Открытый урок по познанию мира на тему Комнатные растения


Класс: 2 "б"
Автор урока: Азнабакиева Ольга Борисовна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: Енбекская средняя школа
Предмет: Познание мираТЕМА: Комнатные растенияЦель:
1. Познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в классе; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
2. Развивать умение логически мыслить, внимание, память
3. Воспитывать заботу и бережное отношение к комнатным растениям
Вид урока: традиционный
Тип урока: комбинированныйМетоды: объяснительно- иллюстративный, словесный, частично-поисковая, практический.
Формы: фронтально-коллективная, парная, групповая
Приемы: беседа, рассказ, показ, демонстрацияОборудование: комнатные растения, , экран, компьютер, презентация учителя, памятки “Правила ухода за комнатными растениями”. Ход урокаI. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре,Смело, чётко говоримИ тихонечко сидимII. Проверка домашнего задания (слайд 2)
- А сейчас давайте повторим пройденный материал . Работа по тестам:
1. Части растения−
а) корень, стебель, лист, плод
б)корень, лист, цветок, плод с семенами
в) стебель , корень, цветок, лист, плод с семенами
2. Из какой части растения образуется плод?
             а) из цветка
             б) из стебля
             в) из листа
             г) из корня
3. У зелёного горошка стебель
             а) вьющийся
             б) стелющийся
             в) прямой
4. Какое вещество придает листьям зеленый цвет?
            а) пигмент
            б) хлорофилл
            в) углекислый газ
5.Что такое корень?
а)часть растения, которое придает форму
б)надземная часть растения
в)подземная часть растения
6. Стебель – это А)подземная часть растения Б)надземная часть растения В)часть растения Мотивация
Показ 3-11 слайдов (о дикорастущих и культурных растениях).-Какие чувства вызвали эти фотографии?- (восхищение, понравилось, радость...)-Почему?( ярко, красиво, разные цвета)-Посмотрите, пожалуйста, за окно, а что там вы наблюдаете?(пусто, все замерзло, покрыто снегом...)-Подумайте, ребята, может быть, часть красоты природы сохранилась и сейчас?(комнатные растения...)Кто из вас догадался, какова тема урока?- комнатные растения(12 слайд)
III. Сообщение темы урока.- Сегодня на уроке вы познакомитесь с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.IV. Знакомство с комнатными растениями.1.Вводная беседа.- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? (Ученики высказывают свои предположения)- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом. Некоторые из них можно с трудом узнать на их родине - такой величины они там достигают.(слайд 13-14)- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?Слайд 15- В конце урока мы должны будем дополнить эту схему.- В нашем классе очень много комнатных растений, давайте познакомимся с ними поближе .А помогут вам в этом ваши одноклассники
2.Сообщения учащихся: 1)Нолина (Бокарнея). (слайд 16)

Нолина, Бокарнея, Бутылочное дерево или Слоновья нога – все это одно дерево. Родина нолины – Мексика, где она может достигать десятиметрового размера. Конечно, в домашних условиях растению такие габариты не грозят.Нолина имеет впечатляющий вид – похожее на луковицу основание ствола и собранные в пучок листья на верхушке, все это вместе  отдаленно напоминает пальму. У самой земли диаметр ствола может доходить до 1 метра – это «ухищрение» позволяет запасать растению воду в жаркий период и долго обходиться без влаги.Уход за ней совсем несложен.  Главным условием для здоровья растения является наличие яркого света и правильный полив. 2)Хлорофитум (слайд 17)
- самое неприхотливое комнатное растение.
Хлорофитум)- многолетний травянистый куст с зелеными или бело-зелеными узкими листьями, со свисающими воздушными усами с маленькими кустиками новых растений на них есть во многих домах.
Растет в любом грунте, в горшке любого размера, на солнце и в тени, в холодном или теплом помещении, на шкафу, на холодильнике, практически, где угодно. Если месяц не поливаете, поблекнет, потускнеет, обвиснет, но не засохнет. А если воды не жалеете, отрастит такие корни, что в горшке не поместятся, отрастит множество «деток», чтобы большая масса листьев испаряла влагу
Родина хлорофитума - Южная Африка, где оно растет на коре деревьев. Взрослое растение хлорофитума достигает до 50 см в диаметре и столько же в высоту. Длинные листья хлорофитума бывают зеленые, бледно-зеленые с белыми или кремовыми продольными полосами. Из центра куста спадают каскадом длинные до 80-100 см побеги с мелкими листочками и цветочками. Цветы у хлорофитума представляют собой маленькие белые звездочки на концах длинных побегов, которые потом превращаются в листовые розетки с воздушными корнями.
3) Азалия(слайд 18)

Азалия – это очень красивое кустарниковое комнатное растение, цветущее многочисленными яркими соцветиями.
Родина азалии – предгорья Китая, тенистые леса Японии, поэтому растение не любит прямых солнечных лучей и сквозняков, азалия будет хорошо себя чувствовать в прохладном помещении, в летнее время – в тени на балконе.
Для полива лучше брать хорошо отстоенную воду, а кроме того, желательно часто опрыскивать растение.
4) Традесканция(слайд19)

Традесканция, в народе называют - " бабьи сплетни".
Родина растения традесканция  - тропическая и Северная Америка.
Растение очень популярное и неприхотливое. Так, как родина растения традесканция имеет влажный и умеренный климат, так и сам цветок тоже любит обильный равномерный полив, хорошо растет в затемненных и светлых местах, в теплых и прохладных помещениях. Что бы растения выглядело красиво, в горшок нужно посадить несколько черенков.
5)Колеус Блюме (слайд 20)
-451485418465
Родина - остров Ява.
Существует невероятное множество гибридов. Высота растения обычно 35-70 см, есть также карликовые сорта. У большинства (но не у всех) форм листья напоминают листья крапивы, у некоторых края листьев складчатые , волнистые, а сама пластинка гофрированная преобладающем цвете в окраске листьев говорить трудно — они очень пестрые. В культуре распространены именно разноцветные формы. 
6)Mонстера пробитая, или дырявая (слайд 21)
Растет в тропических влажных лесах в тропической Америке. Лазящая лиана. Листья яйцевидные или продолговато-яйцевидныеs 60—90 см длиной и 20—25 см шириной, неравнобокие, более расширенные в нижней части, неравномерно дырчатые. Покрывало белое, 20 см длиной. Початок до 10 см длиной.

V. Физкультминутка (слайд 22)
На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
А теперь представим лето,
Речка солнышком согрета.
Мы плывем, плывем, плывем,
Дно ногами достаем.
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке.
Там садимся на пенёк
И опять у нас урок. VI. Закрепление названий комнатных растений.1. “Угадай, кто я?” - Угадать и показать это растение в классе. - Лазящая лиана. Листья яйцевидные, неравномерно дырчатые.(монстера)
- Комнатное растение, в народе называемое “бабьи сплетни”. (традесканция)- Растение называемое слоновья нога или бутылочное дерево (нолина)2. Угадай по описанию. - Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют “денежное дерево”. (Толстянка)- Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы. Молодые листочки на концах закручены. (Папоротник-нефролепис)VII. Правила ухода за комнатными растениями.1.Чтение памятки “Правила ухода за комнатными растениями”.
(слайд 23)ПамяткаПравила ухода за комнатными растениями: 
Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. 
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. 
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. 
Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок. 
2.Практическая работа в парах.- Проделайте эту работу с комнатным растением , стоящим на вашей парте.VIII. Итог урока. - Для чего же нам нужны комнатные растения?-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.…Ты должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.(С. Вургун) IX. Домашние задание.
1. Выучить правила ухода за комнатными растениями.
2. Дополнительно по выбору: 
нарисовать любое комнатное растение в тетради, узнать как оно называется, откуда оно родом и как за ним ухаживать; 

1. Части растения−
а) корень, стебель, лист, плод
б) корень, стебель, лист, плод с семенами
в) стебель , цветок, лист, плод с семенами
2. Из какой части растения образуется плод?
             а) из цветка
             б) из стебля
             в) из листа
             г) из корня
3. У зелёного горошка стебель
             а) вьющийся
             б) стелющийся
             в) прямой
4. Какое вещество придает листьям зеленый цвет?
            а) пигмент
            б) хлорофилл
            в) углекислый газ
5.Что такое корень?
А)часть растения, которое придает форму
Б)наземная часть растения
В)подземная часть растения
1. Части растения−
а) корень, стебель, лист, плод
б) корень, стебель, лист, плод с семенами
в) стебель , цветок, лист, плод с семенами
2. Из какой части растения образуется плод?
             а) из цветка
             б) из стебля
             в) из листа
             г) из корня
3. У зелёного горошка стебель
             а) вьющийся
             б) стелющийся
             в) прямой
4. Какое вещество придает листьям зеленый цвет?
            а) пигмент
            б) хлорофилл
6. Стебель – это А)подземная часть растения Б)надземная часть растения В)часть растения 
5.Что такое корень?
А)часть растения, которое придает форму
Б)наземная часть растения
В)подземная часть растения
6. Стебель – это А)подземная часть растения Б)надземная часть растения 
В)часть растения