Доклад к августовской педагогической конференции на тему: Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций


Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций1
Добрый день, уважаемый президиум, коллеги и гости конференции!
Являясь руководителем школы, коллектив которой работает в инновационном режиме много лет, реализуя мероприятия краевой пилотной площадки по введению ФГОС, информационно-консультационного центра издательства «Академкнига/Учебник», а в настоящее время с 11-ю школами Краснодарского края включился в реализацию программ Российского движения школьников, позволяет мне сказать, что в школе создана прочная методическая платформа для профессионального роста и становления педагогов.2
Но вместе с тем всем известно, что в нашей отрасли для педагогов нет возможности карьерного роста (не все могут стать завучами или директорами), а потребность в самосовершенствовании и самоутверждении есть. Как говорил Сергей Васильевич, по уровню аттестации педагогов наша школа занимает лидирующие позиции. 83% педагогов имеют квалификационные категории (исключением являются молодые педагоги и педагоги, проработавшие в образовательном учреждении менее двух лет).
3
Накопленный педагогами опыт позволяет администрации школы организовывать и проводить семинары и конференции различного уровня. Так за последние три года мы провели 6 районных семинаров по вопросам введения и реализации ФГОС, по запросам управлений образований г. Ейска, г. Туапсе и г. Тимашевска для руководителей школ и специалистов управлений образований были проведены семинары по организации работы школы в режиме внедрения ФГОС ООО и по вопросам организации платных образовательных услуг. 4
Педагоги успешно демонстрируют свой опыт работы в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровней. Тесное сотрудничество с институтом развития образования Краснодарского края и издательством «Академкнига/Учебник» позволило учителям нашей школы Н.Н. Ничипорук и Е.В. Москаленко опубликовать личный инновационный опыт работы в издательстве «Просвещение». 3 методических пособия и Программа внеурочной деятельности «Красота души» получили положительные рецензии и активно используются педагогическим сообществом Краснодарского края.
5
Повышению мотивации педагогов к инновациям во многом способствовала система оплаты труда, сложившаяся в школе - заработная плата учителей систематически растет и в этом учебном году составляет в среднем 33 тыс. руб. Согласно Коллективному договору стимулирующие выплаты за аттестацию составляют: 15% от ставки заработной платы - 1 квалификационная категория и 25% - высшая квалификационная категория. Учителей выпускных классов работать на результат побуждают, в том числе стимулирующие надбавки за качество образования, которые устанавливаются на весь год после успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ (чем больше средний балл по школе превышает средне районный и средне краевой, тем выше % стимулирующей надбавки). Материальная поддержка молодым педагогам, пришедшим в школу после ВУЗа составляет – 20%.
6
Говоря, о системе учительского роста невозможно не сказать о важности Оценки эффективности и результативности деятельности педагогов школы, которая проводится один раз в течение календарного года, в августе. Отчетным периодом является учебный год.
Каждый учитель по итогам учебного года, самостоятельно заполняет таблицу Показателей, прилагая необходимые подтверждающие документы. Сформированное таким образом Портфолио, предоставляется заместителю директора, ответственному за данное направление работы.Для оценки эффективности и результативности деятельности педагогов на основе представленных Портфолио по приказу директора формируется комиссия из числа членов администрации и коллегиальных органов управления школы. Комиссией производится оценка Портфолио с последующим формированием рейтинга учителей школы.
На основании сформированного рейтинга информация о десяти лучших учителях размещается на сайте школы и специальном информационном стенде. В октябре, в рамках празднования Дня учителя, этим педагогам производится стимулирующая выплата в размерах, предусмотренных стимулирующим фондом школы. Остальная информация о рейтинге педагогов общественности не представляется и применяется для служебного пользования.
В случае несогласия с оценкой эффективности своей деятельности учитель вправе в течение трех дней подать апелляцию на имя председателя комиссии с указанием конкретных критериев и баллов, по которым возникло разногласие, прилагая при этом подтверждающие документы.
Апелляция рассматривается комиссией в течение трех дней, окончательное решение не пересматривается.
7
Уважаемые коллеги! Так как конференция носит стратегический характер, ставит перед педагогическим сообществом конкретные цели и обозначает ближайшие перспективы, сегодня нельзя не сказать о ситуации в отрасли образования в целом.
По итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, проходившего 23 декабря 2015 года под председательством Президента РФ, Правительству был дан ряд поручений. Одно из них - обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативно-правовых актов.В рамках выполнения Поручений Президента, Министерство образования и науки работает над созданием системы профессионального роста учителей в России. Предлагается сформировать дифференцированную систему учительских должностей в зависимости от уровня сложности и ответственности выполняемых функций. Для каждой должности необходим минимально допустимый уровень образования - например, для учителей начальных классов - это бакалавриат, для старших учителей - магистратура плюс обязательное наличие высшей категории.
8
Планируется начать формирование альтернативной системы аттестации - на основе единых контрольно-измерительных материалов, с помощью которых можно будет оценить такие компетенции, как знание предмета, умение использовать методики преподавания с учетом психофизиологических особенностей развития ребенка и другое.
Появление должностей должно произойти при введении нового профессионального стандарта педагога. Если решение о введении новых должностей для учителей будет принято, то эти процессы должны быть синхронизированы. Это одно из обстоятельств, влияющих на сроки введения профстандарта (1 января 2017 г.).
Нововведения в оценке компетенций педагога, составление и реализация программы его роста требуют особого внимания со стороны школьных и районных методических объединений, районного информационно-методического центра.
10
Уважаемые коллеги! Подводя итог своего выступления, хотелось бы сказать: «Библия никогда не меняется. Но человек, читающий её, меняется непрестанно». Школа была, есть и будет! И только от нас зависит, каким будет учитель, работающий в ней, какими будут его ценности и приоритеты. Благодарных Вам учеников, понимающих родителей, творческих открытий и побед в новом учебном году!