооперативная
2
52
40 мин.
78

5
Московская
3
33
1 час 37 мин.
20

6
Семёнова
6
223
2 часа 23 мин.
94

7
Ленина
13
318
4 часа 07 мин
77

8
Проточная
4
64
4 часа 22 мин.
14

9
Верх-Катунская
3
41
1 час 45 мин.
23

10
Красноармейская
1
3
2 часа 45 мин.
1

11
Ерзумашева
1
5
1 час
5

12
Базарная
3
68
1 час
68

13
Заречная
4
216
2 часа 47 мин.
77

14
Импортная
3
38
45 мин.
51

15
Черёмуховая
1
9
18 мин.
30

16
Кокышева
4
133
1 час 10 мин.
114

17
Строителей
3
40
37 мин.
65

18
Космонавтов
6
76
2 часа 26 мин.
31

19
Рабочая
5
28
1 час 47 мин.
16

20
Дорожная
4
48
1 час 15 мин.
38

21
Молодёжная
2
12
25 мин.
29

22
Мира
2
1
34 мин.
2

23
Юбилейная
7
83
3 часа 42 мин.
22

24
Победы
3
19
37 мин.
31

25
Фестивальная
2
35
58 мин.
36

26
Алтайская
2
12
35 мин.
21

27
Чуйская
1
31
15 мин.
124

28
Зелёная
1
18
25 мин.
43

29
Первомайская
1
5
15 мин.
20

30
Талдинская
3
12
1 час
12

31
Солнечная
2
53
30 мин.
106

32
Энергетиков
2
111
25 мин.
266

33
Короткий
1
10
2 часа
5

Итого
33 улицы
111 человек
2417 транспортных средств
2902 мин. (48 час.
37 мин.)
56 тр. Средств в час




















Приложение 3


Прошло транспортных средств за 48 часов 37 минут:
Транспортное средство
К центру села
От центра села

Легковые автомобили
988
930

Грузовые автомобили
240
254

Мотоциклы
55
57

Автобусы
45
42

Тракторы
40
49

Итого транспортных средств:
1368
1332


















Приложение 4
К центру села

Легковые автомобили
Грузовые автомобили
Мотоциклы
Автобусы
Тракторы



















От центра села


Приложение 5
Улицы с интенсивным движением транспортных средств в селе Онгудай.

№ п/п

Название улицы
Количество транспортных
средств в час

1
2
3
4
5
6
7
Энергетиков
Советская
Чуйская
Кокышева
Солнечная
Партизанская
Семёнова
266
184
124
114
106
97
94


Улицы с низким уровнем движения транспортных средств в селе Онгудай.

№ п/п

Название улицы
Количество транспортных
средств в час

1
2
3
4
5
6
7
Красноармейская
Мира
Ерзумашева
Короткий
Талдинская
Проточная
Рабочая
1
2
5
5
12
14
16



Приложение 6

Схема деления Онгудая на 4 зоны
II зона
(интернат – ДСР)
III зона
(универмаг – котлован)

I зона
(ЦДТ – лесхоз)
IV зона
(ДК – больница)













Приложение 7





Исследование деревьев





Приложение 8





Изучение хвои ели








Приложение 9

II зона
(интернат – ДСР)
III зона
(универмаг – котлован)

Кислотность снега повышена
Снег имеет больше всего взвешенных веществ
1 место по загрязнению и кислотности
Кислотность снега не выявлена
Снег имеет незначительную запылённость
4 место по загрязнению и кислотности

I зона
(ЦДТ – лесхоз)
IV зона
(ДК – больница)

Кислотность снега незначительна
Снег имеет незначительную запылённость
3 место по загрязнению и кислотности
Кислотность снега довольно высока
Снег запылён и имеет много мути
2 место по загрязнению и кислотности













Приложение 10



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Выхлопные газы автомобиля











Приложение 11



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]










Приложение 12

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Мойка автомобиля у реки недопустима!





Приложение 13



Автомойка










Приложение 13а




На автомойке











Приложение 13б

Моющий аппарат

Приложение 14



Схема озеленения Онгудая
II зона
(интернат – ДСР)
III зона
(универмаг – котлован)


302 деревьев

386 деревьев

I зона
(ЦДТ – лесхоз)
IV зона
(ДК – больница)


309 деревьев

334 деревьев














13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815



Министерство образования и науки Республики Алтай
МОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа»
 
 
Исследовательская работа
по теме «Влияние транспорта на экологию Онгудая»
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнили ученики 11В и 8А классов Тойлонова Арунай
Полященков Евгений
Руководители: Воробьёва Наталья Геннадьевна
Усова Валентина Максимовна
 
 
 


с.Онгудай, 2011 г.
 
 




Root Entry