Особенности содержания программы «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой


Особенности содержания программы «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» создана в 2005г. авторским коллективом под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н.Ф. Виноградовой. Программа «Предшкольная пора» рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.
Программа разработана авторским коллективом проекта «Начальная школа XXI века» и специалистами по дошкольному образованию и воспитанию. Этим обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов. В результате программа очень гармонична: с одной стороны, специалисты по начальному образованию указали какого ученика они хотят видеть в первом классе, какими качествами он должен обладать, чему должен научиться для успешного старта в первом классе, а с другой стороны - специалисты по дошкольному образованию исключили »перетаскивание» содержания, форм и методов работы начальной школы на детей дошкольного возраста.
Программа «Предшкольная пора» успешно работает в 67 регионах РФ. В Астраханской и Саратовской областях, республике Татарстан и Северная Осетия программа положена в основу системы предшкольного образования.
Концептуальные основы построения программы
Программа «Предшкольная пора» предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ).
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
В УМК входят: программа обучения и развития (для групп подготовки детей к школе с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия для педагога по каждому разделу.
Цели программы:
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей , которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников;педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Авторы проекта программы стремились уйти от конъюнктурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы первого класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Исходя из этого, программа построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и окружающим.
Принципы программы:
Программа обучения и развития детей шестого года жизни «Предшкольная пора» построена на основе следующих принципов:
1.реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.;
2.личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
3.учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
4.сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
5.обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
6.обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;
7.создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
8.развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Авторы программы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
В структуре и содержании программы авторы выделяют пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать и фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, т.к. ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимание ребенком самого себя, своих особенностей, способностей.
Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. По средствам этого раздела у детей воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии «Предшкольная пора»: Козлова С.А. «Я хочу в школу»; Козлова С.А. «Я и мои друзья»;Куликова Т.А. «Я и моя семья».
Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.
Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего, математики и окружающего мира. Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.).
Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии «Предшкольная пора»: Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»; Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»; Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»; Златопольский Д.С. «Удивительные превращения» ;Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»; Куликова Т.А. «Я и моя семья»; Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие».
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.
В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего, к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру».
Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии «Предшкольная пора»: Салмина Н.Г. «Учимся думать»; Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»; Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»; Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»; Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать».
Так, например, подготовка к математике осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе языковых и математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования языковых и математических понятий; символическая пропедевтика-подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Учимся родному языку» предназначен для обучения детей с родным языком – русским, но также может использоваться и для обучения детей на родном – нерусском языке. Раздел обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, характеризующими качествами и свойства предметов, обобщающими словами, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии «Предшкольная пора»: Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»; Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе»; Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи» (дидактические материалы); Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на сенсорное развитие, для передачи формы, величины, цвета, расположение в пространстве, также на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:пространственная ориентировка,умение анализировать форму предмета и изображения, развитие воображения, освоение ряда специфических средств художественной выразительности: Салмина Н.Г., Глебова А.О. – комплект рабочих тетрадей «Учимся рисовать»:«Клетки, точки и штрихи», «Рисование, аппликация и лепка», «Анализ форм и создание образа», «Графика, живопись и народные промыслы»; Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
Раздел «Играем и фантазируем» направлен на развитие воображения в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе по средствам различных видов игр: дидактических, имитационных, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных. Особое внимание уделяется такому качеству воображения как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).
Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно, а также с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности: принятие и удержание учебной задачи, самостоятельный выбор средств для достижения результата, точное выполнение инструкции (правила) игры и др.
Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах – использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного «игрового часа».
Программное содержание, реализуемое в игровой час, подробно рассматривается в Методических рекомендациях.
В программе «Предшкольная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем разделам программы. Авторы в своей программе опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств дошкольников, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младших школьников деятельности – учебной. Реализация игрового подхода, по мнению авторов, будет удовлетворять возрастной потребности дошкольников в игре и поможет избежать превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в дублирование содержания обучения в начальной школе. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программного материала.
В соответствии с замыслом авторов Программы «Предшкольная пора» игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельной деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что в свою очередь способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задачу решать инициативно и творчески.
Выбрав данную программу, педагог должен использовать разработанные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в УМК.