Сообщение Сотрудничество основного и дополнительного образования по реализации ФГОС второго поколения

Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детский (подростковый) центр «Арина»











Сотрудничество основного и дополнительного образования
по реализации ФГОС второго поколения








Кулагина Ирина Леонидовна,
заведующая структурным подразделением –
детский (подростковый) клуб «Созвездие»



















г. Нижний Новгород
2015 год
Тема интеграции основного и дополнительного образования отнюдь не
нова. Она существует много лет, но в рамках новых требований ФГОС её актуальность не утрачивается. Интеграция предметов в системе образования
позволяет решать задачи, поставленные в настоящее время перед школой,
учреждениями дополнительного образования и обществом в целом.
Требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, выполняя функцию расширения возможностей образовательных стандартов.
Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание.
Учитывая значимость интеграции общего и дополнительного образования на современной основе, особое значение имеет разработка единого информационно-методического пространства, сформированный и реально действующий механизм информационно-методического сопровождения процесса интеграции общего и дополнительного образования детей конкретного социума.
Один из путей интеграции ресурсов, позволяющий плодотворно решать такие социально-педагогические и социокультурные задачи, как обеспечение качественного, полноценного образования и разностороннего развития детей, подростков и молодежи, формирование у них позитивных ценностных ориентаций, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, организация досуга и отдыха- это путь – объединение усилий общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования, в частности структурного подразделения – детский (подростковый) клуб «Созвездие» и муниципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 78 в условиях социокультурного комплекса пос. Володарский.
Вот результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:
формирование единого воспитательного пространства;
социализация личности;
формирование духовно-нравственных качеств у школьников;
развитие творческих способностей обучающихся;
обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Опыт подобной интеграции представляется в совместной деятельности
структурного подразделения – детский (подростковый) клуб «Созвездие» и муниципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 78.
Каждый учебный год у нас в клубе начинается с того, что педагоги посещают родительские собрания в школе, встречаются с учителями, детьми, приглашая ребят в кружки, рассказывая о том, какая работа ведется в клубе. Взаимодействие клуба, как учреждения дополнительного образования, и школы, как учреждения основного образования, особенно помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении, т.к. занятия в кружках позволяют детям раскрыть свои возможности, таланты и способности.
На базе школы занимается два педагога дополнительного образования (Мартьянова М.Н. – кружок «Фольклорный», Борькова Е.В.- кружок «Сувенир»). Очень важно, что в условиях работы на базе общеобразовательных учреждений педагоги сотрудничают с классными руководителями, администрацией школы. Интеграция означает творческое сотрудничество, как механизм обеспечения полноты и цельности образования, общепризнанное объединение педагогов образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования в качестве участников совместной деятельности по достижению общей цели развития личности ребенка, подростка, как субъекта собственной жизнедеятельности.
Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Наши обучающиеся показывают хорошие результаты по декоративно-прикладному творчеству в школьных творческих выставках, применяют знания, полученные на занятиях в кружке «Сувенир», на уроках по технологии. Если учесть, что в школе нет уроков музыки, дети, занимающиеся в кружке «Фольклорный», получают основы вокального искусства, знакомятся с народными песнями, праздниками, обычаями, обрядами, тем самым расширяя знания, получаемые на уроках литературы по данной тематике.
Можно сказать, что в рамках интеграции общего и дополнительного образования мы наблюдаем расширение предметных областей, а также взаимопроникновение предметов обязательных и предметов дополнительного образования. Занятия в творческих коллективах детского (подросткового) клуба «Созвездие» позволяют каждому обучающемуся реализовывать свои возможности, осуществлять исследовательскую деятельность, работать над проектами в соответствии с интересами, развивать творческие способности.
Так, в кружке «Сувенир» создавались учебные проекты «Народная кукла», «Кукла Баба Яга». Как разновидность учебной, проектная деятельность школьников расширяет имеющийся круг интересов ребенка, оказывая влияние на становление личностного мировоззрения, формирование жизненных установок и приоритетов. В процессе создания проекта обучающиеся изучали историю появления кукол, читали литературу, искали информацию в интернете. В работе использовались знания основ, полученных на уроках ИЗО, информатики, уроках литературы и т.д., рисовались эскизы, обсуждались выбранные варианты. Организация проектной деятельности детей – это одно из направлений инновационных технологий образования, позволяющей максимально раскрыть способности детей и подростков.
Подобная методика влечет к активизации деятельности школьников, стимулируя уравновешенность эмоций и повышая уверенность в себе, что необходимо для успешного обучения в школе.
Новые стандарты общего образования ставят перед образовательными учреждениями широкий комплекс поисково-исследовательских задач. Одна из них - создание благоприятных условий для эффективного формирования у учащихся ключевой компетенции - умения учиться, учиться на протяжении всей жизни. Именно в дополнительном образовании накоплен достаточно богатый теоретический и практический опыт реализации основополагающих принципов системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов в организации процесса интенсивного развития ребенка. Данный процесс обеспечивается средствами самых различных видов творчески-ориентированной деятельности, реализуемых педагогическим коллективом клуба. Все дополнительные образовательные программы кружков построены на применении системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов в организации образовательного процесса обучающихся.
Итак, воспитание и дополнительное образование расширяют границы базового школьного образования наиболее эффективно при условии их интеграции, которая является необходимым фактором создания условий для самоопределения личности, способной принимать решения в ситуациях выбора и нести ответственность перед собой, своей страной и человечеством в целом.
Интеграция общего и дополнительного образования в школе и клубе реализуется и через организацию внеурочной деятельности. Одним из основных видов содержательного наполнения свободного времени детей и подростков в структурном подразделении является культурно-досуговая деятельность, которая представляет собой сферу самовыражения и самореализации личности ребенка, его потенциальных желаний и возможностей. Так, например, для детей начального и среднего звена МБОУ СОШ №78 на базе структурного подразделения были проведены мероприятия: Развлекательная программа «Здравствуй, школа!», Игровая программа, посвященная Дню Города «Путешествие по родной сторонушке», Познавательная программа «В стране Светофории»; Познавательная программа «Не быть Отечеству в разладе»; Конкурсная программа «Старая пословица ввек не сломится», Новогоднее представление «Новогодние приключения Иванушки»; для старшего звена - Интеллектуальная игра «Своя игра», Литературно-музыкальная гостиная «Волшебная магия свечи» и др.
Рассматривая дополнительное образование как важнейшее средство гармоничного развития личности на всех этапах обучения, мы считаем, что оно должно обогащать основное (базовое) образование и компенсировать его недостатки. Являясь элементом общего образования, содержание дополнительного образования предполагает целостное развитие личности каждого школьника: духовно-нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и физическое.
Так, например, силами фольклорного коллектива в школе №78 были организованы и проведены: Фольклорный праздник «Покров», Праздник «Введенские ворота», Рождественские колядки «Пришла коляда». Наши совместно со школой организованные мероприятия дают детям и подросткам возможность овладеть всем многообразием национальной культуры, народного фольклора, народных обычаев и традиций.
Обучающиеся, занимающиеся в драматическом кружке и обучающиеся танцевального коллектива структурного подразделения – активные участники мероприятий и концертов, организующихся в школе.
Можно сделать вывод, что занятия в творческих коллективах клуба заметно обогащают жизнь всего школьного коллектива. Они делают ее яркой, эмоциональной, насыщенной большим содержанием.
Все школьные каникулы проходят при совместной организации досуговой деятельности МБОУ СОШ №78 и структурного подразделения. В летнее время во время работы лагеря дневного пребывания на базе школы педагогическим коллективом клуба организуются и проводятся мероприятия согласно плану.
Реализация идеи преемственности дошкольного, начального и основного общего образования является одной из ключевых в стандарте второго поколения. Планируя свою работу в соответствии с новыми требованиями ФГОС общего образования, мы взаимодействуем с МБДОУ №363. Для воспитанников д/с №363 мы проводим мероприятия согласно разработанному совместному плану: Игровая программа, посвященная Дню Города «В гостях у скоморохов», Рождественские колядки «Пришла коляда», Масленица.
В требованиях ФГОС (начальная школа) обозначено, что программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (далее – Программа воспитания) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, дополнительного образования в совместной педагогической работе всех образовательных учреждений.
Итак, если сопоставлять общее (базовое) образование и дополнительное, то первое ценно прежде всего своей системностью, второе - возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка. А цель у всех педагогов одна - подготовить ребенка к жизни в обществе, но осуществляем мы ее разными средствами и формами. Оба эти вида образования по существу выступают как взаимодополняющие друг друга, а потому равноправные компоненты, и должны стать таковыми на самых разных уровнях - от общества в целом (где необходимость системы дополнительного образования детей признана на законодательном уровне) до каждой конкретной школы. Именно на этом - базовом - уровне важнее всего понять, что современное дополнительное образование детей может дать школе очень многое. Если сказать одной фразой, то оно может улучшить качество школьного образования.
А интеграция общего и дополнительного образования позволяет:
- обогатить содержание и формы учебной деятельности;
- сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
- предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
- создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
- решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.


Заголовок 215