Конспект урока по истории на тему Дворцовые перевороты


Технологическая карта урока
Учебный предмет: История России. Конец 16-18 век
Класс: 7А.
Учитель: Корнеева Ирина Евгеньевна
УМК: «История России» 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Тема урока: Дворцовые перевороты.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: лекция.
Цель урока: Выявление причин, сущности и последствий дворцовых переворотов 18 века в России.
Задачи урока:
Образовательные:
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями об эпохе дворцовых переворотов;
- формирование, осмысление и закрепление основных понятий и дат по изучаемой теме;
- формирование представлений об исторических личностях и их оценка с точки зрения современности.
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях эпохи дворцовых переворотов;
2. Развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся;
- развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
3. Воспитательные:
- формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
- воспитание патриотических чувств и любви к Родине через осмысление исторических процессов;
- воспитание в детях чувства товарищества, взаимопомощи, самостоятельности.
Методы:
- словесные (беседа, словесно-проблемный метод);
- наглядные (методы иллюстрации: слайдов, опорных конспектов, схем);
- практические методы (выполнение блока практических задач);
- проблемно-поисковые (поиск информации из источников);
- метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при
повторении, эффект удивления).
- метод стимулирования интереса к обучению;
- метод самоконтроля;
- метод самостоятельной деятельности учащихся:
Формы организации: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Основные понятия:
дворцовый переворот – период в истории России, характеризующийся борьбой за престол;
гвардейцы - вооруженные отряды, состоявшие непосредственно при монархе, часто выполняющие функции его личной стражи;
Верховный тайный совет – представители аристократии, пытавшиеся ограничить самодержавную власть;
кондиции - определенные условия, предъявленные Анне Иоанновне «верховниками»;
“Бироновщина” - образное название политики периода правления Анны Иоанновны;
фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха.
Основные даты и события:
1725-1727 гг. - правление Екатерины I.
1727-1730 гг. - царствование Петра II.
1730-1740 гг. – царствование Анны Иоанновны.
1740-1741 гг. – Иван Антонович.
1741-1761 гг. – царствование Елизаветы Петровны.
1761-1762 гг. – Петр III.
1762-1796 гг. – царствование Екатерины II
1725,1730, 1740, 1741, 1762 гг. - дворцовые перевороты.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, опорные схемы,таблицы.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Регулятивная Коммуникативная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Организационный этап
Приветствие.
Настрой обучающихся на интересную работу. Ответное приветствие.
Включение обучающихся в деятельность. Способность настроиться на рабочий лад Концентрация внимания. Способность к самомобилизации. Взаимодействие с учителем. Формирование навыка общения и поведения в школе.
Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
Задает вопросы с целью актуализации опорных знаний (фронтальный опрос)
Каковы итоги внешней политики Петра1?
Какие были проведены реформы внутри государства?
Как изменился быт в петровскую эпоху?
Доводит до сведения обучающихся следующую информацию: «В январе 1725 года Петр 1, простудившись во время спасения моряков внезапно умирает. Смерть его была столь стремительна, что он не успел оставить наследников».
Просит вспомнить обучающихся и привести примеры, что может произойти в государстве, когда отсутствует прямой наследник.
Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока.
Озвучивает тему
урока. Слушают вопросы учителя и отвечают на них.
Вспоминают кризис престолонаследия после смерти Ивана Грозного и озвучивают последствия этого кризиса.
Выдвигают свои предположения.
Умение правильно сформулировать ответ.
Способность анализировать факты и события, строить логичные умозаключения. Формирование способности проводить исторические аналогии.
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.
Контроль за ответами одноклассников.
Контролируют ход мысли и логические умозаключения.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
Способность анализировать и детализировать полученную информацию.
Способность к корректировке собственных логических действий.
Развитие мыслительной деятельности учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
Высказывают свое мнение и слушают других. Выражают в речи свои мысли.
Слушают, дополняют, поправляют ответы Строить понятные для собеседника формулировки.
Строить речевое высказывание в устной форме. Владеть монологической и диалогической формами речи.
Умение выслушивать мнение других, корректно дополнять и поправлять ответы.
Первичное усвоение новых знаний
Для того, чтобы определить причины дворцовых переворотов, учитель предлагает ознакомиться с текстом учебника на стр.146-147 (Причины и сущность дворцовых переворотов).
«Попробуем разобраться в том, кто же имел право на престол». Раздаточный материал (Приложение №1)
На основании раздаточного материала предлагает ученикам выдвинуть гипотезу о том, кто имел больше прав на престол в данной ситуации.
Постепенно подводит учеников к правильному ответу.

Ученикам предлагается предположить, кто будет следующим
Предлагает ознакомиться с текстом кондиций, предъявленных Анне Иоанновне и дать краткую характеристику условий, предъявленных Анне Иоанновне. (Приложение №2).
Далее обучающиеся заполняют таблицу в тетради. (Приложение №3)
После ознакомления с информацией, обучающиеся самостоятельно формулируют основные причины дворцовых переворотов.
Выдвигают свои гипотезы и предположения, обосновывая их логическими выводами и доказательствами.
Работа с документальным материалом. Анализ текста с целью выделения существенных признаков.
Анализ предложенной информации с целью выделения главных понятий.
Овладение базовыми историческими знаниями.
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свои выводы.
Определение основной и второстепенной информации
Умение определять важные аспекты и отделять главное от второстепенного. Умение видеть последовательность событий Самостоятельный поиск информации.
Логическое мышление на основе полученной информации.
Смысловое чтение. Самостоятельное усвоение новых знаний.
Самоконтроль своих действий.
Умение отделять главное от второстепенного.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Осознание качества и уровня усвоения полученной информации.
Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение контролировать процесс своих действий. Совместная деятельность по поиску ответов на поставленные вопросы.
Дают ответ на вопрос.
Индивидуальная работа.
Умение плодотворно работать в коллективе.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителями.
Умение грамотно строить свою речь.
Физкультминутка
Первичная проверка понимания
Работа в группах. Обучающимся предлагается ответить на три вопроса (устно) Представители групп озвучивают ответы, подготовленные группой. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Участие в коллективном обсуждении ответа. Умение адекватно использовать речевые средства и строить монологические высказывания. Кооперация
усилий по
решению учебной
задачи. Умение согласовывать усилия по решению учебной задачи. Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения.
Первичное закрепление
Учитель предлагает соотнести даты правления, политических деятелей и монархов в соответствии с их исторической деятельностью. Фронтальный опрос. Дают предположительные ответы на проблемный вопрос. Формирование умений анализировать, выполнять мыслительные операции, обобщать материал, делать выводы. Оценивают уровень владения учебным материалом. Умение оценивать результат своей и чужой деятельности. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Формирование собственной позиции и мнения.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Учитель предлагает детям, опираясь на заполненную в тетради таблицу, проследить хронологию дворцовых переворотов.
Проверяет ответы детей
Предлагает оценить свою работу с помощью карточки самооценки (красная –«5», зеленая – «4», желтая – «3»). Выстраивают хронологическую последовательность. Умение выстраивать логические рассуждения в определенной последовательности. Контролируют и оценивают свои достижения, выстраивают алгоритм действий.
Осуществляют итоговый контроль и оценку своей деятельности. Умение планировать решение учебной задачи и корректировать свою работу, находить ошибки и устанавливать их причины. Взаимодействуют с учителем и друг с другом. Умение использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Дает задание: Письменно ответить на вопрос №5 на стр. 154 Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с интересным периодом в истории России, который получил название «эпоха дворцовых переворотов».
- Что нового для себя вы узнали?
- Как пригодятся в дальнейшей вашей жизни эти знания?
- Интересен ли был наш урок?
Дети отвечают. Умение сопоставлять исторические события с современностью. Проводят аналогии, прогнозируют свою деятельность. Умение анализировать эмоциональное состояние от результатов успешной или неуспешной деятельности. Формулируют собственное мнение и позицию. Умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
Приложение №1


Приложение № 2
49053751047750Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной
Без усмотрения и согласия Высокого Совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:
Не объявлять войны и не заключать мира;
Никаких не налагать сборов или налогов;
Никого за преступление в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и не у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;
Беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;
Казенных вотчин никому не дарить;
Не вступать в брак и не назначать наследника престола. Во мгле Российской пасмурной страны.
Приложение №3
Правитель, годы правления. Степень родства с Петром 1 В результате каких событий пришел к власти