Значение нетрадиционных и интегрированных уроков при формировании знаний у учащихся с ОВЗ.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Переволоцкий»
Методическая разработка по теме:
«Значение нетрадиционных и интегрированных уроков при формировании знаний у учащихся с ОВЗ»
Выполнила: учитель
специального (коррекционного)
класса VIII вида
МБОУ «СОШ №2 п. Переволоцкий»
Орлова Ольга Петровна
2915 г.
Значение нетрадиционных и интегрированных уроков при формировании знаний у учащихся с ОВЗ.
Нестандартные уроки занимают значительное место в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Это связано со спецификой занятий и особенностями таких детей, игровой основой данных уроков, разнообразием их проведения. Использование нестандартных форм работы даёт результаты: меняется характер, взаимоотношения между учащимися, возрастает активность и творческая самостоятельность. Главное на таких занятиях максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, выявление скрытых возможностей. Но для достижения результата урок должен быть познавательным и занимательным, а не развлекательным. Не всегда получается применять все виды нестандартных форм урока, но некоторые из них необходимы для обучения детей. Это различные уроки: урок-праздник, урок-викторина, урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие и др. Познавательная активность учащихся на таком уроке значительно повышается. Такие уроки отвечают всем требованиям современного подхода к обучению, а особенно важно, что они очень нравятся детям. При этом необходимо организовать обучение так, чтобы прохождение одних и тех же тем находило свое отражение в различных учебных предметах, т.к. это и обуславливает необходимость введения в систему работы с учащимися двух особых принципов: расширение социальных связей и интегрированного обучения. При составлении плана урока учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников, поэтому нетрадиционные уроки проходят в атмосфере творчества, сотрудничества и показывают хорошую результативность. Ребята на занятиях более активны, общительны, чем во время проведения обычных уроков. Проведение нетрадиционных уроков, является одним из путей повышения интереса к изучению программного материала, они способствуют установлению положительного эмоционального контакта между всеми участниками, формируют положительные качества личности детей, устойчивый интерес к учению, снимают напряжения, скованность. Дети учатся сдерживать свои желания, развивается чувство ответственности перед товарищами, воспитываются волевые качества. Такие уроки эмоционально насыщенны, что делает их особенно привлекательными для детей, доставляя ребёнку большую радость и удивление, в них заложены истоки творчества. Вовлекая особого ребёнка в творческий процесс, мы, педагоги, способствуем коррекции мотивационной сферы, чувствования, эмоционального реагирования. Ребята их ждут, как праздника. Конечно, такой урок требуют более тщательной подготовки: разработки сценария, оформление класса, подготовки детей, изготовление методических пособий и костюмов. Каким бы многоопытны не был бы учитель, ему всегда приходится пробовать, искать новые методы, приёмы, чтобы сделать занятие познавательным и интересным. На таких уроках используются не только игровые приемы, но и оригинальная подача материала. Учащиеся заняты в проведении уроков, в подготовке к ним, через различные приемы коллективной, групповой и индивидуальной работы. Один из приёмов - вариативное повторение (повторение, не повторяясь). Эта необходимость обусловлена, характерными трудностями в восприятии (замедленность, узость, фрагментарность) и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное). Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии. Другой важный приём - словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей к последовательному рассказу и формированию коммуникативной функции речи.
При подготовке к нетрадиционным урокам следует опираться на принципы:
- максимальное вовлечение всех учащихся;
- отказ от шаблона (отсутствие стереотипности);
- доступность материала;
- дифференциация и интеграция обучения;
- развитие коммуникативной и когнитивной функции речи.
Как уже упоминалось выше в последнее время также уделяется особое внимание интегрированному обучению. Интегрированные уроки призваны открыть для детей с ограниченными возможностями здоровья мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Поэтому интегрированное обучение целесообразно строить на объединении близких областей знаний. Учитывая возрастные особенности при организации интегрированного обучения, появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, науки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности детей с ОВЗ и формированию его творческого мышления.
Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращена к личности ученика. Эти уроки способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных
процессов детей с ОВЗ, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным областям науки.
Эта цель достигается через решение следующих задач:
создание у ребенка широкого яркого представления о мире, в котором он живет;
развитие творческих качеств, способностей самостоятельно мыслить;
формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умение сопереживать, самоуважения.
На интегрированных уроках дети с ОВЗ работают с интересом, усваивают обширный по объему материал. Таким образом, в результате интегрированного обучения:
развивается интерес к предметам;
повышается уровень знаний по предмету;
происходит эмоциональное развитие учащихся, основанное на обращении к музыке, живописи, литературе;
растет познавательный интерес детей с ОВЗ, который проявляется в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;
учащиеся включаются в творческую деятельность.
Исходя из сказанного, важно отметить, что при подготовке нетрадиционных и интегрированных уроков происходит тесное взаимодействие ребёнка и учителя, которое приводит к более прочному усвоению материала. Но также следует отметить, что такие формы уроков приносят пользу тогда, когда им найдено место среди обычных уроков. Учителю следует проанализировать учебный материал, выбрать те уроки, которые целесообразней провести в нестандартной форме или (и) интегрированной форме. Но в тоже время необходимо помнить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, главное помнить: не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.