Урок по окружающему миру Природные зоны. Тундра (4 класс)


Урок по окружающему миру

Учитель начальных классов
Можнякова Марина Васильевна
Целевые установки:
Предметные:
Познакомить с характерными особенностями тундры, ее растительным и животным миром;
установить зависимость растительного и животного мира тундры от ее природных условий;
помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охраны, т.е. над решением экологических проблем.
Метапредметные:
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Оборудование: Карта, доска, компьютер, таблицы, два горшка с землей, вода, гербарный материал, атлас «От земли до неба» (с.116, 117, 91), карточки с изображением растений и животных.I.Организационный момент.
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
Но сначала исправим географические ошибки по прошлой природной зоне:
Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (полярная ночь), а летом – полярная ночь (полярный день). Температура воздух зимой опускается до минус шестидесяти, а летом не поднимается выше нуля (поднимается на несколько градусов выше нуля).
- Мы с вами продолжаем изучать природные зоны нашей страны. И эту природную зону мы знаем, как никто другой, потому что живем в ней. Тему нашего урока мы сможем определить, просмотрев презентацию, выполненную нашими одноклассницами, участниками экологического кружка. (Показ презентации «Седая земля»)
II.Работа над новым материалом.- Слово «тундра» в переводе с финского значит «бесплодная», или «враждебная». Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Зима здесь долгая, температура может достигать до -50 градусов. Какой мы видим поверхность тундры зимой? Снег, а затем мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров. Но за зимой приходит весна, а затем лето. И даже здесь оно бывает теплое, до 10-25 градусов поднимается ртутный столбик термометра. В тундре много болот, но почему? Попробуем в этом разобраться, для этого проведем эксперимент.
- Вот две одинаковые непрозрачные емкости (цветочные горшки), наполненные землей. Скажите, одинаковые ли эти горшки?
Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды. Как вы думаете, что должно произойти? Вода уйдет в землю. (Наливаем воду в первый горшок без стекла. Вода действительно уходит в землю. Проделываем то же самое со вторым горшком)- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться вовнутрь. Что же? (раскопаем землю) Так и есть – стекло. В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой. Поэтому-то и образуются болота.
Составление схемы природных условий:
Тундра
Равнина
Вечная мерзлота
Суровая зима (t до -50 градусов Цельсия)
Прохладное короткое лето
- Наша задача, как будущих исследователей, выстроить модель экологической пирамиды для тундры. Что у нас будет в основании этой пирамиды? Почва, болота. Почва есть, а какая будет растительность? Какие корни у растений в тундре? Нам помогает это понять проделанный опыт.
Какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к условиям обитания?
Материалы для работы в группах: Гербарный материал, атлас «От земли до неба» (с.116, 117, 91), карточки с изображением растений и животных
Найдем подтверждение этому в учебнике. (Чтение статьи)
III. Работа с книгой. Выписывание ответов на вопросы.
1.Какая одежда?
2.Какая окраска?
3.Какие размеры?
4.Какая форма тела?

Коллективное обсуждение изученного материала. Сообщения учащихся с дополнением товарищей по группе.
I\/. Физкультминутка.
\/. Самостоятельное изучение материала по карточке:
Основные занятия населения тундры.
Экологические проблемы тундры.
Охрана природы тундры.
- Мы проследили зависимость живой природы от неживой. Именно суровые условия обитания в тундре продиктовали вот эти разновидности растительности и животных.
- Мы с вами уже говорили, что в исчезновении животных в большинстве случаев виноват человек. Вот что по этому поводу пишет К.Паустовский: «Кто дал право калечить и безобразить землю?.. Природу нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». Так почему мы должны охранять природу? (ее надо сберечь для наших потомков).
(Суммируются знания по теме урока)
- Наверное, у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения в природе. Чего нельзя делать?
(Это задание ставит детей в ситуацию раздумий, поиска, открытий, решения проблемных задач, оценки личностного опыта. В ходе обсуждения появляется памятка, которая остается у каждого присутствующего)
Правила поведения в природе.
Десять «нельзя»:
Разорять птичьи гнезда;
Рвать и бросать цветы, рвать большие букеты;
Ломать ветки кустов;
давить насекомых;
шуметь в тундре;
разводить костры без взрослых;
оставлять мусор в тундре и водоемах;
сбивать мухоморы и прочие поганки;
убивать жителей природы;
брать лесных зверьков домой.
- Прочитайте памятку юного друга природы. Кто из вас хочет быть природе другом?
\/I. Итог урока.
- Итак, тундра оказалась далеко не бесплодной. Ведь мы с вами тоже здесь живем, наши родители здесь живут и работают. И ведь они здесь оказались не случайно, я думаю. Профессии ваших родителей оказались здесь нужными. Подумайте и напишите сейчас несколько предложений о ваших родителях, кем работают ваши родители, почему их труд важен в этой природной зоне.
- Вот наш край, в котором мы с вами живем. Помог ли этот урок узнать новое о нем? Расскажите об этом кратко.
\/II. Домашнее задание
- Прочитайте статьи в учебнике, заполните таблицу:
Природная
зона Климат и
характеристика
природной зоны Растения
природной зоны Животные
природной зоны Экология
природной зоны и влияние человека
Тундра