Урок русского языка по теме Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1-3 склонений


Урок русского языка в 3 классе
с использованием технологии деятельностного метода обучения
Тема: «Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1-3 склонений»
Планируемые результаты (ПР):
Предметные: Безошибочное написание безударных окончаний имен существительных, упражнения в написании слов с непроверяемым написанием падежных окончаний.
Метапредметные:Личностные (Л): ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, принятие образца «хорошего ученика», учебный интерес к способу решения учебной задачи: установка на здоровый образ жизни (соблюдение ПДД), способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные (Р): планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
Познавательные (П): производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, осуществлять поиск необходимой информации для овладения знаниями, ориентации на разнообразие способов решения задач, произвольно и осознанно владеть общим способом решения задач.
Коммуникативные (К): учитывать мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение.
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
I. Орг. момент
Прозвенел звонок, начинается урок.
- Каким должен быть хороший урок?
- Чтобы урок был полезным, интересным, каким должен быть Учитель?
- Каким должен быть хороший ученик?
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, как, на чем, куда и с какой целью, узнаете сами. Организует класс, нацеливает на плодотворную, результативную работу
- Познавтельным
-Учить новому, интересным, нужным.
-Умным, хорошо объяснять.
- Внимательно слушать, думать, старательно работать. Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, принятие образца «хорошего ученика»
2. Проверка домашнего задания - Для того, чтобы узнать это, проверим д/з.
Подготовься к работе в классе. Для этого обратись к орфографическому словарю учебника. Выбери и выпиши все имена существительные, которые называют в чем? (на чем?) можно ездить, а также по чему ездят. Не забывайте отмечать орфограммы.
- По каждому признаку разделили слова на два столбика?
- Прочтите слова 1 столбика, подумайте и найдите лишнее слово, по какому признаку выделили?
Итак, мы отправляемся на машине.
А из 2 столбика найдите слово того же склонения с непроверяемой гласной в корне. Учащиеся выписывают слова:
Автобус, автомобиль, вагон, велосипед, комбайн, машина, трамвай, троллейбус, трактор.
Аллея, город, деревня, дорога, улица, шоссе.
- По смыслу: на чем ездят и по чему ездят.
- Машина, т.к. это слово 1 склонения, а остальные 2 склонения.
Дорога. П: производить  сравнение , сериацию и  классификацию  по заданным критериям, осуществлять поиск необходимой информации для овладения знаниями, ориентирование на разнообразие способов решения задач.
3. Этап актуализации знаний
Итак, по дороге на машине отправляемся в путь.
На доске запись : По дорог. на машин. отправляемся в путь.
- Какие орфограммы пропущены? Как решить орфографические задачи?
Решение орфографической задачи в окончании имен существительных
Знаем:
1 способ – «проверочное слово»
2 способ – «склонение – падеж».
- Какой способ более удобный и быстрый?
-Для чего нужно уметь решать орфографические задачи?
Учитель помогает определить учебную задачу, напоминая важность грамотного письма Есть два способа:
подобрать проверочное слово
и вспомнить склонение и падеж.
1скл., 2 скл., 3скл.
Р.п. -и-
Д.п. -е-
П.п. -е-
Выбирают и доказывают разные способы решения учебных задач.
- Чтобы писать грамотно, для грамотного общения. Л: учебный интерес к способу решения учебной задачи
Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
4. Работа по теме урока
- Отправляемся в путь за знаниями, нам помогут слова из домашнего упражнения (ехали в..., ехали по....)
Работа по группам с упр.101.
Цель: решение орфографической задачи, определение способа действия в словах с пропуском буквы на месте орфограммы.
Упр. 102 (работа в парах)
Цель: применение знаний в новых ситуациях (поиск чужих ошибок в записанном тексте)
- Назовите орфограммы (по цепочке), каким способом действовали? Почему?
Как будем действовать?
Дети называют, сомнительные случаи. Доказывают известным способом, которым решать быстрее, эффективнее.
Определим склонение и падеж и найдем проверочное слово.
Бег по аллее
Р: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.
К: договариваются и приходят к общему решению.
П: владеть общим приемом решения задачи.
П: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его связях.
К: учитывать мнение и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.ФизминуткаВспомните сигналы светофора, что они обозначают?
Задание: красный стоим, желтый присели, зеленый - идем
Красный – стой,
Жёлтый –приготовься,
Зелёный – движение разрешено.
Дети рассказывают коротко о ПДД
П: знание основ моральных норм, ориентация на их выполнение.
5.Итог урока
Инструктаж д/з.
Рефлексия
Оценивание.
Обобщение и выбор оптимального способа действия для решения орфографической задачи «Выбор буквы в окончании существительных»
- Оцените себя. Все ли получилось? В чем трудность?
Пользуясь наиболее удобным способом, выполнить д/з. № 102. Посмотрите, все ли понятно?
- Что нового узнали о ПДД?
Смогли бы вы объяснить, что такое тротуар?
Составьте дома объяснение значения этого слова ( по желанию) -Каким способом пользовались в большинстве случаев? Почему?
Учитель помогает вернуться к цели урока, помочь провести рефлексию, определить область знания, незнания. Дети отвечают, обосновывают выбор способа.
Дети отвечают, говорят о трудностях.
Творческое задание. (принимают для себя: делать или нет) Л: установка на здоровый образ жизни (соблюдение ПДД).
К: формулировать собст. Мнение.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.