Выступление на августовской конференции на тему :Лучшая модель методического сопровождения педагогов.


Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования в рамках модернизации. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
С 2011 года начальная школа перешла на ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования может обостриться противоречием, требующим своего разрешения: это противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения.  С целью устранения данного противоречия был разработан план методического сопровождения введения ФГОС НОО в МБОУ «Тарасинская СОШ»
План методической работы на 2013-2014 учебный год, обеспечивающий сопровождение процесса реализации ФГОС НОО
в 1, 2, 3-х классах
Цель: обеспечение методических условий для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Задачи:
Оказывать методическую помощь, обеспечивающую сопровождение процесса подготовки и реализации ФГОС НОО;
Ориентировать педагогов на ценностные установки, цели, задачи, определенные государственным стандартом, отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированных на компетентностный подход;
Минимизировать рисков, выявление трудностей и факторов, препятствующих своевременному и полному введению ФГОС НОО.

п/пСодержание деятельности Сроки Ответственные
Семинары
1 Семинар «Система оценки качества образования в школе» Сентябрь Зам. директора по МР, руководители ШМО, учителя
2 Семинар «Компетентностный подход в деятельности учителя – предметника, классного руководителя» Октябрь Зам. директора по МР
3 Семинар «Эффективность урока и внеклассного мероприятия как условие повышения качества образования» Январь Зам. директора по МР
Тематические педагогические советы
1 «Педагогическая ситуация, или каких учителей любят дети» Август Зам. директора
Учителя
2 «Компетентностный подход в образовании возможность повышения уровня качества образования» Ноябрь Зам. директора по МР
Учителя
3 «Компетентностный подход как способ достижения нового качества обучения»
Февраль, март Зам. директора
Учителя
Административные (управленческие) педагогические советы
1 «Адаптация учащихся 1-й ступени» итоги контроля 1-х классов Октябрь Зам. директора по УВР
2 Контроль 2, 3-х классов Ноябрь Зам. директора по УВР
3 «Итоги второго полугодия. Допуск учащихся к итоговой аттестации» Май Зам. директора по УВР
Мониторинговая деятельность
1 Участие в региональном мониторинге результатов освоения ООП НОО:
- входная диагностика обучающихся 1, 2, 3-х классов;
- диагностика результатов освоения ООП НОО по итогам обучения в 1, 2,3-х классах В течение года Зам. директора по УВР
Аналитическая деятельность
1 Состояние преподавания в начальной школе (1- 4 классы)
В течение года Зам. директора по УВР
2 Проведение совещаний о ходе реализации ФГОС НОО в ОУ:
- о ходе реализации ФГОС НОО по итогам I-ой четверти в 1, 2,3-х классах и возможностях введения элементов ФГОС НОО во всех классах начальной школы;
- о промежуточных итогах реализации ФГОС НОО в 1, 2,3-х классах;
- об итогах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО в 1, 2,3-х классах. В течение года Директор
Зам. директора по УВР
Экспертная деятельность
1 Рецензирование рабочих программ по предметам 1-4 классы на 2013-2014 учебный год:
- русский язык, литературное чтение
- математика, окружающий мир
- ИЗО, технология, музыкальное искусство
- внеурочная деятельность
Сентябрь
Зам. директора по УВР
Информационное обеспечение
1 Создание эффективной системы справочно-методической поддержки процесса реализации ФГОС НОО В течение года Зам. директора по УВР
2 Информирование родителей о реализации ФГОС НОО в МБОУ Тарасинская СОШ на родительских собраниях Сентябрь (общешкольное)
Один раз в четверть (классное) Директор
Классные руководители
Консалтинговое сопровождение
1 Консультирование педагогов по вопросам реализации ФГОС НОО По запросу Зам. директора по УВР
2 Совершенствование системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС НОО;
выработка единых критериев для оценки учащегося и для создания портфолио учителя и обучающегося. Сентябрь Зам. директора по УВР, учителя начальных классов
3 Изучение методических рекомендаций по созданию условий для перехода начального звена ОУ на ФГОС В течение года Зам. иректора по УВР
Издательская деятельность
1 Создание методической копилки В течение года Зам. директора по УВР
2 Создание каталога ЦОР и ЭОР для учителей начальных классов В течение года Зам. директора по УВР
3 Приобретение учителями методической литературы по ФГОС В течение года Учителя начальной школы
Диссеминация положительного педагогического опыта
1 Изучение и обобщение педагогического опыта по внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий, по реализации стандартов второго поколения В течение года Зам. директора по УВР
Развитие системы поддержки талантливых детей
1 Привлечение детей к участию к проектной деятельности, олимпиадах разных уровней В течение года Учителя, классные руководители
На этапе введения ФГОС НОО коллектив школы столкнулся с множеством затруднений.
