Конспект урока по истории на тему Судьба русской православной церкви в XVII веке


Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок» (гуманитарное направление)
Методическая разработка урока истории для учащихся 7-х классов по теме
«Судьба Русской православной церкви в XVII веке»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Учитель: Дзиова Наталия Николаевна,
предмет: история.
Домашний адрес:624130
г. Новоуральск
Свердловской области,
ул. Северная д.7, кв. 27
г. Новоуральск, 2014г.

Тема урока: Судьба Русской православной церкви в XVII веке.
Цель: обеспечение условий для достижения следующих планируемых результатов обучения:
личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение исторических фактов.
метапредметные: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
принимать и сохранять учебную задачу;
формулировать гипотезу;
осуществлять сравнение;
формулировать проблемный вопрос;
планировать свою деятельность по достижению цели урока;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
делать выводы, умозаключения;
давать оценку полученным результатам и применять их.
предметные: сформировать у учащихся представление о судьбе Русской православной церкви в XVII веке, о церковной реформе, ее предпосылках и последствиях.
Материалы и оборудование:
- проектор и экран;
- компьютерная презентация «Судьба Русской православной церкви в 17 веке»
- маркеры и рабочие листы для каждой группы;
- материалы для работы групп.
Основные понятия: патриарх, протопоп, старообрядчество, раскол.
Ход урока
Мотивация
Цель: создание проблемной ситуации, связанной с противоречивостью фактов об отношениях между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
На экране и у детей на листах представлены два отрывка из исторического источника «Жития протопопа Аввакума» о событиях до 1653 года и «Жития протопопа Аввакума после 1653 года. (Приложение 1)
- Вам представлены два отрывка из исторического источника «Жития протопопа Аввакума», по которым можно сделать вывод об отношениях между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом. Прочитайте их.
- Что вас удивило?
- Как вы считаете, почему это произошло, почему поссорились патриарх Никон и протопоп Аввакум?
- Как вы думаете, что это могло быть за событие, которое превратило двух выдающихся церковных деятелей из друзей в непримиримых врагов.
- С целью проверки наших гипотез проведем исследование.
Дети читают отрывки.
- В первом отрывке Аввакум называет Никона: «Друг мой», а во втором отрывке речь идет о том, что Никон преследует Аввакума, угрожает его жизни.
Дети выдвигают свои предположения. В процессе обсуждения приходят к выводу, что причиной ссоры стало какое-то историческое событие.
Учащиеся выдвигают предположения, записывают гипотезы на бумажные «облачка»
Результат: создана проблемная ситуация, обеспечивающая познавательный интерес учащихся к получению нового знания о событии, которое привело к ссоре между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом.
Формируемые УУД: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать гипотезы.
Исследование
Цель: поиск фактов для доказательства или опровержения гипотез.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Действительно, в XVII веке произошло значительное историческое событие, которое оказало большое влияние на судьбу Русской православной церкви. Сегодня на уроке нам предстоит изучить это событие. На уроках истории мы с вами изучили уже много различных событий. По какому плану мы это делаем? Обсудите в группе и предложите план нашей работы на данном этапе урока.
- В соответствии с планом наша работа будет организована в шести группах: две группы будут изучать предпосылки события, две группы подготовят сообщение о том, в чем заключалась суть этого события, и, наконец, последние две группы будут работать с последствиями данного события. Для работы в группах вам предлагаются тексты и рабочие листы. Результатом работы групп будет заполненная таблица.
- . На работу отводиться 15 минут. Распределите обязанности в группе так, чтобы уложиться в отведенное время. Учащиеся обсуждают план работы сначала в группе, затем представляют свои предложения классу. В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что необходимо узнать о предпосылках данного события, в чем оно заключалось, и к каким последствиям привело.
Дети выполняют задания в группах по индивидуальному плану (приложение 2,3)Результат: каждая группа получила материалы для доказательства или опровержения гипотезы.
Формируемые УУД: сохранять учебную задачу, работать в группе, строить логическое рассуждение, делать индуктивное умозаключение на основе фактов.
Обмен информацией.
Цель: представить результаты работы группы всему классу.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Время вышло, начинаем представление результатов нашей работы.
Так как над одним и тем же заданием работали по две группы, учитель предлагает выслушать полные отчеты групп №1, 2, 3, а группам № 4, 5, 6 внести дополнения, уточнения.
- 1-я (4-я) группа, вы хотели бы, что-то дополнить? Спасибо.
На слайде появляется заполненная первая часть таблицы.
- проверьте все ли предпосылки церковной реформы вы перечислили.
Аналогичная работа со 2-й (5-й) группой, на слайде появляется вторая часть таблицы.
Затем 3-я (6-я) группа представляет результат своей работы и появляется слайд с третьей частью таблицы.
Учащиеся вывешивают рабочие листы на доску и представляют результаты работы классу.
дети проверяют, при необходимости вносят дополнения в свой рабочий лист
учащиеся проверяют все ли изменения и нововведения они перечислили
проверяют все ли последствия церковной реформы были перечислены

Результат: учащиеся ознакомились с предпосылками, сутью и последствиями церковной реформы.
Формируемые УУД: сохранять учебную задачу, осуществлять сравнение, делать индуктивное умозаключение и вывод на основе фактов.
Организация и связывание информации.
Цель: формулировка общего вывода и темы урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Наше сегодняшнее исследование подходит к концу.
- Результаты проделанной за урок работы представлены в обобщающей таблице на слайде. Все ли понятно в таблице?
- Какое же событие произошло в 1653 году которое превратило двух выдающихся церковных деятелей из друзей в непримиримых врагов ?- Как бы назвали тему нашего урока?
Учитель обращает внимание детей на последствия церковной реформы и ее роли для Русской православной церкви в целом
На слайде появляется тема урока.
- Вернемся к нашим гипотезам. Какой вывод о их верности мы можем сделать? Дети задают уточняющие вопросы.
- В 1653 году была проведена церковная реформа.
Дети предлагают свои варианты
В итоге обсуждения формулируют тему урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и вклеивают готовую таблицу «церковная реформа патриарха Никона». (Приложение 3).
Дети делают вывод о верности гипотез.
Результат: учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока.
Формируемые УУД: сохранять учебную задачу, строить логическое рассуждение, делать индуктивное умозаключение и обобщающий вывод.
Применение.
Цель: применение и проверка знаний полученных на уроке.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Детям предлагается заполнить пропущенные слова в тексте (слайд) (Приложение 4).
Появляется слайд с правильными словами.
Учащимся предлагается проверить себя, как они усвоили тему урока. Для этого демонстрируется последний слайд презентации «Тест для самопроверки» (приложение 4). Для самопроверки верности выполнения теста используется программа PROClass «Система контроля и мониторинга качества знаний». В руках у каждого ученика пульт, на котором они нажимают вариант верного ответа к заданию. Программа позволяет на основании данных учеником ответов в автоматическом режиме оценить уровень усвоения им темы урока
Выполняют задание.
Проверяют себя.
Отвечают на вопросы теста.
Результат: учащиеся применяют полученные знания, проводят самопроверку.
Формулируемые УУД: сохранять учебную задачу, применять полученные знания.
Рефлексия.
Цель: осмысление значимости проделанной работы на уроке, рефлексия процесса мышления.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Мы с вами уже говорили о том, как важно не просто получать знание в готовом виде, а научиться самим их «открывать». И сегодняшний урок был построен так, чтобы вы смогли самостоятельно найти новое знание.
- Что удалось вам на пути открытия нового, благодаря чему?
- Что не удалось? Почему?
- Что из приобретенного вами сегодня на уроке, пригодится на других уроках, в вашей повседневной жизни? Учащиеся включаются в обсуждение ответов на вопросы.
Результат: осознание учащимися смысла проделанной на уроке работы.
Формулируемые УУД: становление смыслообразующей функции познавательного мотива, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебной задачи.
Домашнее задание.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приготовить сообщение о судьбе старообрядцев, записать определения понятий в словарик (протопоп, патриарх, старообрядчество, раскол). Записывают домашнее задание.
Задают уточняющие вопросы.