Описание опыта работы «Применение интегрированных уроков для формирования ключевых компетенций школьников на уроках математики»


Описание опыта
«Применение интегрированных уроков для формирования ключевых компетенций школьников на уроках математики»
Опыт применения интегрированных уроков в обучении школьников вошел в нашу деятельность уже давно. Но на сегодняшний день, в связи с обновлением современного образования он приобрел новое звучание, в силу того, что у современного общества появились новые стандарты выпускника школы, появились новые средства обучения( интерактивная доска, компьютерные технологии).

Сущность моего опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей.
Причиной становления моего опыта является стремление разрешить остро проявляющиеся за последние годы противоречия:
между имеющейся системой преподавания курса математики и необходимостью формирования практического и творческого мышления, как основы компетентностной личности в развивающемся обществе;
между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по математике, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объём предлагаемых сведений;
Эти противоречия побудили меня к применению в своей педагогической деятельности следующего принципа :
позиция учителя – к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом,
позиция ученика – деятельность ради познания мира.
В президентской инициативе «Наша новая школа» есть интересная идея о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития».
Что будет через пять, десять, двадцать лет точно никто не знает. Всем нам: школьникам, родителям, педагогам нужно, в каком-то смысле, предвосхитить будущее в своей попытке сделать школу и образование современным.
Как подготовиться к тому, чего пока не знаешь? Можно провести аналогию с обычным уроком математики: разбирается тема, решаются задачи по определенному алгоритму. Проходит неделя, наступает время контрольной работы. И здесь – самое интересное. Те задания, которые ученики «узнают», особой трудности не представляют, а те задания, которые «в глаза не видели», вызывают страх, недовольство и порой отторжение.
Почему? Способ решения этих задач приходится придумывать самому, это и есть самое трудное. Выходит, что и на уроке надо учить и учиться так, чтобы суметь решить задачи, которых не встречал ранее, чтобы суметь развернуть свое рассуждение, а не отказываться от задания, потому что задача незнакомая. Организовать учебный процесс, чтобы ученики сами искали и «открывали» способы решения, замечали в самих себе способность к мышлению – главная задача для учителя.
Именно с этой целью я применяю в своей практике интегрированные уроки: математика и история, математика и литература, математика и география, математика и природоведение, математика и физика, математика и химия, математика и ОБЖ и т.д.
Компетентность это - “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.
Выделяют 3 основные группы результатов:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Компетентный человек - это человек умеющий с высокой долей эффективности применять свои знания на практике, успешно самореализующийся в современном обществе.
Поэтому основную задачу школы можно сформулировать следующим образом:
поддерживать и развивать основные достижения школьников;
формировать на этой основе учебную самостоятельность школьников.
Развивать познавательную активность
Обеспечить социальную адаптацию личности.
Сформировать самостоятельную, социально – активную личность.
Развить творческий потенциал личности.

Выделяют основные составляющие компетентности ученика:
образовательная
коммуникативная
информационная
социальная
толерантность
Интегрированные уроки способствуют формированию  таких компетенций учащихся, как:
компетенции социального взаимодействия  (учитель – ученик, ученик-ученик);
компетенции в общении: (развитие навыков владения устной, письменной  речью, восприятие текстовой информации как с электронного носителя, так и в тексте учебного пособия);
компетенции деятельности: проектирование, моделирование,  исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование, создание проектных работ с применением информационных компьютерных технологий).
      
При разнообразии целей и форм занятий (плановые уроки, внеклассные часы, самостоятельная проектная работа учащихся) все они направлены на формирование ключевых компетенции учащихся.
Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
На сегодняшний день от учителей среднего звена требуется переход на обучение по новым Федеральным Образовательным стандартам, поэтому учителю в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности.
В связи с этим в своей педагогической деятельности я применяю элементы различных педагогических технологий.

Использование современных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.
Китайская мудрость гласит: “Расскажи мне и я забуду, , покажи мне и я запомню, дай сделать самому и я усвою».
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Компетентностные задачи
Важными отличительными особенностями компетентностных задач от стандартных математических (предметных, прикладных) являются:
значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания (из разных разделов основного предмета - математики, из другого предмета или из жизни) на которые нет явного указания в тексте задачи;
информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов;
указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи.
Кроме выделенных четырех обязательных характеристических особенностей, компетентностные задачи обычно имеют следующие:
по структуре эти задачи – нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия;
наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности), причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
Проблемное обучение.
Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся.
Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.
Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал.    На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования “проблемных ситуаций”.

Главный критерий педагогического опыта это успешность учеников. Результативность опыта зависит от того на сколько успешны дети. Это их умение находить пути решение задач. Становление их как личностей – они становятся более активными, ученикам нравится мой предмет, они с удовольствием ходят на мои уроки и даже те, кто слабо успевает…
Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, выросла мотивация школьников к изучению математики и соответственно возросла мотивация их достижений, снижен процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся.