Выступление на школьном методическом объединении учителей математики РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


МБОУ СОШ № 2 им. А. С. Пушкина г. Моздока.
Выступление
на школьном методическом объединении
учителей математики
РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
г. Моздок
2015
Каждый учитель математики да и не только математики всегда задается вопросом: « Почему ученик не усваивает учебную программу». Работая не первый год в школе, пытаюсь найти эффективные средства подготовки учащихся со слабым уровнем усвоения тем школьного курса - это стало основной задачей моей работы.
Проанализировав, можно выделит ряд причин от которых зависит уровень восприятия учебного материала:
пропуски занятий (как по уважительной ,так и неуважительной причине);
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах, это тоже является одной из причин неусвоения темы.(В семье моих знакомых девочка семиклассница страдающая ДЦП, в силу своего заболевания ей тяжело в полной мере воспринимать материал, что сказывается на уровне его усвоения);
4) педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных учебных умений и навыков годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельной работы, анализа и синтеза материала
5) неблагополучная семья.
6) в современном мире еще из одних факторов стало компьютеризация не обучения, а повседневной жизни. Наличие в семьях всевозможных электронных устройств (планшеты, телефоны, компьютеры) и естественно увеличивающийся интерес детей к ним приводит к тому, что ученик лучше лишнее время потратит на современный гаджет, чем на учебник или дополнительную литературу. И следствие этого отсутствие отработки навыков – у ученика на это просто не хватает времени
Чтобы предупредить неуспеваемость, надо своевременно выявлять таких учеников и образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках у них , при этом организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.. Как правило таких детей 2-4 в классе. Выявив этих детей нужно организовать свою работу так чтобы каждому ученику оказать ту необходимую помощь, в которой он нуждается. Цель работы с такими учащимися не столько выставление отметок, сколько выявление учащихся тех тем школьного курса которые они не усвоили. Для таких учащихся во время выполнения самостоятельных и контрольных работ составляются такие варианты , чтобы они не напугали ученика и не загнали его в тупик а показали ему что и он что то решить и получить положительную отметку. Благодаря такой работе со слабоуспевающими, у них повышается интерес к предмету, появляется уверенность в себе и своих знаниях, доверительное отношение к учителю, что немаловажно по моему мнению, позитивные эмоции. Все это позволяет повысить уровень знаний, умений и навыков по математике. При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны. Работая несколько лет подряд в классе компенсирующего обучения поняла, что таким детям нужно все показать наглядно: при изучении темы «Обыкновенные дроби» мы резали яблоки, апельсины, делили между собой плитку шоколада, при изучении темы функциональная зависимость отправлялись в поезду на виртуальном поезде останавливались на станциях, покупали виртуальные билеты. Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию и мечту.
Все наши дети очень разные : одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. История помнит легендарных фигур которые были неуспевающими учениками: Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Вальтер Скотт, Карл Линней , Альберт Эйнштейн , Уильям Шекспир, Джордж Гордон Байрон, Николай Гоголь, Александр Пушкин.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.