Урок окружающего мира Комнатные растения.


Урок окружающего мира
2 класс
Тема урока: «Комнатные растения».
Задачи урока: познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех, которые находятся в классе; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за ними; формировать исследовательские навыки (планирование, поиск информации) ;развивать положительное отношение к труду; воспитывать любовь к природе.
Оборудование и наглядные пособия: 4 карточки с надписями «Зима» (белая), «Лето» ( красная), «Осень» (желтая), «Весна» (зеленая); открытки с цветами, книги о комнатных растениях, комнатные растения в горшках, лейка с водой,палочка для рыхления земли, хрестоматия, атлас – определитель « От земли до неба», проектор, 2 ноутбука, презентация «Комнатные растения»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за ними; делать выводы из изученного материала.
Ход урока.
I.Орг. момент.
                                                                                               … Ты должен над цветами наклониться
                                                                                                Не для того, чтоб рвать или срезать,
                                                                                                 А чтоб увидеть добрые их лица
                                                                                                 И доброе лицо им показать.
                                                                                                                                   (С. Вургун.)
Чтение сказки Б. Вовк « Чьи цветы лучше ?»
Заспорили как – то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать – и – мачехи, анемонами, тюльпанами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает Лето.- Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало не скупясь свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар пчела.. Куда не глянешь – везде васильки, гвоздики, иван-чай, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблекли.
- Мои цветы не хуже,- так сказала Осень и повела багряным рукавом.
Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки. Снова распустились одуванчики.
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши.
Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а все равно он зимний. Здесь цветы самые красивые – хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года -  у кого цветы самые лучшие.
- А сейчас подберите рисунки к каждому времени года и составьте о них рассказ.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Я - травянистое растение,
Красивое на удивление,
И радую я глаз,
Расту в горшке у вас.
(Комнатное растение)
- Правильно, сегодня мы с вами продолжим изучать удивительный мир растений, поговорим о новой группе растений. (Слайд с изображением комнатного растения)
- Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей)
-Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.
4. Работа по теме урока.
1. Беседа.
-У кого из вас дома есть комнатные растения? Знаете ли вы их названия? Кто из вас сажал комнатные растения? (Ответы учащихся)
-Почему растения в природе желтеют, сбрасывают листву, увядают, а комнатные растения круглый год стоят зелёные? (За комнатными растениями ухаживает человек, держит их в помещении, а в помещении тепло. Родина большинства комнатных растений - жаркие страны, где круглый год лето, поэтому растения там всегда зелёные. Человек и зимой создаёт для комнатных растений примерно такие же условия как и летом, иначе они погибли бы, поэтому комнатные растения не желтеют и не сбрасывают листья осенью) .
-Для чего люди разводят комнатные растения? (Комнатные растения очищают воздух в помещениях, украшают их)
-Что необходимо любому растению для полноценного развития? (Свет, тепло, вода) .
-Что необходимо обеспечить комнатным растениям, чтобы они чувствовали себя хорошо? Создать условия, близкие к природным, ухаживать за ними, всегда помнить о них, наблюдатьза их состоянием, чтобы в случае необходимости оказать помощь) .
2. Планирование работы.
- В нашем классе много комнатных растений. Назовите растения, которые знаете. (Герань, плющ, бегония , комнатная роза, циперус, аспарагус, сингониум, хлорофитум, колеус, стрептокарпус). Мы сегодня будем исследовать особенности комнатных растений нашего класса. Перед уроком я переставила их, и они стоят на непривычных для них местах. Ваша задача - расставить растения правильно, найти для каждого тот уголок в классе, где ему будет хорошо. И так, нам предстоит провести исследование. Но прежде чем начать работу, надо составить план своей работы (Слайд с планом) .
1) Изучить особенности комнатных растений.
2) Выяснить, какие условия им необходимы.
3) Выявить наличие этих условий в классной комнате.
4) Определить для каждого растения зоны, благоприятные для роста и развития.
5) Поместить растения в благоприятных для них зонах.
5. Сбор информации
1. Работа с атласом - определителем.
-Найдите информацию о родине комнатных растений. (Учащиеся выполняют задание.)
-Назовите родину каждого растения (Ответы учащихся)
2. Сообщения учащихся.
Лилия ищет информацию о сенполии, а Эльза о герани. Остальные должны внимательно послушать их сообщения. Ваша задача - выяснить какие условия необходимы растениям, которые вы исследуете, как за ними ухаживать.
- Почему комнатные растения предпочитают разные условия в наших жилищах? (В природе они росли в разных условиях и местах привыкли к ним, приспособились)
6. Практическая работа.
- Проанализируйте полученную информацию. Выберите место для каждого растения, расставьте их (Ученики обсуждают в группах, принимают решение, расставляют растения) .
7. Физкультминутка.
Наши чудные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колыше
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают
8. Продолжение работы по теме урока.
Сегодня к нам пришла гостья, отгадайте, кто это?
На цветке сидит  цветочек,В два всего лишь лепесточка.Лепестки цветные, По краям резные!Посидит и улетает.Если кто не угадает,То подскажет мамочка:"Да ведь это ... ( Бабочка)
Как правильно ухаживать за растениями об этом нам расскажет бабочка.
 - Что значит ухаживать за растениями? (Поливать растение, опрыскивать листья, протирать листья от пыли, рыхлить землю, срезать сухие листья, пересаживать и т. д.)
Презентация.
Практическая работа по уходу за комнатными растениями (на партах горшки с цветами)
Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают названия комнатных растений, за которыми они ухаживают на уроке.
Закрепление.
Задания бабочки.(презентация)
Работа в парах.
Выполняют задания на ноутбуках.
9. Рефлексия.
-Вам было интересно на уроке? Вы узнали сегодня что- то новое о комнатных растениях? Захотелось ли вам узнать о них ещё больше?
-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
10. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Что показалось самым интересным?
-Все ли задачи урока мы выполнили?
-Комнатные растения радуют нас. С ними в комнате становится красиво и уютно. Поселившись в нашем доме, они приносят большую пользу: способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом, очищают от вредных примесей. Нужно уметь ухаживать за ними, и тогда они будут долго радовать нас своей зеленью и красотой.
-Какие исследовательские умения вы усваивали, изучая комнатные растения? (Ответы учащихся) .
-Итак, вы сегодня учились планировать, собирать информацию, делать выбор, объяснять его, высказывать своё мнение и выслушивать мнение одноклассников, делать выводы. Вы были настоящими исследователями.
Домашнее задание:
Составить паспорт одного из комнатных растений нашего класса.
Содержание.