РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ для 3-5-х классов


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Сухо-Березовская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы__________/А. В. Титова/
М.П.


Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей
социально – гуманитарных и естественно – научных дисциплин,
протокол № __« __» ________2015г.
Руководитель ШМО _________________ / Попрыгина Л.А. /

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР __________________С. И. Трофимова
                 
             
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочной деятельности ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ для     3-5-х

классов на 2015 -2016 учебный год

учебное время – 1 час в неделю (35 часов в год) -  3 класс «Азбука добра»

 1 час в неделю (35 часов в год) – 4 класс «Почему мы так говорим? Библейская история и родной язык»

1 час в неделю (35 часов в год) – 5 класс «Духовно-нравственные традиции русского народа»
               



Разработана Попрыгиной Л. А..
учителем истории и обществознания
высшей квалификационной категории






с. Сухая Берёзовка
2015 г.



Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально- педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа составлена
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Общая характеристика программы в 3-5 классах
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи в области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию;
( укрепление нравственности;
( формирование основ морали;
( формирование нравственного самосознания личности (совести);
( принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей,
( национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
( формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
( развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
( целеустремленности, настойчивости в достижении результата, осознание школьником ценности человеческой жизни;
( формирование нравственного смысла учения.
Задачи в области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
( пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за
( Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности;
( развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
( педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям;
( развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
( понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных
( ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к
( традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям; формирование толерантности и основ культуры межэтнического
( общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
( формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям,
( осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими
( традициями российской семьи.

Задачи: а) воспитание уважение к нравственным нормам; б) осознание обучающимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.  в) систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий; г) формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей; д) обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану; е) формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников; ж) обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний; з) развитие самоконтроля детей за собственной речью. Таким образом, основная задача - научить учащихся связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные. Место внеурочной деятельности
Азбука добра – 3 класс 1 час в неделю всего 35 часов
Почему мы так говорим? Библейская история и родной язык – 4 класс 1 час в неделю всего 35
Духовно-нравственные и культурные традиции русского народа 5 класс 1 час в неделю всего 35 часов

Содержанием духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
( служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
честь; достоинство;
свобода (личная и национальная);
( доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
( семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей,
( забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
( дружба;
( здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
( традиционные российские религии.
Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека,
( нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
( Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения подростка в процесс выбора для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Этот подход является определяющим для основной образовательной программы основного общего образования.10 Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно- методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально- педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития школьника. РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося. Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения подростка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы учеником как минимум в одной практической ситуации). ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ученика в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность он должен сам, через собственную деятельность. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения подростка есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание. В основе Программы лежат перечисленные ниже принципы.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности, это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения. Принцип следования нравственному примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип диалогического общения со значимыми другими В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и уважения права воспитанника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиска смысла жизни невозможны без диалогического общения подростка со значимым другим. Принцип идентификации (персонификации) Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других. Принцип полисубъектности воспитания Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися. Принцип системно-деятельностной организации воспитания Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание, как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие воспитанником ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности: воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной. системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников оформляется в виде тематической программы.
Основу такой программы составляют:
система морально-нравственных установок и ценностей;
( многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной;
содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.

II. Описание содержания разделов
3 класс
1. Уважай тех, кто рядом (4 ч.).
Дети учатся общаться с товарищами, близкими людьми.
Усваивают понятие «Волшебные слова».
Получают представление о том, что такое настоящая дружба.
2. Я – гражданин России (7 ч.).
Изучают символы России.
Знакомятся с традициями русского народа.
3. Береги здоровье смолоду (3 ч.)
Получают представление о нормах здорового образа жизни.
4. Человек среди людей (13 ч.).
Дети изучают правила поведения в общественных местах.
Знакомятся с нормами этикета.
Усваивают правила дорожного движения.
5. Человек и природа (8 ч.).
Учатся беречь природу, заботиться обо всем живом.

4 класс
1.Наш язык – зеркало духовной жизни
2.Ангельская доброта , чистота, красота
3.Райская жизнь, райское наслаждение
4.Грех. грешник, «запретный плод сладок»
5.Окаянный. раскаяние, покаяние
6.Допотопный, «после меня хоть потоп»
7.Хам, хамство
8.Почему люди говорят на разных языках
9.»Бог любит Троицу»
10.Что означает слово «пасха»? Манна небесная, земля обетованная
11.Заповеди, заповедник, заповедный
12.Что означают слова «спасибо», «благодарю»?
13Почему ясли – детское учреждение? Почему жестокого человека называют иродом?
14. Крещение – новое рождение.
15. Блаженство – счастливое состояние.
16. Преображение – изменение
17. Притча. Чему учат нас притчи?
18.Вербное воскресенье
19.Чистый четверг, Тайная Вечеря. Причастие
20. Иуда – синоним предательства
21.Крестные муки, «нести свой крест»
22.Почему воскресенье – день праздничный?
23.Вознстись – подняться высоко
24.»Страшный суд», «конец света». Надо ли этого бояться?
25.Мольба, умолять.
26.Суеверие, суеверный
27. О православном храме
28. Экскурсия в местный храм
29.Икона – окно в небесный мир
30.Иконы, посвящённые Богородице
31.Тайна, таинственный
32.Церковнославянский язык
33. Презентация проектов
34.Презентация проектов
35.Обобщающий урок

5 класс
1.Земля родная
2. Русский дом
3. Сельский приход
4. В семье и на миру
5. Народная школа
6.Отечество
7.Духовное наследие русской культуры

Календарно-тематическое планирование занятий в 3 классе

№ п/п
Наименование темы
Часы
учебного
времени
Дата
План/факт

I.
1.
2.
3.
4.
II.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
III.
12.
13.
14.
IV.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
V.
28.
29.
30.
31.

32.
33.


Уважай тех,кто рядом.
Волшебные слова.
Ты и твои товарищи.
Что такое настоящая дружба?
Дружная семья гору сдвинет.
Я-гражданин России.
Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд.
Россия – Родина моя.
Мой край – моя малая Родина.
Я – гражданин.
Символы нашей Родины.
Осенние посиделки.
Традиции русского народа.
Береги здоровье смолоду.
Моё здоровье.
Друзья Мойдодыра.
В здоровом теле – здоровый дух.
Человек среди людей.
Правила поведения в общественных местах.
Дорожный знак – тебе не враг.
Правила этикета.
Культура трапезы.
Хлеб – всему голова.
Говорящий портфель.
Книга – путь к знаниям.
Учимся жить дружно.
Спешите творить добро!
Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Мама, что солнышко на небе.
Знай правила дорожного движения.
Мы – пассажиры.
Человек и природа.
Русские леса – земная краса.
Берегите родную природу.
Времена года.
Мне дорог край, где я родился. С тобой всем сердцем я
Духовно-нравственное здоровье.
Мир Души.

4
1
1
1
1
7
1

1
1
1
1
1
1
3ч.
1
1
1
13ч.
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
6ч.
1
1
1
1

1
1




Календарно-тематическое планирование занятий в4 классе

№ п/п
Наименование темы
Часы
учебного
времени
Дата
План/факт

1.

2

3

4

5
6

7
8

9
10
11

12


13
14

15
16
17

18
19

20
21
22

23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Наш язык – зеркало духовной жизни
Ангельская доброта , чистота, красота
Райская жизнь, райское наслаждение
Грех. грешник, «запретный плод сладок»
Окаянный. раскаяние, покаяние
Допотопный, «после меня хоть потоп»
Хам, хамство
Почему люди говорят на разных языках
«Бог любит Троицу»
Заповеди, заповедник, заповедный
Что означают слова «спасибо», «благодарю»?
Почему ясли – детское учреждение? Почему жестокого человека называют иродом?
Крещение – новое рождение.
Блаженство – счастливое состояние.
Преображение – изменение
Притча. Чему учат нас притчи?
Что означает слово «пасха»? Манна небесная, земля обетованная
Вербное воскресенье
Чистый четверг, Тайная Вечеря. Причастие
Иуда – синоним предательства
Крестные муки, «нести свой крест»
Почему воскресенье – день праздничный?
Вознестись – подняться высоко
«Страшный суд», «конец света». Надо ли этого бояться?
Мольба, умолять.
Суеверие, суеверный
О православном храме
Экскурсия в местный храм
Икона – окно в небесный мир
Иконы, посвящённые Богородице
Тайна, таинственный
Церковнославянский язык
Презентация проектов
Презентация проектов
Обобщающий урок

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1




Календарно-тематическое планирование в 5 классе


№ п/п
Наименование темы
Часы
учебного
времени
Дата
План/факт

I
1
2

3

4

5

6

7
8

II
9
10

11
12
13


III
14

15
16
17

IV
18

19
20
21
22
V
23

24

25
26
VI
27
28
29
VII

30

31

32
33

34
35
Земля родная
Уклад жизни русского народа
Духовно-нравственные традиции крестьянского труда
Календарь русской природы и православный месяцеслов
Праздники и календарные обряды русского народа
Отношение крестьян к природным богатствам
Песни и сказки русского народа о родной природе
Экскурсия в осенний лес
Итоговое повторение «Земля родная»
Русский дом
Крестьянская усадьба
Внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг
Память о предках
Внутренний строй городской семьи
Связи горожан: бытовые, родственные, приходские, соседские
Сельский приход
Архитектурный облик и внутреннее устройство храма
Приходская жизнь поселян
Благочестие русского крестьянина
Семейные праздники в крестьянской семье
В семье и на миру
Духовно-нравственный облик крестьянина
Отношение к старшим
Святые и праведники на Руси

Всенародное почитание святых
Народная школа
Традиционные формы воспитания крестьянских детей
Формы и методы обучения детей на Руси
Традиционный круг чтения на Руси
Экскурсия в библиотеку
Отечество
Любовь и служение Родине
Защита Отечества от врагов
Ратные подвиги русских воинов
Духовное наследие русской культуры
Отечественная наука. Великие русские учёные
Мастера русской литературы, искусства, архитектуры
Духовно-нравственное содержание произведений русской литературы и искусства
Презентации проектов
Обобщающий урок
8
1
1

1

1

1

1

1
1
1
5
1
1

1
1
1


4
1

1
1
1

5
1

1
2

1
4
1

1

1
1
3
1
1
1

6
1

1

2


1
1








Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 1960.
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2006. Ч.1.
Гомзяк О.С. Говори правильно. /О.С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2007.
Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1982.
Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.
Громыко М. М. О народном благочестии русских XIX века. //Православие и русская народная культура: Науч. сб. Вып.1. М. 1994
Громыко М. М. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М., 1986
Кузнецов С. В. Религиозно-нравственные основания русского земледельческого хозяйства// Православие и русская народная культура: Науч. сб. 1.М., 1994.
Максимов С. В. Избранное. М., 1995
Русские: семейный и общественный быт. М., 1995
8. Уразумление к месяцеслову. М., 1995
Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. Новосибирск, 1994
Шмелёв И. С. Богомолье. М., 1994
Московский патриархат Воронежско-Липецкая Епархия отдел религиозного образования и катехизации. Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Программы факультативов духовно нравственной направленности для светскпих школ Выпуск 2, Воронеж 1999
Московский патриархат Воронежско-Липецкая Епархия отдел религиозного образования и катехизации. Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Программы факультативов духовно нравственной направленности для светских школ. Выпуск 3, Воронеж 2000
ашукин Н. С., Ашукина М. Г., крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М., «Художественная литература», 1955.
Давыдова Н. В. Православный букварь. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1997.
Крылатые слова. Постоянная рубрика// Воронеж Православный.
Тихомиров Д., Тихомирова Е. Букварь. М.. «Град Китеж, 1991.

Планируемые результаты освоения курса

формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,
составлять полные предложения;
объяснение лексического значения слова;
развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, , способность к переключению;
проявлять интерес к явлениям окружающей действительности;
проявлять интерес к животному миру;
уметь проявлять заботливое, внимательное, познавательное отношение к природным явлениям;
уважать труд взрослых;
воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней;
воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов