УРОК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Малыхина Ирина Вячеславовна , учитель начальных классов БОУ «Егорьевская основная общеобразовательная школа»
Предмет: окружающий мир, УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир» Класс: 3. Тема урока: « Огонь, вода, газ» Тип урока: урок получение новых знаний. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Наша опасность». Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает.
Учебные задачи :
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
Оценивать жизненные ситуации, самостоятельно определять и высказывать правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.
МетапредметныеПознавательные умения:
формулировать тему урока;
искать и выделять необходимую информацию;
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние в устной форме;
анализировать объекты с целью выделения существенных призна-ков, распознавать объекты;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
рассуждать, доказывать;
самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера .
Регулятивные умения:
самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;
контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);
коррекция (соотнесение знания, « открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике Коммуникативные умения:
слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Предметные
познакомить с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;
познакомить детей с правилами действий при утечке газа и прорыве водопровода.
Межпредметные связи: , литературное чтение Базовая технология: технология деятельностного подхода. Ресурсы: - основные:
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.4-7, М. «Просвещение», 2012
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.4, М. «Просвещение», 2014г
карточки для парной работы, карточки для рефлексии, карточки для групповой работы.
– дополнительные: компьютер, проектор, презентация, учебный фильм Литература:
Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2012г.
Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», М. «Вако», 2011г.
Ресурсы Интернет
Этапы урока Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Самоопределение
к деятельности.
(Организационный момент)
Цель:
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки – Добрый день! Я рада видеть каждого из вас.
Пусть осень прохладой в окна дышит,Нам будет здесь уютно, ведь наш классДруг друга любит, чувствует и слышит.
Приветствует учащихся,
проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на уроке.
.
Проверьте, все ли готовы к уроку:
Руки?
Ноги?..
Локти ?Спина?..
Приветствуют учителя.
На месте
На месте.
У края
Прямая
Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность
Актуализация знаний.
Цель:
А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала
Б)Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала Мы начинаем сегодня работать по новому разделу. Откройте книги и прочитайте его. Вспомните уроки «Домашние опасности», которые изучали во 2.классе. Назовите какие опасности могут подстерегать нас дома
Сейчас вы выполните тест на знание изученного материала , отгадаете загадки и узнаете какие еще опасности нас могут подстерегать. Выполняя тест, попробуйте из полученных букв составить слово. И тогда узнаем первую опасность
Слайд 2. Вопрос 1.Слайд 3. Вопрос 2.Слайд 4. Вопрос 3.Слайд 5. Вопрос 4.
Слайд 6. Вопрос 5
.Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу! (вода)
На железной клумбе
Цветы голубые.
Помогают стряпать
Кушанья любые. (газ)
Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом.
Выводит вопросы с помощью проектора на экран
Загадывает загадки Отвечают на вопросы теста
электроприборы, острые и режущие предметы, бытовая химия, легковоспламеняющиеся вещества, может возникнуть пожар.)
Отгадывают загадки Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Постановка учебной задачи. Целеполагание
Цель:
А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
Б) Согласовать цель и тему урока
А теперь подумайте, как связать тест и отгадки .– Сформулируйте тему урока.
– Сформулируйте учебную задачу.
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
Открытие новых знаний .Цель:
Уточнить и расширить знания учащихся о причинах пожара
Причины возникновения пожара.
Просмотр
учебного фильма 1. Рассказ об огне.
– Человек научился высекать огонь очень давно. Наши предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.
Рассказ ученика
Что же опасного таит в себе огонь? – Вы все, наверное, не раз видели, как проносится красная машина, перекрывая шум улицы тревожным сигналом. Это значит, что где-то пожар и кому-то нужна немедленная помощь. Часто и по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно всё это вы слушаете и думаете, что это к вам не относится, что со спичками вы не играете . Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и нечего. Так случаются пожары.
- Я думаю, что вы все знаете стихотворение С.Я.Маршака «Кошкин дом». Напомните, как оно начинается.
Тили-бом, тили-бомЗагорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила…
Почему кошка так отреагировала на пожар?
Вспомните, от чего загорелся кошкин дом? ( из печи упал уголек).
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
Посмотрите учебный фильм и постарайтесь запомнить, как нужно вести себя во время пожара
Организует беседу, помогает сделать вывод.
Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения
Уточняют и расширяют свои знания о огне
Рассказывает легенду о Прометее.
Выявляют причины возникновения пожара
Отвечают на вопрос
Нельзя прятаться под диван, звоните о1, не тушите электроприборы водой, выбирайтесь из квартиры, не паникуйте, Познавательные:
Классифицировать объекты.
Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности.
Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности.
Работа в группах (класс делится на 3 группы)
Ребята, а сейчас я предлагаю вам  поработать группами. У вас на столах лежат карточки красного цвета с заданиями. Возьмите их. Прочитайте задание. Посовещайтесь. Постарайтесь найти правильное решение.
Даёт задание, проводит инструктаж,
организует самопроверку Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в группах, согласно сделанного вывода по материалу учебника.
Договариваются между собой, выступает делегат Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Личностные:
Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.
Коммуникативные:
Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии
Физкультминутка Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже
Поглядим из - под ладошек.
И – направо! И ещё
Через левое плечо!
Через правое плечо!
1.2 – выше голова
3,4 - руки шире
5,6 – тихо сесть
Выполняют упражнения Вода в доме.
Цель:
Уточнить и расширить знания учащихся о опасности воды в доме - Ребята, а что сильное огня? (вода) СЛАЙД 10,11
Вот и вода может создать для нас опасность. Какие же опасности таит в себе домашний водопровод? СЛАЙД 12, 13
Работа по учебнику.
-   Рассмотри рисунки- знаки в учебнике. Стр.5. Что показывают эти знаки? 
Задает вопросы по ситуациям.
-   Как действовать при аварии водопровода?
-   Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?
Работают с учебником. Отвечают на вопросы.
(Прорвало трубу, вентиль горячей и холодной воды, звони соседям, диспетчеру, родителям.) Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Словарная работа Работа с толковым словарем.
Вентиль — клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер - работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы Газ.
Цель:
Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе. СЛАЙД 14
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? Организует беседу, помогает сделать вывод Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения
Уточняют и расширяют свои знания о газе. Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания
Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Цель: рассмотреть опасные ситуации , которые могут возникнуть в квартире или в доме.
- Выполним задание в тетради стр. 4 № 3, 4
Даёт задание, проводит инструктаж,
организует самопроверку Выполняют работу в рабочих тетрадях , согласно сделанного вывода по материалу учебника.
Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Работа в парах.. Игра « Крестики – нолики»
Отметьте красным цветом причины опасности в квартире, в окружающей среде.
Организует работу в парах,.Уточняют свои знания по данному вопросу. Познавательные:
Преобразовыватьигру в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Цель:
А) Зафиксировать новое содержание урока.
Б) Оценить результаты учебной деятельности.
В) Согласовать домашнее задание 1. подведем итоги урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке? (о том как опасен огонь, вода, газ)
Скажите, чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?
Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
Самооценка учащихся
На столах у вас на лежат снежинки разного цвета:
Желтые – все получилось, доволен своей работой
Голубые - не все получилось, но могу работать лучше
Красные – еще есть затруднения
С каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание: учебник стр. 4 -6 РТ. Стр.3 № 1,2
Помните : ТВОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ТВОИХ РУКАХ
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.
Организует фиксирование содержания.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Организует рефлексию. Делают самооценку своей деятельности на уроке.
Отмечают основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной