Русский язык: «Однородные члены предложения».

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме:
«Однородные члены предложения».

Тип урока: ввод новых знаний

Цели:
Познакомить с понятием однородные члены предложения. Создать условия для усвоения признаков однородных членов предложения.
Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.
Развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.


Оборудование:
компьютерная презентация «Однородные члены предложения»
распечатка материалов для самостоятельной работы
индивидуальные карты самоконтроля
цветные карандаши

Ход урока.

1.Орг. момент. (1мин)
- Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуйте их. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Каллиграфическая минутка (2 мин)
Ветер, ветка, воет
- Прочитайте слова. Буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания, встречаются во всех словах. Назовите их. (в, т)
(на оборотной доске показ цепочки вв в, тт т, ее е )

Введение в тему урока. Зрительное восприятие языкового материала. ( 1мин)
- Я хочу рассказать вам одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, его звали Михаилом. Выходил Михаил каждое утро на улицу, здоровался с солнышком, птицами, подставлял лицо свежему ветерку. И однажды понял, что ветер живой, в его голове родились такие строки.
( слайд № 1)
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немножко
Ветками черемух,
Пожурил за что – то
Воробьев знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(М.Исаковский)

Организация наблюдения над материалом. Работа с текстом. (5 мин)
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Каким вы представили себе образ ветра?

- А теперь взгляните на этот текст глазами человека, который изучает русский язык. Я предлагаю вам обсудить это в группах. А поможет вам в этом карточка – информатор, которая находится на ваших столах и на слайде.
(Слайд № 2)
Из скольки предложений состоит стихотворение?
найдите и выпишите грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)
Сколько в этом предложении сказуемых? Со сколькими подлежащими они связаны?
На какой вопрос отвечают сказуемые?
С какой интонацией они читаются?
Как называются подобные члены предложения?

-Давайте проверим. Правильно ли вы выполнили это задание.
- Какую грамматическую основу предложения вы написали?
(Слайд №3)
Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил, расправил, полетел.
- Сколько в этом предложении сказуемых? Сколько подлежащих они поясняют? (7 сказуемых и 1 подлежащее)
- На какой вопрос отвечают сказуемые? (что сделал?)
- С какой интонацией они читаются? (с перечислительной)

6. Формулирование темы урока. (1 мин)
- Так как же называются подобные члены предложения? Давайте откроем стр. 44 в наших учебниках, исследуем её и назовем тему нашего урока.
(Слайд № 4)

Целеполагание. (1 мин)
-Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь? Давайте посмотрим на (слайд № 5.)

Что надо знать Что надо уметь
Признаки однородных членов Находить в тексте
однородные члены
Употреблять в своей речи
Правильно расставлять
знаки препинания
в предложениях с одн. Членами



8. Организация самостоятельных выводов. (работа в группах)(4 мин)
Ребята, подумайте в группах и сформулируйте признаки однородных членов предложения.
Выводы: каждая группа начинает свое выступление со слов «однокоренными называются члены предложения, которые» (признаки не повторять!)
(Если раскрыли не все признаки, то учитель помогает)
(слайд № 6)

Признаки однородных членов:
Отвечают на один и тот же вопрос
Являются одним и тем же членом предложения
Относятся к одному и тому же слову
Выражены одной и той же частью речи
Читаются с перечислительной интонацией.

Релаксация для глаз (1 мин)

Организация первичного узнавания и нахождения. (Карточки 1, 2,3 варианты) (4 мин)
- Мы назвали признаки однородных членов. А теперь попробуем найти предложения с однородными членами. Работу выполняем в группах.
Памятка:
Прорабатываем карточку устно
В группе проверяем и обсуждаем правильный ответ
Записываем его в тетрадь
- Проверим задание. (1,2,3 варианты) (просмотр слайда № 7)
- С заданием второго этапа справились неплохо, молодцы.

ФИЗМИНУТКА: (2 мин.)

Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию (5 мин)
- Откройте учебники на стр. 45., выполняем упр.86., прочтите его. Первая группа находит предложение, в котором однородными являются подлежащие, вторая – сказуемые, третья – второстепенные члены. Каждая группа комментирует свое предложение, запись в тетрадь, выделение грамматической основы.
-Давайте сделаем вывод. Какие члены предложения могут быть однородными.? (Любой член предложения: и главный, и второстепенный)

Отработка умений с помощью теста (10 мин)
- А сейчас, прежде чем вы начнете выполнять тест, давайте вспомним признаки однородных членов предложения.
Каждый получил тест, тестирование покажет, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Обменяйтесь тестами. Проверим их. Ключи к тестам на экране. ( слайд № 8)

Рефлексия (2 мин)
- Поведем итог нашего урока. Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? О чем вы узнали? Вам было трудно? Давайте посмотрим на слайд № 9 и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными на уроке задачами?» В картах личного контроля вы должны закрасить 2 верхних кружочка. Перед вами сигнальная карта.(объясняю схему) Кто закрасил оба кружка красным? Один красным? У кого есть синие кружочки? Те ребята, кто засомневался в своих знаниях, не отчаивайтесь, мы продолжим эту работу на следующих уроках. Остальные кружки закрасим также на следующих уроках, так как будем продолжать изучать тему «Однородные члены предложения».

Организация объяснения домашнего задания. ( 1 мин)
-Откройте дневники, запишите домашнее задание: правило на стр.44
(слайд № 10 вид нашей школы)
- Что видите на снимке? Вам нравится учиться в нашей школе?
- Составить текст из 5 предложений о школе, используя однородные члены. Проверяя домашнее задание, я оценю ваше умение использовать в своей речи однородные члены.

Урок закончен. Всем спасибо.