В связи с возникшими трудностями была определена главная цель методического сопровождения педагогов. - развить умения педагогов анализировать, осмысливать, проектировать образовательную деятельность. Результатом работы учителей в процессе подготовки и проведения семинаров, практикумов, проведения открытых уроков, занятий по внеурочной деятельности предполагалось достижение нового уровня готовности каждого педагога к проектированию самостоятельной познавательной деятельности школьника. некоторые элементы новой модели образования –
* Отказ от традиционной модели «Учитель-рассказчик» в пользу модели, совместного исследования
* Отказ от традиционной модели «Обучения к предметам» в пользу «Научения компетенциям»
* Ключевые компетенции: а) работа в совремнных организациях (коммуникация, управление и творчество в группах равных и разных)
б) работа в мире избыточной информации
* Новая обучающая среда
Направлениями методической деятельности в условиях введения и реализации ФГОС являлись:
1. Внедрение требований ФГОС в практику школы.
2. Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем введения ФГОС.
3. Текущая методическая помощь.
Модель методической деятельности предполагает создание среды, т.е. оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.
Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей и строится на сочетании принципов:
1. ориентация на достижение "зоны ближайшего развития" каждого педагога;
2. сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как основы профессионального диалога;
3. использование методов стимулирования их творческого роста;
непрерывность и преемственность методической деятельности (т.е. внедрение новых форм и сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы)
Начинали работу – весна 2011г. Проводились следующие мероприятия: Пополнение материально- технической базы, разработка нормативно - правовой базы, организация творческой группы учителей начальной школы, была разработана Образовательная программа ФГОС НОО МБОУ «Тарасинская СОШ», составлен план методической работы, учителя прошли курсы повышения квалификации. С детьми: проводилась диагностика детей, идущих в 1 класс, был организован летний пришкольный лагерь, который посещали и дети, которые пойдут в 1 класс.Cформировалась модель методической работы по сопровождению процесса введения и реализации ФГОС НОО.В системе непрерывного образования на базе школы в условиях введения и реализации ФГОС ШМС (школьный методический совет) стал центром деятельности педагогического коллектива. Функции школьного методического совета и методического объединения учителей начальных классов:
Диагностическая (мониторинг, анализ педагогической деятельности); 
Информационная (информационная поддержка педагогов, формирование банка данных); 
Организационная (подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, стимулирование труда педагогов)4.Образовательная (внедрение и апробация современных технологий). 
Согласно плану методического сопровождения введения ФГОС НОО были проведены на должном уровне мероприятия, обеспечившие введение ФГОС НОО.Методическое сопровождение проводилось через различные виды методической работы с педагогами школы:
Планирование
Образовательные мероприятия (теория)
Образовательные мероприятия (практика)
Самоопределение педагогов
Сопровождение проф. развития педагогов
Мониторинг проф. изменений
Анализ проф. Деятельности
Были проведены 
Педсовет «Профессиональная деятельность учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО второго поколения», «Первые шаги по введению ФГОС НОО»
Семинары: 1.«Современный урок, его анализ», 2.«Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС», 3.«Система оценки достижения планируемых результатов»
Совещания: 1. «Приемы работы по формированию компетенций учащихся», 2.«Портфолио ученика»
Кроме теоретических вопросов, проводились образовательные мероприятия практического направления:
Открытые уроки
Практикумы
Приёмы развития исследовательских, проектировочных умений учащихся 4 .Участие в районном конкурсе «Формирование компетенций учащихся»5 .Открытые занятия психолога школы по формированию регулятивных, коммуникативных навыков детей» 6.Рефлексия учителей
Положительным фактом повышения уровня методической работы являлось стимулирование педагогов, когда наряду с моральными факторами поощрения практиковались материальные вознаграждения за конкретные результаты методической деятельности: количество подготовленных методических разработок, открытых уроков, проведенных мастер-классов, участие в конкурсах и олимпиадах, привлечение к методической работе, распространение опыта. 1. Педагоги школы регулярно повышают уровень своей профессиональной компетенции. В школе создана необходимая образовательная среда, в которой одни учителя получили необходимый им педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала
Педагоги школы принимали участие в работе методического объединения начальных классов, в работе творческой группы по реализации ФГОС НОО в учебный процесс. Одной из основных тем работы ШМО была тема «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе». Методическая работа отличается разнообразием форм и методов ее организации. Участники МО знакомились с нормативно-методическим обеспечением образовательного процесса; проводили теоретические и практические семинары по использованию современных образовательных технологий, открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационно-коммуникативных технологий; знакомились с новой системой учебно-методических комплектов; оказывали консультативную помощь; организовывали конкурсы различной направленности.Также педагогические работники школы участвовали конкурсах: 
Участие в районном конкурсе «Лучший кабинет начальных классов по ФГОС»
Участие педагогов в районном пед.чтении «Формирование УУД младших школьников в рамках введения ФГОС НОО»
Участие в семинаре г.Иркутска
Участие в конкурсе «Первый учитель»
Таким образом, создание и совершенствование в школе методического сопровождения, систематической помощи молодым специалистам, другим категориям педагогов, формирование нового типа учителя работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, на её завтрашний день.
«Заинтересовать людей работой значит реализовать планы. Заинтересовать учителей профессиональном развитии – значит долго обеспечить успех в развитии всей образовательной организации»