«Подходы ученых к классификации закономерностей и принципов в педагогике: Я.А.Коменского, Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, Б.Т.Лихачева».


«Подходы ученых к классификации закономерностей и принципов в педагогике: Я.А.Коменского,
Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, Б.Т.Лихачева».
В настоящее время в педагогической литературе термин «принцип» трактуется как основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; определенная система исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность; руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения.
Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой; исходные основополагающие положения, определяющие деятельность педагога и характер учебно-познавательной деятельности обучающихся.
В пособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно разнятся. Это объясняется тем, одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие – из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики обучающихся. И хотя законы и закономерности не содержат прямых указаний, как действовать педагогу в той или иной ситуации, они являются теоретической основой для обоснования принципов обучения.
Впервые принципы обучения были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его «Великой дидактике» в 1632г.
Обратимся к содержанию лишь тех законов, которые выделяют многие исследователи, например, такие как Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин и другие.
В системе обучения принципы занимают определенное место:

Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классически давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.
В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подход, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина и др.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
Различные классификации принципов обучения обуславливаются различными идеями, положенными в их основу. Например, Я.А. Коменский попытался создать систему дидактических принципов, основываясь на идее природосообразности обучения, хотя само понятие «принцип» им не было обосновано. Идея природосообразности в понимании Я.А. Коменского – это естественный метод, или принцип соответствия природе. Природа единая, все в ней протекает постепенно, без скачков, естественным путем. Точно так же воспитание ребенка как частицы природы должно проводиться естественным путем. Однако следует учитывать, что Я.А. Коменский в своей идее природосообразности не изменяет ни своему мировоззрению, ни своей эпохе. Идею Коменского, считает педагог Д. Лордкипанидзе, следует рассматривать как прогрессивное и даже революционное явление в педагогике, поскольку она направлена против средневекового схоластического воспитания.
Согласно Я.А. Коменскому, там, где отсутствует сознательность, и обучение ведется догматически посредством бессмысленного заучивания, в знании господствует формализм, а сам процесс обучения неизбежно будет механическим и пассивным. В процессе обучения сознательность и активность выступают в единстве. Этот прогрессивный принцип проникнут духом демократизма, поскольку предполагает усвоение учащимися истинного знания, адекватного окружающей действительности. Главное условие успешного обучения – постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский писал: «Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».
Вместе с тем Я.А. Коменский считал основным свойством сознательного знания не только его понимание, но и использование на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии». Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством.
Главный враг в обучении – бездеятельность и лень. В работе «Об изгнании из школ косности» Я.А.Коменский раскрывает принципы лени учащихся, дает ряд указаний о том, как ее искоренить. Золотое правило обучения, согласно Я.А.Коменскому – наглядность. В основе его учения наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Он приводит известную эмпирическую тезу: «Ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано в ощущении». В «Великой дидактике» Я.А.Коменский следующим образом определил наглядность, ее задачи и значение: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство». И далее: «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочитает обширнейшие объяснения, не видав всего этого своими глазами заменяет собой доказательство».
Принцип наглядности Я.А.Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно – модели или копии предметов или явлений.
Я.А.Коменский сформулировал ряд конкретных указаний, в которых распределил занятия по годам, месяцам, дням, часам с учетом возрастных особенностей учащихся. Согласно его рекомендациям, один предмет следует преподавать до тех пор, пока его не уяснят все учащиеся. Обучение должно идти от более близкого к более отдаленному.
Важную роль Я.А. Коменский отводил упражнениям, которые имеют большое значение для прочного усвоения знаний. В «Пансо-фической школе» он писал: «Так как только упражнение делает людей искусными, а мы исполнены стремлением сделать людей сведущими во всех классах учащиеся упражнялись на практике: а) чувств, Б0 ума, в) памяти, г) упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, е) в голосе, ж) в нравах и в благочестии».
Таким образом, Я.А.Коменский выделил следующие дидактические принципы обучения: сознательность и активность, наглядность, последовательность и систематичность, упражнение и прочное усвоение знаний. Принципы обучения, сформулированы Я.А.Коменским, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами.
Привожу классификацию принципов, данную Ю.К.Бабанским.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Основные компоненты и
условия обучения Принципы обучения
Задачи обучения Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучающихся
Содержание обучения Принципы: научность обучения; связи обучения с жизнью; системности и последовательности обучения; доступность обучения
Методы обучения и соответствующие им средства Принципы: наглядности обучения; сознательности и активности обучающихся при руководящей роли педагога; сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения
Формы организации занятий Принцип сочетания различных организационных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения
Условия для обучения Принцип создания необходимых условий для обучения
Результаты обучения Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, образования и развития

