Доклад Методические рекомендации по проведению уроков по подготовке к сочинению — рассуждению на тему, связанную с анализом текста


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Доклад: Галкина Н. А.,
учитель русского языка
и литературы
2016 г
ОГЭ по русскому языку - это итог изучения предмета в течение всех девяти лет учебы в основной образовательной школе. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста, предлагаемое в рамках итоговой аттестации в IX классе, имеет целью проверить, насколько учащиеся умеют понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента.
Для успешного написания сочинения – рассуждения учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Очень важно, чтобы учащиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении задания 15.2. Поэтому организация работы по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ОГЭ, на мой взгляд, должна иметь несколько этапов:
1 этап – изучение КИМов ФИПИ по русскому языку текущего года, демоверсии
2 этап – анализ критериев оценивания сочинения
3 этап – обобщение теоретического материала
4 этап – ознакомление учащихся с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению
5 этап - создание собственного текста с использованием речевых клише.
Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения необходимо начать, в первую очередь, с изучения КИМов, демоверсии, их анализа.
Затем ознакомить учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы. В дальнейшей работе при написании сочинения мы учимся анализировать написанные сочинения в соответствии с критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями весьма важен, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям. Помимо этого, ребенок, по мнению психологов, зная, за что дают больше баллов, будет стараться выполнить все требования, предъявляемые к сочинению.
Обсудив критерии, целесообразно еще раз вспомнить, что детям предстоит писать сочинение-рассуждение, которое строится по определённым композиционным законам. Поэтому необходимо повторить тему «Рассуждение как тип речи», включая анализ лексических и синтаксических особенностей.
Для начала предлагается вспомнить о специфике рассуждения как типа речи. Можно предложить составить словарик по данной теме:
рассуждение – тип текста, наряду с другими функционально-смысловыми типами текста – повествованием и описанием. Его сущность состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство (или опровержение), аргументы; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса (или его неправильности);
аргумент (-ы) – структурный (-е) элемент(-ы) рассуждения: тезис развивается и доказывается в сочинении-рассуждении с помощью аргумента; аргументы обобщаются в выводах;
аргументация – доказательство, обоснование высказанной мысли;
тезис – структурный элемент рассуждения (сочинение-рассуждение обычно начинается с части, содержащей мысль, которая будет доказываться). Это тезис, который развивается и аргументируется, доказывается в сочинении. Не всегда тезис стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно, но всегда определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения тезис связан с аргументами и с выводами .В сочинении по прочитанному тексту преобладает теоретическая аргументация, а именно, причинно-следственный анализ проблемы.
Полную информацию о видах аргументов и структуре доказательства можно взять из учебника «Основы риторики. 10-11 класс»
Работая с текстом сочинения-рассуждения, можно задать себе вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? В ЧЕМ СМЫСЛ?
Как отмечает Е.А. Кувайцева-Солодовник, есть два типа композиции текста-рассуждения
1 ТИП
1. Введение.
2. Тезис.
3. Доказательства.
4. Выводы.
2 ТИП-схема
Этот тип, представленный в виде схемы, запоминается учащимися быстро и довольно прочно.
то из этого следует
почему?
потому что
Тезис
Доказательства:аргумен-ты, примеры
примеры
Вывод

Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в мини-сочинении выполняют информативную и текстообразующую функции.
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Сочинение - рассуждение должно иметь следующую структуру:
• 1 абзац - тезис • 2 абзац – 1-й аргумент с примером
• 3 абзац – 2-й аргумент с примером
• 4 абзац – вывод
Доказательства могут быть дедуктивные: от тезиса к доказательствам; индуктивные: от примера к тексту; косвенные: доказательства от противного, через опровержение истинности противоположного тезиса; прямые: ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств).Для текстов-рассуждений характерны два основных типа построения: а) линейно-рамочное; б) цепочно-рамочное.
Сочинение – рассуждение по заданному тексту имеет «рамочное» построение. Под этим подразумевается, что текст заключен в своеобразные «рамки»: начальный абзац текста соотносится с заключительным. В тексте сочинения-рассуждения начальный абзац соответствует вступлению, в котором определяется точка отсчета рассуждения. Со вступлением тесно связана формулировка главного тезиса. Поэтому данное построение рассматривается как единое структурное целое.
4. После повторения теоретического материала предлагаем ознакомить учащихся с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению
Нр, Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Советы учащимся для выполнения задания 15.2
Задание 15.2 – это сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста. Для выполнения задания целесообразно произвести ряд соответствующих действий:
Вникните в смысл фразы из текста, по которой необходимо написать сочинение - рассуждение
2. Прочитайте текст не менее двух раз.
3. Определите его тему (о чём текст?).
Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста, идею (зачем? какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
4.Оформите тезис. Для этого сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 2 -3-х предложений.
Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае надо помнить, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
Варианты вступлений:
1) С вопроса, который позволит сформулировать тезис.
2) Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему)
3) Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор).
4) Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…5) В данной фразе автор выражает мысль о том, что… 5.Основная часть по объёму должна быть больше, чем вступление и вывод. В ней учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста.
Для подбора аргументов найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами. Назовите номер предложения или процитируйте предложения.
Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации
Помните о правилах оформления примеров в сочинении:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу.
Способы оформления примеров в сочинении:
цитирование предложения (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
в некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
указание номера предложения без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
В основной части следует избегать:
· пересказа текста
· изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
 Для оформления приведенных аргументов также можно использовать речевые клише: Во – первых, чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…Во – вторых, эту мысль можно подтвердить примером из … предложения текста.Предложение №…подтверждает мысль о том, что…Обратимся к предложению …, чтобы доказать справедливость этого высказывания.6. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором. Вывод так же, как и вступление, не должен превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
коротким, но ёмким по содержанию
логически связан с предыдущим изложением
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
Оформить заключение учащимся помогут клише: Мы пришли к выводу о том, что…Делая выводы из выбранных нами доказательств…Подводя итог вышесказанному, можно сказать…Те аргументы, которые мы привели, являются неоспоримым доказательством…Итак, …Таким образом, можно … и др.
7.Проверьте композицию текста. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доказательства и вывод.
8.Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.
9.Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдайте требования каллиграфии.
10. Перед тем, как вы будете переписывать сочинение в бланк ответов № 2, проверьте его по следующим критериям:
1) Соответствует ли ваш текст предложенному заданию?
2) Соответствует ли ваша работа типу речи рассуждению? (Тезис, доказательства, вывод.)
3) Нет ли ошибок в построении текста?
4) Есть ли связующие элементы между частями сочинения?
5) Логично ли и последовательно изложены мысли?
6) Интересна ли ваша работа в языковом отношении? Отметьте наиболее характерные для нее языковые средства выразительности.
7) Нет ли в сочинении отступлений от темы?
8)Грамотно ли написана работа?
При подготовке к экзамену учащимся, которым тяжело дается такой вид работы, как сочинение – рассуждение на понимание смысла фрагмента, на первых порах можно предложить упрощенный вариант шаблона написания сочинения – рассуждения по заданному тексту.
Я считаю, что автор данного текста… привлекает читателя к размышлению словами: «Цитата». На мой взгляд, речь идет о том, что(как, какое) … В подтверждение своих мыслей приведу примеры из текста.
Во – первых, ..(свои мысли). Об этом говорится в предложении №.
Во – вторых, предложение №…. подтверждает мысль о том, что …
Подводя итог вышесказанному, можно сказать…
Данные методически продуктивные приемы дают возможность организовать на уроках русского языка поэтапную работу над сочинением-рассуждением, в ходе которой учащиеся получат и теоретическую, и практическую подготовку, что обеспечит им успешную сдачу экзамена.