Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления ФГОС ООО (факультатив по литературе для 5 класса «Вокруг тебя – Мир»)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Киришская средняя общеобразовательная школа №6»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
учителей русского языка и
литературы
____________/В.А. Кенденкова/
Протокол № ______
от « ___» мая 2013 г. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
МОУ «КСОШ №6»
_________ / С.Ю. Иванова./
«____» июня 2013г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОУ «КСОШ №6»
от «____» августа 2013 г.
№________ Рабочая программа внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
(факультатив по литературе для 5 класса «Вокруг тебя – Мир»)
учителя русского языка и литературы
Шлыковой Анжелы Юрьевны
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педагогическим советом МОУ «КСОШ №6»
Протокол № ______
от «____» ____________ 2013 г.
2013 год
г. Кириши
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа факультатива по литературе «Вокруг тебя – Мир» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности основной образовательной программы основного общего образования МОУ «КСОШ №6» и дополняет содержание учебной программы по литературе.
Рабочая программа факультатива создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…» для 5-8 классов авторов К. Сухарева-Дериваз, И. Бурж, В.Ю., Выборновой и др. Указанный УМК разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ» Министерством образования Российской Федерации, Международным Комитетом Красного Креста, Российским обществом Красного Креста и призван решать задачи литературного образования, нравственного воспитания и правового развития.
Рабочая программа факультатива духовно-нравственного направления учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основные идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Содержание программы внеурочной деятельности (факультатива) «Вокруг тебя – Мир» соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования МОУ «КСОШ №6», ориентированной на единство учебной и внеурочной деятельности.
Данная программа внеурочной деятельности  основана на единых принципах, целях и задачах, школы  – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.
Вся работа по программе проходит с опорой на междисциплинарные связи, практическую деятельность школьников, их жизненный опыт.
Рабочая программа факультатива по литературе «Вокруг тебя – Мир» адресована учащимся 5 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11-12 лет, обучающихся в классах универсального/базового или профильного обучения. Срок реализация программы – 1 год, рассчитана на 34 часа.
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Актуальность рабочей программы факультатива заключается в том, что наряду с решением основной задачи – расширение читательского кругозора обучающихся, закрепление базовых литературных знаний и развитие личностных и метапредметных компетентностей – лона решает и задачи, связанные с распространением знаний о международном гуманитарном праве. Кроме этого, программа обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели духовно-нравственного воспитания, которое на сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, решить которую возможно благодаря художественной литературе, так как художественная литература играет немаловажную роль в формировании человеческой личности. В ней заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные ценности. Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и морали. Художественная литература оперирует такими жизненно важными понятиями, как истина, правда, доброта, дружба, любовь, честь и совесть. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы личности. С одной стороны, чтение даёт богатую пищу для размышлений, способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления. С другой стороны, наличие эмоциональной составляющей оказывает неоценимый положительный эффект на современных детей и подростков – учит их сопереживать, сострадать, верить в добро, надеяться на лучшее.
Практическая значимость рабочей программы факультатива «Вокруг тебя – Мир» заключается в том, что её реализация направлена формирование и развитие универсальных учебных действий, на формирование у младших подростков социальной активности; представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; на приобщение к системе культурных ценностей; эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. Коллективная и групповая работа, предусмотренная данной программой факультатива, способствует формированию организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
Цель программы – расширить читательский кругозор учащихся; оказать содействие формированию квалифицированного читателя и развитию личности, направленному на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности.
Задачи программы:
способствовать совершенствованию читательской культуры учащихся, формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, выявлять авторскую позицию в нем;
развивать речь и креативные способности учащихся;
создавать условия для формирования ценностных ориентаций личности, воспитания личной ответственности за поступки, чувства собственного достоинства, уважения к правам других; внутренней убежденности в необходимости соблюдения этических и правовых норм;
способствовать приобретению и углублению учащимися знаний об основных принципах и нормах международного гуманитарного права, создавать условия, чтобы школьники осознанно воспринимали нормы международного гуманитарного права, видели в них инструмент регулирования сложной сферы социальных отношений, созданный человеческой цивилизацией и наполненный идеей гуманности, стремились к их соблюдению, конструктивно подходили к разрешению ситуаций, регулируемых ими. В основе реализации программы факультатива лежат классические дидактические принципы системности, последовательности, научности, доступности, связи теории и практики, самостоятельности и активности, а также принцип гуманистической направленности педагогического процесса, ориентированности на единство знаний, умений, сознания и поведения.  Факультатив ориентирован на современные дидактические принципы: системно-деятельностного и личностно ориентированного обучения, коммуникативно-деятельностной организации учебно-воспитательного процесса, проблемного обучения, сотрудничества учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся, сотрудничества с родителями.
В образовательном процессе используются следующие методы и приёмы: метод творческого чтения, эвристический метод, исследовательский метод, дидактические игры, диалоговые методики, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт); технологии формирования УУД: проектная деятельность, информационные и коммуникационные технологии, технология дискуссий, развития критического мышления, групповой работы.
Основными формами организации занятий факультатива являются: беседа, экскурсия, игра, занятие-путешествие, конференция, зачёт, презентация, дискуссия, практическая самостоятельная работа, викторина, ролевая игра, круглый стол, выставка книг и рисунков. Используются следующие виды заданий и упражнений: задания проблемного характера на сопоставление различных видов источников (художественных, исторических, правовых); задания типа «Выбери»; создание плаката, схемы, домашние задания коммуникативного характера, нацеленные на общение учеников с родителями и друзьями; сопоставление героев, сравнение произведений различных видов искусства, рецензирование книг; решение задач; создание презентаций, выпуск газет, буклетов и т.п.Контроль результатов обучения.
Система обучения факультатива безоценочная. По желанию учащихся отметки за лучшие ответы и творческие работы могут быть выставлены в предмет «Литература». В таком случае ответы и работы учащихся оцениваются в соответствии с нормами и критериями оценки по литературе.
При планировании предусмотрены разнообразные виды контроля: текущий или промежуточный, тематический, итоговый.
Текущий контроль представляет собой анализ результатов выполнения заданий, предложенных в Книге для ученика или сформулированных учителем. Промежуточный контроль осуществляется в форме ответа на проблемные вопросы этического и правового характера. Проведение промежуточного контроля уместно после изучения разделов. Проведение итогового контроля осуществляется по трем направлениям интегрированного курса, причем основными считаются результаты литературной и правовой составляющей, так как формирование ценностных ориентаций в рамках воспитательного аспекта курса – это процесс длительный, результат его скрыт в сознании: учитель не всегда может наблюдать реальные изменения в поступках учеников под воздействием «присвоенной» информации. Результат, если он будет, является «отсроченным», «отложенным». Тем не менее, мониторинг по этому направлению проводится с использованием методов социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением. Возможна и организация тестирования (определения уровня воспитанности) совместно со школьным психологом, классным руководителем.
Результаты литературного образования будут выражены в форме письменной работы (эссе, очерк, репортаж, отзыв).
Мониторинг по правовому аспекту курса проводится в таких формах, как конференция, публичное выступление, где учащиеся в практической деятельности демонстрируют знания основных понятий международного гуманитарного права.
Итоговый контроль: выставка проектов, презентация.
Примерные темы проектных работ.
Проект 1. Терминологический толковый словарь.
Проект 2. История Российского общества Красного Креста на страницах художественных произведений.
Проект 3. История Российского общества Красного Креста в лицах.
Проект 4. Маленькие герои большой войны: война и дети в произведениях литературы.
Проект 5. История страны в истории моей семьи.
Проект 6. Литературные сказки Ленинградской области о счастье, милосердии.
Проект 7. «Волшебный мир сказок: добро побеждает зло».
Проект 8. «Забытое временем и людьми…» (о малых жанрах фольклора).
Проект 9. Правила и обычаи во взаимоотношениях людей.
Проект 10. Советую прочитать.
Общая характеристика программы факультатива.
Программа факультатива «Вокруг тебя – Мир» - интегрированная: она включает в себя литературоведческий, этический и правовой компоненты; в ней сохранен принцип интеграции правового компонента в изучение литературы: авторская позиция в изучаемых произведениях базируется на тех же этических началах, которые лежат в основе норм международного гуманитарного права. 
Литературной составляющей программы отводится инициирующая роль: анализ взаимоотношений в мире, созданном художественными средствами, дает толчок к коммуникативной деятельности учащихся, позволяя им выйти «в мир», на уровень социальных, нравственных, правовых взаимоотношений в обществе. В связи с этим большая роль отводится самостоятельному чтению учащихся. Литературоведческий анализ текста сводится к работе над многоаспектной проблемой авторской позиции и способов ее выражения в текстах разных стилей и жанров. Выбор универсальной литературоведческой категории авторской позиции позволяет обращаться к различным уровням его содержательно-смысловой и формальной организации, что способствует развитию навыков самостоятельного анализа и интерпретации текста, то есть формированию квалифицированного читателя.
Кроме того, принципы, определяющие авторскую позицию, проявляются в разных аспектах жизни человеческого общества – духовной, нравственной, общественной, правовой, то есть авторская картина мира оказывает влияние на становление картины мира личности в разнообразных взаимосвязях ее с действительностью.
Для изучения отобраны произведения, представляющие собой этико-правовое ядро учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир», расширяющие кругозор учащихся, способствующие их социализации. Выбор осуществлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся факультатива и с учетом художественной ценности произведений, в соответствии с принципами реалистичности и полноты содержательного аспекта программы.
Гуманистическое содержание программы осваивается поэтапно, что связано с воспитательными задачами факультатива: стремлением к формированию у учащихся внутренней убежденности в необходимости соблюдения этических и правовых норм. Идейное содержание гуманистического компонента: неизбежность соперничества в мире – потребность в правилах, регулирующих поведение соперничающих сторон, – наиболее опасная форма соперничества – война – ведет к необходимости ограничения способов и средств ведения вооруженного конфликта и защиты тех, кто не участвует в нем. Этические представления о гуманности, деятельном сострадании, ответственности, достоинстве, уважении к личности соотносятся с дополнительной информацией исторического и правового характера (о создании Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста, об источниках международного гуманитарного права и основных его нормах).В центре внимания программы значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества. Тексты, предлагаемые программой факультатива, дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы «взрослой» жизни, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый человек (а именно: проблемы, связанные с основными принципами взаимоотношений между людьми как в мирное время, так и на войне). Обучающиеся познакомятся с информацией исторического и правового характера: о роли Анри Дюнана в создании Международного Комитета по оказанию помощи раненым - будущего МККК, роли Н. И. Пирогова в создании Российского общества Красного Креста. За период обучения произойдёт первое знакомство с гуманитарной деятельностью МККК и основными источниками международного гуманитарного права - четырьмя Женевскими конвенциями. Вводимые понятия на данном этапе реализации программы: деятельное сострадание, милосердие, ответственность, уважение достоинства; Международный Комитет Красного Креста, Российское общество Красного Креста, эмблема движения Красного Креста и Красного Полумесяца, конвенция, военнопленный.
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ п/пРаздел программы Общее
количество часов В том числе
теория практика
1. Введение. 1 1 -
2. О правилах.  4 4 -
3. Об уважении и сострадании. 12 5 7
4. О войне. 9 5 4
5. О деятельном сострадании. 5 4 1
6. Итог. 3 1 2
Итого: 34 20 14
Тематическое планирование.
№ п/пРаздел/тема занятия Универсальные учебные действия
I Введение (1 час)
1 Об изучении курса факультатива. Основные понятия. Цели, задачи, виды деятельности. Анри Дюнан – основатель Красного Креста Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
- находить и выделять информацию по заданной теме
Коммуникативные:
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Личностные результаты
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанномуII О правилах (4 часа)
2 Правила и обычаи, регулирующие взаимоотношения людей. Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- в диалоге с руководителем факультатива вырабатывать критерии оценки своей работы
Познавательные:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться изучающим видом чтения;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных типов, жанров, функциональных разновидностей языка;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- формирование восприятия текста, как произведения искусства.
3 Народная сказка «Общее счастье». 4 Поучительность сказок как жанровый признак. 5 Т. Александрова «Светофорчик». Жанр литературной (авторской) сказки. Композиция сказок. III Об уважении и сострадании (12 часов) 6 Е. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Способы выражения авторского отношения к персонажам. 7 А. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Композиция сказок. 8 Анализ сказки А. Платонова «Неизвестный цветок». Афоризм как малый жанр. 9 О. Уайльд. Сказка «Мальчик-звезда». Аллегория и троекратное повторение как жанровый признак сказок. 10 Беседа: «Что делает людей некрасивыми? Какая красота может изменить мир к лучшему» 11 РР Сочинение-рассуждение об уважении и сострадании. 12-13 РР Творческая мастерская. Сочини сказку. 14-15 Разработка сборника сказок. 16 Обсуждение тем итоговых работ (проектов) IV О войне (9 часов) 17 Презентация. 18-19 Практическая работа. Составление презентации по рабочим материалам на тему «Война 1812 года». 20 Л.Н. Толстой. Отрывки из романа «Война и мир». Исторический фон художественного произведения. 21 Война и дети. Анализ эпизода. Отношение к военнопленным. 22 Сравнительная характеристика героев. Роль художественной детали в характеристике героев. 23 Д.Давыдов. «1812» (отрывки из дневника). Жанр дневниковых записей. 24 Фёдор Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» 25-26 РР Творческая мастерская. Ведение дневниковых записей. V О деятельном сострадании (5 часов) 27 А. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Поступки исторических личностей. 28 Композиция лирического произведения малой формы. 29 А. Дюнан. «Воспоминание о битве при Сольферине» (отрывки из мемуаров). 30 Женевская конвенция как источник международного гуманитарного права. 31 РР Обучение дискуссии: «Деятельное сострадание в современном мире». VI Итог (3 часа) 32-33 Презентация проектов 34 Итоговое занятие. Раздел III. Содержание программы.
Раздел 1. Введение (1 час)
Проблематика курса факультатива. В центре внимания значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества. Дополнительная информация исторического и правового характера. Роль Анри Дюнана в создании Международного Комитета по оказанию помощи раненым - будущего МККК. Роль Н. И. Пирогова в создании Российского общества Красного Креста.
   Первое знакомство с гуманитарной деятельностью МККК и основными источниками международного гуманитарного права - четырьмя Женевскими конвенциями.
   Вводимые понятия: деятельное сострадание, милосердие, ответственность, уважение достоинства; Международный Комитет Красного Креста, Российское общество Красного Креста, эмблема движения Красного Креста и Красного Полумесяца, конвенция, военнопленный.
Раздел 2. О правилах (4 часа)
    Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
   Литературоведческий компонент. Литературная  (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как  жанровый признак сказки.
   Основные виды деятельности: пересказ текста, рассказ от первого лица; обогащение словарного запаса; выполнение заданий в ситуации диалогического общения, решение речевой задачи.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: правила, ограничение, запрет.
Сказка «Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа) (1 час). Цели: общая - начать разговор с учениками о роли правил в жизни людей и взаимном уважении как основе этих правил;  частная - углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки.
Т. Александрова «Светофорчик» (сказка) (1 час). Цели: общая - продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей; частная -  расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки.
Раздел 3. Об уважении и сострадании (12 часов)
Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым  должны строиться отношения между людьми.
Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.
Развивающий компонент: обогащение словарного запаса, составление устного рассказа; выполнение заданий ситуации диалогического общения, формулирование основной мысли произведения; обучение дискуссионной речи.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.
Е. Носов «Трудный хлеб» (рассказ) (1 час) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»; частная - расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам.
А. Платонов «Неизвестный цветок» (сказка-быль) (2 часа) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства; частные - расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром.
О. Уайльд «Мальчик-звезда» (сказка) (3 часа) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»; частная - расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки, развитии умения составлять аргументацию тезисов.
Практическая деятельность (7 часов): сочинение-рассуждение, создание сказок, разработка сборника сказок, обучение созданию презентаций; разработка индивидуального маршрута подготовки итоговых проектных работ.
Раздел 4. О войне (9 часов)
Гуманистический компонент. Даже на войне возможно проявление гуманности.
Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.
Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; развитие умения рассуждать; развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать).
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.
Л. Толстой «Война и мир» (отрывки из романа) (3 часа) Цели: общая - обсудить с учениками вопросы, связанные с отношением к военнопленным и обращением с ними; частные - формировать умение собирать материал сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод.
Д. Давыдов «1812 год» (отрывок из дневника) (1 час) Цели: общая - продолжить обсуждение вопросов, связанных с обращением с военнопленными; частные - познакомить учащихся с жанром дневниковых записей; развивать умение анализировать эпизод.
Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» (1 час)
Практическая деятельность (4 часа): ведение дневниковых записей, анализ эпизода, создание презентаций.
Раздел 5. О деятельном сострадании (5 часов)
Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных  на защиту человека.
Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.
Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; самостоятельная работа учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ; развитие умения сравнивать и совершенствовать написанное; развитие творческих способностей; развитие умения аргументировать.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.
А. Куприн «Чудесный доктор» (рассказ) (2 часа) Цели: общая - продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей; частная - расширить представление о композиции лирического произведения малой формы.
А. Дюнан «Воспоминания о битве при Сольферино» (фрагменты из мемуаров) (1 час) Цели: общие - продолжить обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания; привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне; частные - познакомить учащихся с образцом мемуарной литературы; развивать умение составлять устный рассказ.
Урок развития речи.  (1 час) Цели: общие познакомить с Женевскими конвенциями как источником международного гуманитарного права; частные - развивать умение сравнивать и совершенствовать написанное; развивать творческие способности; развитие умения аргументировать.
Практическая деятельность (1 час): дискуссия.
Раздел 6. Итог (3 часа)
Подведение итогов работы I этапа обучения. Цели: общая - подвести итоги обсуждаемых в течение года проблем; частные – демонстрация достигнутых результатов обучения.
Практическая деятельность (2 часа): презентация проектных работ.
Раздел IV. Планируемые результаты.
В результате освоения программы факультатива по литературе « Вокруг тебя – Мир» учащиеся должны достичь определённых уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности и личностных, метапредметных, предметных результатов.
Уровни воспитательных результатов: по итогам освоения программы факультатива обучающиеся должны достичь трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о роли гуманных правил в жизни человеческого общества; о деятельном сострадании, милосердии, ответственности, уважении достоинства; о существовании разнообразных правил и обычаев, которые регулируют взаимоотношения людей; о том, что соблюдение определенных правил способствует защите людей; о взаимном уважении достоинства вне зависимости от различий как основы правил, по которым  должны строиться отношения между людьми; о том, что даже на войне возможно проявление гуманности; о сострадании, уважении достоинства других людей, лежащих как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных  на защиту человека.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, ненасилию, сотрудничеству; к Человеку, к людям, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
усвоение гуманистических принципов;
формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
умение планировать и регулировать свою деятельность;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, об источниках МГП, об истории создания Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста;
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции; основные направления деятельности МККК (защита и оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов: раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, гражданскому населению);
уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней; писать сочинения по прочитанным произведениям
уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
уметь правильно употреблять основные понятия МГП;
анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.
Раздел V. Материально-техническое оснащение.
Учебно-методическое обеспечение курса факультатива.
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя - Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И.Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев.-М.: МККК, 2003.
 Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс./ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н. Кубышина.-М.: ООО «Гендальф», 2001.
Художественная литература.
Глинка Ф.Н. Последнее уничтожение на Бородинском поле.// 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников/ Сост. Н.Н.Акоповой и В.В.Бережкова. - М.,1987. – С.391-393.
Давыдов Д.В. 1812 год.// 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников/ Сост. Н.Н.Акоповой и В.В.Бережкова. - М.,1987. – С.235-237.
А.Дюнан Воспоминание о битве при Сольферино. – М., 2001.
Куприн А.И. Чудесный доктор//. Куприн А.И. Повести и рассказы. – М., 1971. – С.78-86.
Общее Счастье.// Сказки народов Северного Кавказа. – М., 1953.
Платонов А.П. Неизвестный цветок.// Платонов А.П. Избранное/ Сост., авт.предисл., коммент. Н.Г.Полтавцева. – М., 1989. – С.352-356.
Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. Том VII. – М., 1963. – С.146 – 173.
Уальд О. Мальчик-звезда.// Уальд О. Мальчик-звезда. Послесловие А.Аникста. – М., 1972. – С.87 – 105.
Справочная литература.
Большой толковый словарь русского языка. – СПб., 2000.
Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т.Н. Всемирная история войн. СПб. – М., 1998.
Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – М., 1994.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 2001.
Русские писатели. XIX век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Под ред. П.Николаева. – М., 1996.
Русские писатели.XX век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Под ред. П.Николаева. – М., 1996.
Технические средства.
Компьютер.
Интерактивная доска.
Приложение 1
к рабочей программе
факультатива по литературе для 5 класса
«Вокруг тебя – Мир»
Календарно-тематическое планирование
занятий факультатива по литературе
«Вокруг тебя – Мир»
5 класс.

п/пТема занятия Общее кол-во часов В том числе Дата занятия
Теория/ виды деятельности Практика/ виды деятельности Введение (1 час)
1 Введение. Об изучении курса факультатива. Основные понятия. Цели, задачи, виды деятельности. Анри Дюнан – основатель Красного Креста 1 Лекция, беседа, презентация курса, устный рассказ об истории создания МККК и основных направлениях его деятельности О правилах (4 часа)
2 О правилах. Правила и обычаи, регулирующие взаимоотношения людей. 1 Беседа, решение речевых задач 3 Народная сказка «Общее счастье». 1 Просмотр экранизации сказки, беседа, анализ текста 4 Поучительность сказок как жанровый признак. 1 Словарная работа, конспект 5 Т. Александрова «Светофорчик». Жанр литературной (авторской) сказки. Композиция сказок. 1 Беседа, решение речевых задач, анализ текста Об уважении и сострадании (12 часов)
6 Е. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Способы выражения авторского отношения к персонажам. 1 1 7 А. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Композиция сказок. 1 Беседа с элементами дискуссии 8 Анализ сказки А. Платонова «Неизвестный цветок». Афоризм как малый жанр. 1 Работа с текстом, словарная работа с афоризмами 9 О. Уайльд. Сказка «Мальчик-звезда». Аллегория и троекратное повторение как жанровый признак сказок. 1 Работа с текстом, словарная работа 10 Беседа: «Что делает людей некрасивыми? Какая красота может изменить мир к лучшему» 1 Беседа 11 РР Сочинение-рассуждение об уважении и сострадании. 1 Устное сочинение 12-13 РР Творческая мастерская. Сочини сказку. 2 Сочинение сказки по заданной теме 14-15 Разработка сборника сказок. 2 Создание сборника сказок 16-17 Обсуждение тем итоговых работ (проектов) 2 Составление индивидуального маршрута работы над итоговой работой О войне (9 часов)
18 Презентация. 1 Лекция 19 Практическая работа. Составление презентации по рабочим материалам на тему «Война 1812 года». 1 Практическая работа 20 Л.Н. Толстой. Отрывки из романа «Война и мир». Исторический фон художественного произведения. 1 Беседа, устный рассказ 21 Война и дети. Анализ эпизода. Отношение к военнопленным. 1 Самостоятельная работа 22 Сравнительная характеристика героев. Роль художественной детали в характеристике героев. 1 Диалог, работа с текстом, составление сравнительной характеристики 23 Д.Давыдов. «1812» (отрывки из дневника). Жанр дневниковых записей. 1 Пересказ
24 Фёдор Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» 1 Словарная работа. Подготовка устного рассказа. 25-26 РР Творческая мастерская. Ведение дневниковых записей. 2 Оформление дневниковых записей по рабочим материалам
О деятельном сострадании (5 часов)
27 А. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Поступки исторических личностей. 1 Пересказ, беседа, словарная работа 28 Композиция лирического произведения малой формы. 1 Лекция, работа с текстом 29 А. Дюнан. «Воспоминание о битве при Сольферине» (отрывки из мемуаров). 1 Устный рассказ 30 Женевская конвенция как источник международного гуманитарного права. 1 Лекция, беседа, решение речевых задач 31 РР Обучение дискуссии: «Деятельное сострадание в современном мире». 1 Дискуссия Итог (3 часа)
32-33 Презентация проектов 2 Презентация творческих проектов 34 Итоговое занятие. 1 Беседа, мини-тест