ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЁНКА — ИНВАЛИДА ОСВАИВАЮЩЕГО ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (слабослышащие дети)

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ................................................................................................2
1.1 Пояснительная записка........................................................................................2
1.2 Введение................................................................................................................4
1.3 Цели и задачи реализации Программы..............................................................5
1.4 Принципы и подходы к реализации Программы...............................................7
1.5 Особенности развития слабослышащих детей.................................................10
1.6 Пояснительная записка к части, формируемой участниками образовательных отношений....................................................................................12
1.6.1 Цели и задачи к части, формируемой участниками образовательных отношений..................................................................................................................13
1.7 Планируемые результаты освоения Программы..............................................13
1.7.1 Требования ФГОС к целевым ориентирам освоения Программы..............14
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ............................................................................16
2.1 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в обязательной части Программы.............................................................16
2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы........21
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы..............................25
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй воспитанника..............................................................................................................28
2.5 Преемственность со школой...............................................................................30
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.........................................................................37
3.1 Описание материально технического обеспечения Программы................37
3.2 Сведения об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания..............................................................................................37
3.3 Режим дня.............................................................................................................38
3.4 Особенности и содержание воспитательно – образовательной работы в части, формируемой участниками образовательных отношений (воспитатели, родители и дети)........................................................................................................39
3.5 Особенности организации предметно развивающей среды.......................44
3.6Учебный план. Расписание непосредственно организованной образовательной деятельности.................................................................................47
3.7 Требования, определяемые в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13..............48
4. ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................52
Приложение 1.............................................................................................................52
Приложение 2.............................................................................................................55
Приложение 3.............................................................................................................57






1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Развитие современного общества предъявляет новые требования к
дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-
образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных
программ, результатам и результативности их деятельности.
Данная программа разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ
-Конвенцией о правах ребенка ООН;
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;
-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных образовательных организаций Постановление от 15мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014)
-Устава Учреждения
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем,
обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение
познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций,
конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка адаптированной коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 лет.
Новизна программы заключается в следующем:
-составлен тематический план воспитательно – образовательной работы по развитию эмоционально-познавательной сферы, коммуникативных навыков, социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 1)
-разработан план психолого-педагогического сопровождения родителей (Приложение2)
-составлен план работы консультативной и просветительской работы педагогов (Приложение 3)
Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных формах:
-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная);
-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

1.2. Введение

Настоящая адаптированная программа предназначена для работы со слабослышащими детьми дошкольного возраста (2 – 7 лет). Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы со слабослышащими детьми в каждой возрастной группе по всем образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению. Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащих детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно-развивающей работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.
В программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной, при необходимости тактильной) в зависимости от этапа обучения. В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой.
Программа рассчитана на выполнение её во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении (не менее 4 лет), наличии необходимой материальной базы и соответствующей квалификации педагогов (среднее или высшее дошкольное образование воспитателя, а также при систематическом повышении его квалификации в области дефектологических знаний).

1.3 Цели и задачи реализации Программы

Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Специальные (коррекционные задачи):
Обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха и речи), оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.4 Принципы и подходы к реализации Программы

Реализация Программы строится на основании принципов дошкольного образования:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Коррекционная работа строится с учетом следующих принципов:
Принцип единства развития и коррекции, который означает, что коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
Принцип единства мониторинга и коррекции развития, который предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка;
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ;
Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;
Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;
Принцип личностно - ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;
Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;
Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.
Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах:
Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.).
Деятельностный подход предполагает активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Любая человеческая деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Выпадение хотя бы одного из них размывает понятие деятельности. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активно-положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Только в этом случае можно вести речь о реализации деятельностного подхода.
Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. Практические выходы личностного подхода: приоритетное формирование базиса личности ребёнка; мотивация всего образовательного процесса: ребёнок усваивает образовательный материал только тогда, когда тот для него из объективного (существующего независимо от человека) становится субъективным (личностно значимым); утверждение в образовательном процессе субъект - субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми.
Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.
Общенаучный системный подход позволяет рассматривать Программу как систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Один из главных признаков этой системы
· её открытость. Программа не догма, а документ. в котором «возможны варианты»
· изменения, дополнения, замены.
Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка.

1.5. Особенности развития слабослышащих детей

К слабослышащим относятся дети с нарушением слуха, которые слышат звуки интенсивностью 20 – 50 дБ и более громкие (тугоухость первой степени), интенсивностью 50 – 70 дБ и более (тугоухость второй степени) при достаточно большом диапазоне различия звуков по высоте (в среднем от 1000 до 4000 Гц).
В аномальном развитии психики слабослышащего ребенка важно не только то, что ребенок плохо слышит, но еще и то, что данный недостаток в силу неблагоприятных условий привел к нарушению многих функций и сторон психики. Таким образом, у детей с нарушением слуха сформировались только зачатки слуха, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к абстрактному. Слух не стал в полной мере речевым слухом, т.е. качественно недоразвился. В таком состоянии его взаимодействие с речью оказалось нарушенным, что вторично помешало формированию речевых механизмов и продолжило препятствовать дальнейшему развитию речи.
В норме речь и мышление развиваются во взаимодействии. Поскольку дефект слуха у ребенка возник в раннем возрасте, то уровень развития речи и возможности к абстрагированию у него были изначально невысокими. Протекающие в таких условиях взаимодействие речи и мышления малопродуктивно, т.е. они мало способствуют развитию друг друга и не оказывают такого благотворного влияния на остальные психические процессы (восприятие, представление, память, внимание), которые наблюдаются у нормально развивающихся детей. Можно заключить, что аномалия слабослышащего ребенка носит не узко-частный, а целостно-системный характер.
Отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказываются на их устной речи. Главные трудности у таких детей – усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Недоразвитие отличается как качественно, так и количественно: фонетический строй речи, ограниченность словарного запаса, нарушение грамматического строя
Главная отличительная черта слабослышащих от глухих детей в том, что они самостоятельно, хотя и в недостаточной степени усваивают устную речь. Очень медленно, даже в условиях специального обучения, идет обогащение словарного запаса. Наиболее успешно запоминаются словесные обозначения людей, окружающих ребенка, домашних животных, основных предметов мебели, еды и др. По мере того, как дети овладевают доступной их возрасту лексикой, возникают новые проблемы: формирование фразовой речи, многозначность слова и т.д.
Связанная со снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно складываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обуславливают своеобразие и низкий уровень игры слабослышащих детей, запаздывание ее сроков. Игры слабослышащих детей значительно беднее по содержанию, они воспроизводят преимущественно хорошо знакомые бытовые действия, не отражая наиболее существенные элементы и внутренние смысловые отношения. Для детей с нарушенным слухом характерны трудности игрового замещения, когда происходит перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от функции данного предмета, обозначить его другим наименованием и действовать в соответствии с ним для ребенка очень сложно, так как значение слов длительное время закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоения ролевого поведения и ролевых отношений у большинства детей с нарушениями слуха не проявляется и в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, до конца дошкольного возраста игровая деятельность слабослышащих детей не достигает необходимого уровня и представляет собой отдельные игровые действия, носящие стереотипный, процессуальный характер.
В физическом развитии замечается отставание в моторном развитии, что неблагоприятно сказывается на общем развитии. Недостатки моторики слабослышащих часто проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в неловкости, неточности, замедленности, напряжении и др., что обусловлено нарушениями равновесия, координации, патологическими нарушениями тонуса мышц. Для физического развития таких детей характерны сниженные антропометрические показатели, нарушение осанки, уплощение стоп.

1.6 Пояснительная записка к части, формируемой участниками образовательных отношений

Формирование устной речи и коммуникативное развитие детей с нарушениями слуха является одним из наиболее сложных и ответственных направлений коррекционной работы.
Актуальность данной проблемы для слабослышащих дошкольников возрастает в связи с несформированностью речевых средств, связанных с органическими нарушениями в процессах физиологического созревания и психологического развития детей. Для коррекции речевых недостатков воспитанникам необходимы специальные занятия, так как вне этих занятий не может быть сформирована полноценная словесная речь. И воспитателю необходимо создать речевую среду, которая так необходима детям с нарушениями слуха для активизации устной речи, ее коммуникативной функции.
Данная индивидуальная программа входит в учебный план ДОУ, она рассчитан на слабослышащих дошкольников. В коррекционной работе необходимо учитывать степень дефекта, возрастные и индивидуально-психологические особенности дошкольников, а также их время пребывания в детском саду.

1.6.1 Цели и задачи к части, формируемой участниками образовательных отношений

Цель: формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо - зрительной основе) и воспроизведения устной речи. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач:
1. активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения;
2. усвоение значения и накопление слов;
3. постановка, закрепление и дифференциация звуков;
4. формирование навыка чтения с губ;
5. развитие у детей речевого дыхания и голоса;
6. осуществление систематической работы по обучению членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи;
8. создание у детей потребности в устном общении.

1.7 Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры дошкольного образования (ЦО) - представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО; определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу; не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей.

1.7.1 Требования ФГОС к целевым ориентирам освоения Программы

Целевые ориентиры образования для слабослышащих детей:
Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
У ребёнка развита крупная моторика; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности.
Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты.
Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Ребенок владеет доступными ему методами выражения мыслей и желаний (жесты) и использует их для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Ребёнок проявляет любознательность, обладает элементарными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.















2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в обязательной части Программы

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка – инвалида осваивающего основную образовательную программу дошкольного образования разработана на основе ФГОС дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.


Образовательные области
Задачи в соответствии с ФГОС ДО
Содержательные блоки

1.
Социально-коммуникативное развитие

1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, доступными ему способами;
3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
5. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
8. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
9. развитие у детей творческого игрового воображения, способности перевоплощаться в образы реальных и сказочных персонажей, использовать разные средства для передачи многообразных явлений действительности
нормы и ценности
социальное окружение
игра
безопасность
труд


2.
Познавательное развитие
1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
2. Формирование познавательных действий, становление сознания
3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
4. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
формирование и развитие элементарных математических представлений
патриотическое воспитание
предметное окружение
природное окружение


3.
Речевое развитие
1. Овладение жестами как средством общения и культуры;
2. Формирование словарного состава речи, которое заключается в планомерном развитии значений слов и словосочетаний;
3. Активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения;
4. Развитие разнообразных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо - зрительного восприятия, слушания)
5. Формирование и развитие навыков восприятия (на слухо - зрительной и слуховой основе) и воспроизведение устной речи;
2. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
ознакомление с художественной литературой


4.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Восприятие художественной литературы, фольклора
Стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
музыка (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)
конструирование (конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала)

5.
Физическое развитие
1. Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
3. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
4. Коррекция моторного и физического развития.
физическая культура
здоровье



Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста ребёнка и реализуется в определённых видах деятельности:

Возраст
Виды деятельности

Дошкольный
(3 года – 8 лет):
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- коммуникативная – общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
- познавательно - исследовательская – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними; - восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (самообслуживание, бытовой труд в помещении и на улице); - конструирование из различных материалов (конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала); - изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие смысла музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными видами движений).


Методической базой программы являются «От рождения до школы» примерная основная образовательная программа дошкольного образования соответствует ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015; Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [текст] / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко.
· М.: Просвещение, 1991.
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных формах организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно организованная образовательная деятельность – НООД, в режимных моментах) и в самостоятельной деятельности детей (актуальная предметно-развивающая среда), а также во взаимодействии с семьями детей. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы - реализации Программы являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Формы организации обучения соответствуют детским видам деятельности:
Деятельность
Формы

Игровая
Действия с предметами и игрушками, дидактическая, подвижная игры, сюжетно-ролевая игра под руководством взрослого

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Игры с правилами, просмотр и обсуждение мультфильмов, разучивание стихотворений; инсценирование и драматизация отрывков из сказок, слухо-зрительное восприятие

Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, игры с правилами; конкурсы; создание тематических выставок (по временам года, настроению и др.)

восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение с помощью дактильной азбуки, обсуждение, рассматривание программных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий

самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице
совместные действия, дежурство, поручение, реализация проекта

конструирование из различных материалов (конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала)
проблемных ситуаций, игры с правилами, реализация проекта

изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: предметов для игр, макетов, коллекций и их оформление, украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования, реализация проектов; оформление выставок, детского творчества, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыки музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
слушание народной, классической, детской музыки; упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, музыкально-дидактические игры; танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок; подыгрывание на музыкальных инструментах иоркестр детских музыкальных инструментов.

Двигательная (овладение основными видами движений)
подвижные игры с правилами и дидактические игры; игровые упражнения, соревнования, сюжетные игры; физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; фонетическая ритмика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.


Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для реализации адаптированной программы используются методические пособия и дидактические материалы по формированию речи, развитию слухового восприятия, эмоциональной сферы и движений, формированию элементарных представлений о мире.
Детям оказывается ранняя коррекционная помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования и социальному развитию этих детей. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка дают возможность предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы.
В своей деятельности педагоги используют различные авторские методики:
Носкова Л. П. « Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха»;
Среди специальных приемов работы со слабослышащими детьми можно выделить следующие:
Фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры;
Методы развития активного и пассивного словаря: тематические альбомы, карточки, дидактические игры);
Стимуляция речевой деятельности на режимных моментах и при непосредственной образовательной деятельности.
Cпециальные условия обучения и воспитания детей предполагают постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, наличие индивидуальных слуховых аппаратов у всех детей, использование специальных компьютерных программ в процессе обучения.
Способы организации обучения. При определении способов организации образовательного процесса необходимо ориентироваться на деятельность ребенка, а деятельность должна быть продуктивного типа (а не репродуктивного). То есть, в конце занятия (или др. формы) должен получиться продукт. Фронтальная (говорит один человек), информационно-демонстрационная (презентации), иллюстративно–объяснительная (книжки, схемы, картины), проблемного изложения (создание и обсуждение проблемных ситуаций), индивидуальная, парная, групповая, коллективно-игровая формы как раз должны быть ориентированы на «продукт» - новое умение, новый усвоенный способ деятельности (поделку, решение, ответ на вопрос, рисунок, рассказ).

Средства обучения. С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

двигательная (овладение основными движениями)
оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья и др. основные виды движения

игровая
игры, игрушки

коммуникативная / рассматривание
дидактический материал

восприятие художественной литературы и фольклора / восприятие смысла сказок, стихов
книги для детского чтения, иллюстративный материал

познавательно-исследовательская / рассматривание картинок
натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.

самообслуживание и элементарный бытовой труд / действия с бытовыми предметами-орудиями
оборудование и инвентарь для всех видов труда, оборудование для ролевых игр, требующих элементарной бытовой деятельности

изобразительная / экспериментирование с материалами
оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования

конструирование / предметная и игры с составными и динамическими игрушками
строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал, игрушки составные и динамические

музыкальная / восприятие смысла музыки
детские музыкальные инструменты, дидактический материал


При определении средств обучения педагоги должны применять не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Современная техника (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска) должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами, обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира, обогащение активного словаря.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;
поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;
не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);
уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность;
всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.
способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;
при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребенка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры;
привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
уважать индивидуальные вкусы и привычку детей;
устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ.

Инициативность:
Активность в начинании запускать новые дела.
Активность продвижения начинания
Активность вовлечения в начинание и продвижение начинание окружающих людей
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй воспитанника

Детский сад первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Цель взаимодействия педагогов с семьёй: оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, включает непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Основные направления взаимодействия педагогов с семьёй

Направление
Формы

Рекламный
блок
- Дни открытых дверей
- Разработка рекламных буклетов
- Информация в СМИ и на официальных сайтах
- Презентация публичного доклада
с целью информированности общественности о деятельности д/с и повышение статуса детского сада в городе и районе

Маркетинговые исследования
- Анкетирование с целью выявления образовательных запросов родителей и оценки образовательной деятельности
- Социологический скрининг семей

Участие в управлении ДОУ
- Работа Совета ДОУ (определение основных направлений деятельности ДОУ в соответствии с Уставом)
- Родительские собрания в группах и общие (в соответствии с планом работы: организационные, тематические, итоговые)

Педагогическое просвещение родителей
- Консультации - практикумы в соответствии с планами служб, специалистов и воспитателей; по запросам родителей
- Оформление информационных стендов, папок-передвижек в группах и в ДОУ по актуальным направлениям образования
- Круглые столы: «Ребёнок на пороге школьной жизни», «Первые шаги семьи в детский сад», «Ранняя комплексная помощь детям с особенностями развития и их семьям»

Совместная творческая деятельность
- Создание тематических проектов
- Участие в конкурсах, выставках разного уровня
- Совместная творческая деятельность детей и родителей (мастерские)



2.5. Преемственность со школой

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Цель работы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность здоровья, непрерывность
психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
организационно-методическое обеспечение;
работа с детьми;
работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
Совместные заседания педагогов и учителей по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
Семинары-практикумы.
Взаимопосещения уроков и непосредственно образовательной деятельности. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми включает:
Организацию адаптационных занятий с детьми в школе
Совместную работу психолога и воспитателя по отслеживанию развития, определению “школьной зрелости”.
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
Консультации психолога и учителя.
Организация экскурсий по школе.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Ожидаемые результаты.
Такая целенаправленная работа по подготовке к школе способствует:
Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
личностного развития ребенка;
укрепления психического и физического здоровья;
целостного восприятия картины окружающего мира;
формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
преодоления разноуровневой подготовки.
Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
Обеспечению более успешной адаптации к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
Существенным моментом в работе педагогического коллектива является переход ребенка из детского сада в начальную школу, обеспечение преемственности на данных ступенях образования.
В целях реализации Концепции преемственности детского сада и начальной школы, в ДОУ разработана система мероприятий по подготовке детей подготовительной группы к школе, предусматривающая взаимодействие педагогов, родителей и детей.

План преемственности в работе МДОУ и школы

Цель работы:
1. Реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
2. Формировать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс, строить их на единой организационной и методической основе.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











Перспективный план работы
по осуществлению преемственности между детским садом и школой

Месяц

Участники образовательного процесса


Воспитатели
Дети
Родители

Сентябрь
Диагностирование ребёнка
по методикам


Беседа-игра «Чему учат в школе». Сюжетно-ролевая игра «Мы - ученики»
Папка-передвижка для родителей «Здоровье дошкольника». Индивидуальные беседы с родителями по результатам тестирования

Октябрь
Изучение литературы по теме: «Умственная готовность детей к обучению в школе»

Беседа-игра «Поход в библиотеку». Беседа из цикла «Веселый этикет»: «В детской библиотеке». С-р игра «Библиотека»
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам подготовки детей к школе


Ноябрь
Изучение литературы по теме: «Эмоционально-волевая готовность детей к школе»

Сюжетно-ролевые игры:
«Школьный урок», «В детской библиотеке»
Диктант для родителей
«Мой ребенок, его индивидуальные
особенности»

Декабрь
Изучение литературы по теме: «Как подготовить детей к расширению сферы общения при переходе из детского сада в школу»

Игры-беседы с детьми из цикла «Веселый этикет»: «Культура речи», «Умение вежливо слушать». Сюжетно-ролевые игры: «На уроке», «Мы - ученики»
Опрос родителей: темы необходимых консультаций, формулирование вопросов, на которые они хотели бы получить ответы

Январь
Диагностирование на предмет подготовленности к школе

Игры-беседы с детьми из цикла «Веселый этикет»:
«Разговор с учителем», «На перемене»
Папка-передвижка «Готовность ребенка к школе»

Февраль



Изучение литературы по теме «Мотивационная готовность детей к обучению в школе»

Игры-беседы с детьми
из цикла «Веселый этикет»:«В школьном гардеробе»,«В школьной столовой»
Папка-передвижка
«Психологическая готовность детей к школе»

Март





Подготовка материалов для консультирования по теме: «Оцените готовность вашего ребёнка к школе»
Игры беседы с детьми из цикла «Весёлый этикет»: «Не ссориться и не обижать друг друга». Экскурсия в школу.
Изготовление папки передвижки «Оцените готовность вашего ребёнка к школе»


Апрель



Диагностирование детей на предмет готовности к школе
Весенние игры: «В школе на уроке», «Школьная перемена», «В школьной столовой», «Экскурсия в библиотеку».
Опрос родителей о необходимости консультации по определённым темам.

Май
Подготовка карты развития выпуска к школе
Сюжетно ролевые игры: «В школьном гардеробе»
Совместная встреча учителя и родителя.


3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

Детский сад расположен в с.Озёрки Чердаклинского района Ульяновской области. В детском саду 4 разновозрастные группы детей с 2 до 7 лет. Ребёнок – инвалид осваивающий основную образовательную программу дошкольного образования (слабослышащий ребёнок) в детском саду один. В детском саду функционируют кабинет заведующего, кабинет бухгалтера, методический кабинет, медицинский блок, музыкальный и спортивный залы, зал краеведения, прачечная, пищеблок. Оборудование помещений, оснащенность образовательного процесса специализированным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, раздаточным материалом приводится в соответствие требованиям ФГОС ДО и соответствует действующим образовательным программам.
Детский сад оснащен техническим оборудованием: компьютеры, DVD – проигрыватель, музыкальный центр, магнитофоны, телевизор, мультимедийный проектор с экраном. Имеется постоянный доступ в Интернет, разработан и функционирует сайт.
Для работы с ребёнком – инвалидом создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации воспитательно – образовательного процесса.

3.2. Сведения об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Реализация содержания воспитательно – образовательной работы осуществляется на основании методических комплектов основных и специальных образовательных программ:
«От рождения до школы» примерная основная образовательная программа дошкольного образования соответствует ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015;
Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [текст] / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко.
· М.: Просвещение, 1991.

3.3. Режим дня

Детский сад работает в 9 часовом режиме пребывания: с 7.30 до 16.30 с понедельника по пятницу, дополнительно функционирует работа дежурной группы которая начинает работу с 7.00 до 17.40. Ежедневная организация жизнедеятельности детей осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

Циклограмма основных режимных моментов в холодный период

Режимные моменты
Время

Утренний приём
7.30 – 8.15

Утренняя гимнастика
8.15 – 8.25

Завтрак
8.30 – 8.50

Самостоятельная деятельность
8.50 – 9.00

Непосредственно организованная образовательная деятельность (НООД)
9.00
· 10.20

Прогулка
10.40
· 12.00

Обед
12.15
· 13.00

Сон
13.00
· 15.00

Оздоровительная гимнастика, индивидуальная, самостоятельная игровая деятельность
15.00 – 15.30

Полдник
15.35 – 15.45

НОД, кружки, самостоятельная игровая деятельность, игры, индивидуальная работа, развлечения, общественно-полезный труд
15.45 – 16.00

Прогулка
16.00
· 16.30


В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях НОД эстетически - оздоровительного цикла в дошкольных группах организуется на открытом воздухе.

3.4. Особенности и содержание воспитательно – образовательной работы в части, формируемой участниками образовательных отношений (воспитатели, родители и дети)

Нарушение слуха это всегда серьезная проблема и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Больно осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка одиночество и изоляция. За полноценное существование слабослышащего малыша можно и нужно бороться.
Неслышащие малыши совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить и рисовать. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное «Ведь он еще маленький!».
Подобные ситуации травмируют родителей слабослышащего ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому слуховое восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха.
Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек.
Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения является повышение эффективности работы с родителями путем создания единого пространства «Детский сад семья» через формирование активной позиции родителей. Так в работе воспитателя очень важно подключение родителей воспитанников в поле воспитательно - образовательного взаимодействия.
Руководствуясь поставленной задачей в детском саду реализуются как индивидуальное консультирование, так и созданы уголки консультации для родителей. Целью которых являются следующие задачи:
- повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;
- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к развитию ребенка;
-привлекать родителей к использованию здоровьесберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;
- формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
- внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;
- переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Во время проведения совместных мероприятий и индивидуального консультирования родители имеют возможность получить необходимую информацию по речевому развитию своего ребенка, обсудить возникшие трудности развития дошкольника и личности в целом, пообщаться друг с другом, высказаться, получить помощь. При этом особое внимание уделяется развитию мышления как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и словесно-логического, формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования. Значительное место занимает работа по формированию воображения, развитию самостоятельности дошкольника, его самосознания посредством совместной деятельности, значимой для школьника.
В группе для слабослышащего ребёнка принят тематический подход к предъявлению и отработке речевого материала. Тематика индивидуальных занятий определяется сферой интересов ребенка и связана с его практической деятельностью, условиями жизни в детском саду и дома. Тематика занятий указана на каждую неделю, перечень речевого материала дан в соответствии с заданной тематикой. В начале обучения перечень речевого материала дается с учетом малого социального опыта ребёнка, фрагментарности его представлений об окружающем мире. На конец обучения перечень речевого материала усложняется. Содержание темы отражается в комплексно-тематическом плане (перспективное планирование), календарном плане и подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития. Результатом работы по теме является овладение словарём:

Неделя
Тема
Словарь на начало обучения
Словарь в конце обучения

Сентябрь

1
Обследование ребёнка
Заполнение речевых карт, индивидуальных программ развития.

2



3
Имена детей группы.
Имя. Кира, Нелли
Имя. Как тебя зовут? Злата, Нелли. Как её зовут?

4
Семья. Адрес.
Папа, мама дед, баба, дом.
Мальчик, девочка, адрес, улица, дом, квартира. Члены семьи.

Октябрь

1
Осень. Погода.
Осень, дождь, солнце, холодно, тепло.
Какое время года? Осень. Холодно, падают листья, дождь, лужа.

2
Овощи.
Огурец, морковь, лук, капуста, помидор.
Овощи. Огурец, морковь, лук, капуста, помидор, свекла, картофель.

3
Фрукты.
Яблоко, груша, банан.
Фрукты. Яблоко, груша, банан, слива, лимон, виноград, круглый, кислый, сладкий.

4
Одежда.
Кофта, штаны, шапка, пальто, шарф.
Одежда. Кофта, штаны, шапка, пальто, шарф, рубашка, платье. Одевайся, раздевайся, застегни, завяжи.

5
Игрушки.
Мяч, кукла, машина, пирамидка.
Игрушки. Мяч, кукла, машина, пирамидка, матрёшка, поезд, кубики.

Ноябрь

1
Обувь.
Сапоги, валенки, туфли.
Обувь, сапоги, валенки, туфли, чешки. Одень сапоги. Одень туфли.

2
Продукты питания.
Суп, каша, хлеб, молоко.
Продукты питания. Суп, молоко, каша, хлеб, пюре, котлета, рыба.

3
Домашние животные.
Кошка, корова, собака.
Животные. Кошка, собака, корова, свинья.

4
Дикие животные.
Волк, лиса, ёж, медведь.
Волк, лиса, ёж, медведь, белка, бежит, спит.

Декабрь

1
Люди.
Мама, папа, тетя, дядя.
Мама, папа, брат, сестра, тетя Наташа, тетя Света, Анна, тетя Рита, тетя Ирина.

2
Зима. Погода.
Зима, снег, лёд, холодно.
Зима, снег, лёд, холодно, идёт снег. Какое время года?

3
Птицы.
Снегирь, голубь, синица.
Птица, снегирь, голубь, клюв, крылья, хвост.

4
Праздник Новый год.
Новый год, ёлка, игрушки, дед Мороз, Снегурочка.
Новый год, ёлка, игрушки, шары, бусы, подарок, Кто это? Дед Мороз, Снегурочка. Что это?

Январь

1
Бытовая техника.
Пылесос, холодильник, утюг.
Пылесос, холодильник, утюг, печь, чайник, телевизор.

2
Человек. Части тела.
Голова, глаза, нос, рот, уши, руки, ноги.
Человек, голова, глаза, рот, нос, губы, щеки, уши, руки, ноги, живот, спина.

3
Город. Улица.
Город, улица, парк, дорога, машина.
Город, улица, памятники, парк, дорога, машина, светофор.

Февраль

1
Человек. Части тела.
Грязный. Чистый.
Покажи(голову)
Подними (руку).
Аккуратный, красивый, чистый, грязный. Покажи(голову)
Подними(руку).

2
Мебель.
Стол, стул, шкаф. Это (стул, стол, шкаф).
Мебель, стол, стул, шкаф, диван, лампа, ковёр. Ковёр лежит, шкаф стоит.

3
Посуда.
Тарелка, чашка, ложка, вилка. Возьми(ложку),
Поставь(чашку).
Посуда, тарелка, чашка, ложка, блюдце, кастрюля, чайник. Возьми Покажи
Поставь

4
Продукты питания.
Чай, компот, конфета, печенье.
Чай, компот, конфета, печенье. Налей чай. Чай горячий, сладкий.

Март

1
Моя мама.
Мама, моя мама,цветы, праздник, подарки.
Моя мама, праздник «Восьмое марта». Мама поздравляю.

2
Мой дом.
Дверь, окно, пол, потолок.
Дверь, окно, пол, потолок, стены. Покажи..(пол), Нарисуй( дом)

3
Профессии.
Врач, пожарный, полицейский,продавец
Врач, полицейский, пожарный, продавец, шофер.

4
Одежда.обувь.
Шапка, кофта, сапоги, куртка.
Шапка, кофта, сапоги, куртка, туфли, платье, юбка, брюки.

Апрель

1
Весна. Погода.
Весна, солнце, тепло.
Какое время года? Весна. Тепло, тает снег, бегут ручьи, светит солнце.

2
Деревья.
Дерево, лист, берёза, яблоня.
Дерево, лист, ствол, ветка, берёза, яблоня, рябина.

3
Транспорт.
Машина, самолёт, пароход.
Машина, самолёт, пароход, автобус, едет, плывёт, летит.

4
Растения. Цветы.
Трава цветы.
Трава, цветы, ягоды, грибы.

Май

1
Дикие и домашние животные.
Кошка сидит (спит), собака бежит (идёт), лиса ест (пьёт)
Что делает? Кошка сидит (спит), собака бежит (идёт), лиса ест (пьёт)

2
Мебель и посуда.
Стол, стул, шкаф, ложка, вилка, чашка.
Стол, стул, шкаф, ложка, вилка, чашка, тарелка. Поставь на стол

3
Времена года.
Осень, зима, весна, лето.
Какое время года? Покажи(лето).

4
Обследование детей.
Заполнение индивидуальных карт развития.



3.5 Особенности организации предметно развивающей среды

При создании игрового пространства учитывается, что образовательный процесс осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности:


Условия
Рекомендации


Создание условий для реализации КТП построения образовательного процесса
Наличие комплексно-тематического плана, отражение событийности в предметно-пространственной среде. Предметно-пространственная среда в группах создана в соответствии с принципом комплексно-тематического планирования, т.е. примерным календарём праздников и сезонности. Для фиксации этих событий имеется витрина (выставка), которая позволяет воспитателю совместно с детьми наглядно планировать мероприятия по подготовке к празднику или значимому событию.


Создание условий для партнерского взаимодействия
Наличие игр с правилами (игры на ловкость, на удачу, на умственную компетенцию); геометрические и традиционные мозаики, строительные наборы, конструкторы для работы в общем поле со сверстником; схемы, таблицы, пособия для совместного экспериментирования, рисования, схемы – напоминания для работы в малых социумах.


Создание условий для стимулирования самостоятельной деятельности
Наличие незавершенных продуктов (контурные и цветные наброски, альбомы и цветные листы для раскрашивания); графических образцов возможных поделок из бросового и строительного материала, построек из строительного материала; разнообразных образцов для копирования (по опорным точкам, по клеткам), классификационных схем – таблиц, схем последовательных преобразований.


Создание условий для развития детской деятельности
Наличие пособий для планирования деятельности совместно с детьми («Календарь событий», «Интересные дела нашей группы») отражающие наглядную информацию о предстоящих событиях; наличие схем, алгоритмов, отражающих последовательность действий; фиксирование результатов деятельности (дневник наблюдений за ростом растений, погодными явлениями); продукты детской деятельности и стенды для их демонстрации.


Создание условий для организации детской деятельности
Игрушки и игровые атрибуты, игрушки – предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы. Материалы для рисования, лепки аппликации. Строительный, природный и бросовый материал. Объекты для исследования в действии, образно-символический материал, нормативно-знаковый материал. Пособия для развития основных видов движений, организации подвижных игр, упражнений спортивного характера. Игры и дидактический материал для развития всех компонентов речи. Разные виды театров; музыкально-дидактические игры; музыкальные инструменты (самодельные «трещалки», «шумелки»). Материал для ознакомления с трудом и взрослых.


Создание условий для эмоционального благополучия
Создание располагающей, почти домашней обстановки, в которой дети будут чувствовать себя свободно и комфортно, уютно и уверенно, где дети могут занять себя любимым интересным делом. Оформление должно вызывать эмоции и яркие неповторимые ощущения, способствовать снятию напряжённости, излишней тревоги, открывать возможность выбора рода занятий, материала, пространства.


Создание условий для развития проектной деятельности
Библиотека литературы энциклопедического характера, уголок природы и элементарные «лаборатории», наборы иллюстративного материала, инициирующие детское любопытство, стимулирующие стремление к вопросам и исследованию. ТСО: телевизор, компьютер, DVD – проигрыватель и диски с записями познавательных программ. Специально оборудованное место для демонстрации проектов (выставка, витрина, «кафедра»).

Специальная развивающая среда
Среда группы содержит материалы для развития мелкой моторики, творческого самовыражения, развития мыслительных функций, центры сюжетно-ролевых игр, речевой и театральный и физкультурный уголки, а также материалы для развивающей деятельности. Предметно-пространственная среда группы является вариабельной и может изменяться в зависимости от тематики изучаемого материала. Организация предметно-развивающей среды в группе направлена на: создание психологически комфортной для ребенка игровой среды и благоприятных условий для воспитания и обучения ребёнка, как в процессе его самостоятельной игровой активности, так и при непосредственной образовательной деятельности. Создание возможности проведения индивидуальной работы, формирование и развитие словарного запаса и т.п. и обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.




3.6 Учебный план. Расписание непосредственно организованной образовательной деятельности

Учебный план
в соответствии с реализацией основной образовательной программы дошкольного образования: «От рождения до школы» примерная основная образовательная программа дошкольного образования соответствует ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015

Направления развития
Вид НООД
3 - 5
4 – 6
5 – 7
Ответственный

Физическое развитие

- на воздухе
Физическое воспитание


Физическая культура на воздухе
2


1
2


1
2


1
Инструктор по ФИЗО

Познавательное развитие
1. Ознакомление с окружающим миром
2. Формирование элементарных математических представлений и обучение счету
1

1
1

1
2

2
Воспитатель

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Развитие речи
Развитие слухового восприятия и обучение произношению
1
1
2
Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Конструктивно модельная деятельность
Лепка



Аппликация

1

1

1раз в 2
недели
1раз в 2
недели
1

1

1раз в 2
недели
1раз в 2
недели
2

1

1раз в 2
недели
1раз в 2
недели

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие
Музыкальные занятия
2
2
2
Музыкальный руководитель


3.7. Требования, определяемые в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

11. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
11.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.
11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.
11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 с. и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
12. Требования к организации физического воспитания
12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.
Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.
Реализация основной образовательной программы для детей первого года жизни проводится с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.
Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут.
Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).
Для реализации основной образовательной программы по физическому развитию в индивидуальной форме рекомендуется использовать стол высотой 72 - 75 см, шириной 80 см, длиной 90 - 100 см, имеющим мягкое покрытие из материалов, позволяющих проводить влажную обработку и дезинфекцию; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.
12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.
12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.
12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.
Таким образом, педагоги ДОУ, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению воспитанников, нуждающихся в специализированной помощи. Выстроенная система взаимодействия между ДОУ и родителями сделает систему работы по преодолению специфических нарушений более эффективной, что в дальнейшем позволит ребёнку максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.
4.ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1

Тематический план
воспитательно – образовательной работы по развитию эмоционально-познавательной сферы, коммуникативных навыков, социализации ребёнка-инвалида дошкольного возраста с ОВЗ


Месяц
3-5 лет
4-6 лет
5-7 лет

Январь
Зима
Зима
Зима


Зимние забавы
Зимние забавы
Зимние забавы

Февраль
Роспись
Роспись
Роспись


Семья
Семья
Семья


Семья
Семья
Семья


Поздравляем пап
Защитники Отечества
Защитники Отечества

Март
Знакомство с народной культурой и традициями
Знакомство с народной культурой и традициями
Знакомство с народной культурой и традициями


8 Марта
8 Марта
8 Марта


Весна
Весна
Весна


Птицы
Перелетные птицы
Перелетные птицы

Апрель
Транспорт
Транспорт
Транспорт


Транспорт
Транспорт
Космос


Рыбы, аквариум
Рыбы, река
Рыбы, река, море


Свойства предметов
Свойства  и качества предметов
Свойства и качества предметов

Май
Свойства предметов
День Победы
День Победы
 


Светофор
 
Светофор
 
Светофор
 


Цветы
Цветы
Цветы, насекомые, ягоды


Лето
Лето
Лето


Лето
День защиты детей
День защиты детей

Июнь
Знакомство с народной культурой и традициями
Знакомство с народной культурой и традициями
Знакомство с народной культурой и традициями


Мое тело
Мы россияне
Мы россияне


Летние забавы
Летние забавы
Летние забавы


Природные явления
Природные явления
Природные явления

Июль
Моя семья
День семьи, любви и верности
День семьи, любви и верности


Летние забавы
Летние забавы
Летние забавы


Знакомство с народной культурой и традициями
Знакомство с народной культурой и традициями
Знакомство с народной культурой и традициями


Природные явления
Природные явления
Природные явления


Профессии
Профессии моего города
Профессии моего города

Август
Летние забавы
Летние забавы
Летние забавы


Профессии
Наш город
Наш город


Знакомство с народной культурой и традициями
Знакомство с народной культурой и традициями
Знакомство с народной культурой и традициями


Природные явления
Природные явления
Природные явления

Сентябрь
До свидания, лето
До свидания, лето
До свидания, лето


Осень
Осень
Осень


Осень (сезонные изменения)
Осень (сезонные изменения)
Осень (труд работников с/х)


Овощи и фрукты
Овощи и фрукты
Сад и огород

Октябрь
Деревья, кустарники
Деревья, кустарники
Лес (деревья, растения, грибы)


Домашние животные и их детеныши
Домашние животные и их детеныши
Домашние животные и их детеныши, птицы


Дикие животные и их детеныши
Дикие животные
и их детеныши
Дикие животные средней полосы России


Животные
Дикие животные и условия их жизни
Животный мир полярных районов


Продукты питания
Продукты питания
Продукты питания

Ноябрь
Дом, в котором ты живешь
Мой город, моя страна
Моя страна, мой город, моя улица


Мебель
Мой дом, мебель
Мой дом, квартира, мебель


Игрушки
Бытовые приборы
Бытовые приборы


Труд взрослых
Профессии
Профессии

Декабрь
Посуда
Посуда
Посуда


Одежда, обувь
Одежда, обувь
Одежда, обувь, головные уборы


Зима в лесу
Зимующие птицы
Зимующие птицы


Новогодний праздник
Новогодний праздник
Новогодний праздник






Приложение 2
План психолого-педагогического сопровождения
родителей


1. Семинар: Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико- педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

2. Лекция: Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ.
Знакомство с психологическим климатом в семье, воспитывающей ребёнка-инвалида. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.

3. Групповой тренинг: Взрослые и дети.
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка.

4. Лекция: Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями речевого развития и пути их преодоления

5. Групповой тренинг: Общение с ребенком.
Введение понятия «принятие». Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей. Улучшение эмоционального состояния участников.
6. Групповой тренинг: Покажи мне любовь.
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.

7. Индивидуальная консультация: Методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

8. Круглый стол: Организация помощи семьям, воспитывающих детей- инвалидов.
Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах.

9. Групповой тренинг: «Родительская эффективность».
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине. Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям: «Я – родитель» «Учимся требовать и контролировать» «Счастливая семья»

10. Тематический практикум: «Класс родительского мастерства».
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей- инвалидов.

На протяжении всех занятий участникам предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.
Приложение 3
План работы консультативной и просветительской работы педагогов

1. Методические рекомендации:
1.1. «Что делать, если ваш ребенок не говорит»
1.2. «Портрет будущего первоклассника».

Ответственные: заведующая ДОУ

2. Консультации:
2.1. «Коррекционно- педагогическая работа с детьми с ОВЗ»
2.2. «Эффективные способы развития речи детей»



3. Обучающий практикум:
3.1. «Эти непослушные звуки» (подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков)
3.2. «Игры на развитие творческих и интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ»
3.3. «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»
Ответственные: старший воспитатель








13 PAGE 145815




Поддержка детской инициативы

Детское игровое экспериментирование

Игровое моделирование

Проектирование

Создание интеллектуально-игровой среды

Переход к новым активным методам обучения

Применение системы развивающих игр и игрушек для интеллектуального потенциала

Создание широкого кругозора

Формирование интереса к познанию и исследованию

Формирование поискового стиля мышления



















Разработка плана сотрудничества ДОУ и школы


Педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности


Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми-дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки)


Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей.


Взаимодействие медицинских работников, психолога школы и воспитателей ДОУ


Встречи родителей с будущими учителями





Школа





МДОУ























15