Рассмотрев различные классификации принципов обучения, можно сделать вывод, что не существует какой-либо универсальной классификации, хотя есть классические принципы, которые признаются всеми авторами. Эти принципы можно объединить в следующие группы:
-Методологические (философские), отражающие концептуальную стратегию образования (принципы гуманизации, демократизации, связи с жизнью, уровнем развития психологии, философией образования и др.);
-Научные, касающиеся как содержания образования, так и самого образовательного процесса (принцип научности, систематичности и др.);
-Психологические (принцип учета возрастных особенностей, психологии личности, группы и др.);
-Собственно дидактические (принципы доступности, наглядности, индивидуализации и др.)
Можно считать, что предложенная Ю.К.Бабанским совокупность дидактических принципов является системой, в основе которой лежит деятельностный подход к обучению. Такой подход в дидактике позволяет выявить основные компоненты учебного процесса, каждый из которых, как и весь процесс в целом, должен соответствовать определенным принципам обучения. Ю.К. Бабанский выявил соотношения основных компонентов учебного процесса с принципами обучения.
Расположение принципов обучения в логике развития компонентов целостного цикла процесса делает их перечень не только четко последовательным, но и относительно целостным.
Цели общества, реализуемые через школьное образование, находят свое отражение и в существующих классификациях принципов обучения. Так, М.Н.Скаткин в 1975 году сформулировал следующие принципы обучения:
- принцип коммунистического воспитания в процессе обучения;
- научность обучения и его доступность;
- систематичность обучения и связь его с практикой;
- сознательность и активность учащихся при руководящей роли учителя;
- принцип единства конкретного и абстрактного, принцип наглядности в обучении;
- принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся;
- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Здесь ясно видна взаимосвязь между целями воспитания молодежи – формированием личности коммунистического общества – и общими законами обучения. На основе этого был сделан вывод, что принципы обучения действуют на протяжении времени существования отдельной социально-экономической формации.
Если сравнить классификации принципов обучения, предложенные Ю.К.Бабанским, М.Н.Скаткиным и др., то можно сделать вывод, что несмотря на то что ученые по-разному подходят к объекту исследования – целенаправленному управлению познавательной деятельностью обучающего, предложенные ими классификации не являются вариативными. Неустойчивость этих классификаций говорит о том, что, во-первых, у авторов нет уверенности, что сформулированные принципы охватывают все стороны педагогического процесса, и во-вторых, что все эти положения выведены эмпирическим путем. Кроме того, эти принципы не выстроены каким-либо образом иерархически, они раз-ноуровневы, иногда трудно увязываемы друг с другом. Так, принцип доступности порой заставляет обучение отходить от принципа научности. Содержание дидактических принципов, к сожалению, не показывает, каким образом снимаются эти противоречия и трудности.
Принципы отбора содержания школьного образования Б.Т.Лихачевым рассматриваются так.
Он выделяет две группы принципов: общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки; из области труда; из области физического развития.
К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования Б.Т.Лихачев относит:
- общеобразовательный характер учебного материала;
- гражданская и гуманистическая направленность содержания;
- связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;
- основообразующий и системообразующий характер учебного материала;
- интегративность изучаемых курсов;
- развивающий характер учебного материала;
- гуманитарно-этическая направленность содержания образования;
- взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;
- эстетические аспекты содержания образования.
Среди специальных принципов формирования содержания школьного образования выделяются принципы формирования содержания предметов науки.
Легко заметить, что вся номенклатура принципов полностью отражается в следующих трех основных принципах, а именно:
- принцип соответствия содержания уровня образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающего гуманистического демократического общества;
- принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;
- принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.
Указанные принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания.