Образовательная программа к разделуПознаём других людей и себя программы Н.Ф.Виноградовой Предшкольная пора





Л.В.Щербакова
Образовательная программа
к разделу
«Познаем других людей и себя»
(автор Н.Ф.Виноградова «Предшкольная пора»)

































Данное пособие представляет собой образовательную программу к разделу «Познаем других людей и себя», тематическое планирование и варианты занятий с учетом возрастных особенностей детей 5,5-6 лет в соответствии с разделом программы «Предшкольная пора».
Данные методические разработки помогут педагогам, реализующим программу «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградовой получить дополнительную информацию из опыта работы.







































Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc216773796" 14Введение 13 PAGEREF _Toc216773796 \h 1431515
Пояснительная записка.4
Примерное тематическое планирование учебного материала.6
Основное содержание занятий......10
13 LINK \l "_Toc216773797" 14Рекомендации по учету возрастных особенностей детей 5,5-6 лет при преподавании раздела «Познаем других людей и себя» 1815
13 LINK \l "_Toc216773801" 14Ожидаемые результаты 2215
13 LINK \l "_Toc216773802" 14Проекты занятий по теме: «Управление собственными эмоциями, контроль и оценка своей деятельности, поведение». 2315
13 LINK \l "_Toc216773803" 14Проекты занятий по теме: «Отношение к себе, к людям, к миру» 2915
13 LINK \l "_Toc216773804" 14Список литературы 3915
15





























Введение

«Для того, чтобы воспитать человека годного для будущего надо воспитывать его имея ввиду вполне совершенного человека,- только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения,
в котором ему придется жить»
Л.Н.Толстой
В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004года) «Стратегия РФ в области развития образования на период 2008 года» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти с половиной лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решения нескольких задач:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей этого возраста;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально положительного отношения ребенка к школе, нежелание учиться;
формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
В современном обществе перед родителями и педагогами встает проблема: как организовать обучение и развитие, чтобы дети в наше неустойчивое время росли счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и здоровыми. Процесс становления личности зависит от того, сможет ли ребенок найти свое место в мире людей, сможет ли реализовать свои потенциальные возможности и испытать при этом удовлетворение.
Сегодня в процесс развития и воспитания детей дошкольного возраста включились различные общеобразовательные учреждения.
МОУ «Енисейская СОШ» включила в свою общешкольную программу («Школа личностного роста») инновационный проект развития и воспитания детей дошкольного возраста «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградовой.
Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет определился особенностями дошкольного возраста, которые только готовятся к систематическому обучению. Особое внимание в ходе реализации программы должно быть уделено развитию тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей , способствующих успешному обучению в школе.







Пояснительная записка
Представленная образовательная программа к разделу «Познаем других людей и себя» является частью комплексной программы Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора». Данная программа соответствует алгоритму создания и оформления образовательных программ и создана на основе опыта работы.

Основные цели и задачи раздела «Познаем других людей и себя»

Основной целью при изучении раздела является: Формирование у дошкольников знаний, необходимых для осознания ими принадлежности к человеческому роду, понимания ребёнком самого себя, своих особенностей и способностей;
В реализации этой цели помогают следующие задачи:
Развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами;
Ознакомление детей с организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены;
Воспитание доброжелательного, внимательного отношения к другим людям.
Развитие навыков общения.

Принципы построения раздела «Познаем других людей и себя»
Программа Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и к себе. Понимая необходимость учёта целостности восприятия дошкольником окружающего мира, авторы программы «Предшкольная пора» предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей и развития ребёнка дошкольного возраста.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяют пять разделов, отражающих основные линии развития ребёнка – дошкольника в результате его обучения:

« Познаем других людей и себя»;
« Познаем мир»;
« Учимся думать, рассуждать, фантазировать»;
« Учимся родному языку»»;
« Учимся рисовать»;
« Играем и фантазируем»

Раздел «Познаем других людей и себя» построен на основе следующих принципов:

Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка;
Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
Обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятии и деятельности, его ознакомление с доступными областями культуры


Для реализации программы могут быть использованы пособия из серии «Предшкольная пора»
Козлова С.А. «Я хочу в школу»
Козлова С.А. «Я и мои друзья»
Козлова С.А. « О правах и правилах»
Куликова Т.А. « Я и моя семья»

Учебные пособия выполняют системообразующую, координирующую и собственно интегрирующую функцию, служат своеобразным «каркасом» объединяющим учебную информацию, ориентированные не на передачу готовых знаний, а на самостоятельный процесс познания детьми окружающего мира.
Готовые знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребёнок, самостоятельно или при минимальной помощи учителя, действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира.
Система заданий представлена с учётом индивидуальных особенностей восприятия дошкольниками окружающего мира, с учетом разного уровня усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, - что дает возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие слабых и сильных детей.
Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения, активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления детей, включать их на разных этапах занятия.
В целом система заданий призвана развить базовые способности личности, её социальные и культурные навыки, коммуникативные компетенции и здоровый образ жизни.


















Примерное тематическое планирование учебного материала
Возможный вариант планирования занятий по разделу «Познаем других людей и себя»

п\п
Наименование темы. Цели.
Кол-во часов
Тео
рия
Прак
тика
Экскур
сии

I








1

2



3


4


5


6

7



8

9


10


11

12

13





II











1

2

3


4

5

6

7



8


9


10

11

12


13

14

15

16


17

18

19


20

21

22

23

24

25

26




III















1

2

3


4


5

6

7

8


9


10

11
Будем беречь здоровье
1.Ознакомление детей с индивидуальными особенностями своего организма.
2.Показать значение здорового образа жизни для человеческого организма.
3.Развитие навыков личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью.

Режим дня. Что это такое?

Режим дня. Правила личной гигиены.

Как человек воспринимает окружающий мир. Твои глаза.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы слуха.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы обоняния.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы осязания.

Как человек воспринимает окружающий мир. Значение для человека органов чувств.

Внешний вид человека. Правила ухода за собой.

Забота о своем здоровье. Зачем нужно заниматься физкультурой и спортом.

Забота о своем здоровье.

Спортивный праздник «На зарядку становись!»

Твой дом. Умеешь ли ты приводить в порядок свою комнату. Значение гигиены.

Уборка классной комнаты.

Комнатные растения. Правила ухода.

ИТОГО

Отношение к себе, к людям, к миру.
1.Познакомить детей с правилами поведения дома, в школе, общественных местах и основами речевого этикета.
2.Воспитание доброжелательного и внимательного отношения к сверстникам и взрослым.
3.Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям; развитие умений сотрудничества.

Здравствуйте! Давайте познакомимся.

Правила поведения в классе.

Мы все такие разные. Характеристика своих особенностей.

Твое имя и его разновидности.

Твое отчество, день рождения.

Твой адрес.

Я и моя семья. Роль в семейном коллективе.

Я и моя семья. Мои обязанности по дому.

Я и моя семья. Особенности каждого возраста.

Мальчики и девочки.
Человек среди людей.

Правила общения. Способы приветствия.

Правила общения. Волшебные слова.
Правила общения. Как принимать гостей и ходить в гости.

Праздник «День именинника».

Правила поведения в общественных местах.

Поездка в театр.

Ты мой друг и я твой друг.

Что такое школа.

Что такое школа. Правила поведения в школе.

Что такое школа. Учебные принадлежности и учебные предметы.

Твоя дорога в школу.

Правила поведения на сельской улице.

Что я умею делать сам.

Книги и их значение.

Книги и их значения.

Твоя первая учебная книга.

Мои любимые мультфильмы.

ИТОГО


Управление собственными эмоциями, контроль и оценка своей деятельности, поведение.

1.Формирование знаний об окружающем мире как основы развития деятельностей (восприятия, коммуникации, познания, игры).
2.Воспитание добрых чувств, душевной чуткости; внимания, доброжелательности, уважения к старшим, сопереживания, взаимопомощи.
3.Развитие умения управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить результаты с эталонами.

Я – человек.

Наши чувства и настроение.

Наши чувства и настроение. Практическое занятие.

Встреча эмоций. Какие разные лица пришли к нам в гости.

Радости и огорчения в нашей жизни.

Эмоции отзывчивости. Сенсорный тренинг.

Что такое доброта?

Наши дела и поступки. Что такое хорошо и что такое плохо.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Разрешение противоречий.

Отношение к людям. Нам счастье не сулит обида чья-то.
Влияние характера на поступки и поведение человека.

ИТОГО








1

1

1


1


1


1


1


1


1

1


1


1


1

2

15














1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1


1


1

1

2

1

1

1

1

29


















2

1

1


1


1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·




1









1





1





3



1





2

































































Основное содержание занятий

Тема: Будем беречь здоровье (15 часов)

Занятие 1. Режим дня. Что это такое?

Основное содержание: Введение понятия «режим дня», беседы о режиме дня дошкольника (демонстрация плакатов и рисунков), как об одном из условий сохранения здоровья. Составление режима дня (рисунки детей). Игра «Это я, это я, это все мои друзья». Использование рабочей тетради С.А.Козловой «Я хочу в школу».

Занятие 2 .Режим дня. Правила личной гигиены.

Основное содержание: Беседа с элементами практической работы о правилах использования зубной щетки, расчески и т.п. Чтение «письма» от Мойдодыра (К.И.Чуковский «Мойдодыр»). Рекомендации Мойдодыра по выполнению правил личной гигиены. Отгадывание загадок о мыле, гребешке, зубной щетке, полотенце, мочалке. Игра «Водичка, умой моё личико».

Занятие 3. Как человек воспринимает окружающий мир. Твои глаза.

Основное содержание: Характеристика функции глаз, объяснение сущности правил, обеспечивающих сохранение зрения с привлечением практических действий. Беседа-игра с использованием различных предметов «Узнай с закрытыми глазами, что у меня в руке». Загадки о глазах, чтение стихотворения «Крокодиловы слезы». Ознакомление с зарядкой для глаз. Использование рабочей тетради С.А. Козловой «Я хочу в школу».

Занятие 4. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы слуха.

Основное содержание: Объяснение правила сохранения слуха на основе раскрытия восприятия звуков. Рассказ учителя о функциях органов слуха, правилах сохранения слуха. Игры: «Испорченный телефон», «Кузовок» (на развитие слухового внимания), «Угадай кто позвал?» (на упражнение слухового анализатора). Загадки об ушах. Правила ухода за ушами.

Занятие 5. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы обоняния.

Основное содержание: Знакомство с носом как органом обоняния. Беседа о функции носа с применением ароматических веществ. Загадки о носе.

Занятие 6. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы осязания.

Основное содержание: Беседа о значении языка как органа вкуса. Загадки о языке. Игра «Узнай на вкус».

Занятие 7. Как человек воспринимает окружающий мир. Значение для человека органов чувств.

Основное содержание: Рассказ учителя о связи органов чувств с головным мозгом и ведущей роли мозга в анализе сигналов внешнего мира. Беседа «Почему при травмах головного мозга человек временно потерять зрение, слух или обоняние?». Загадки и пословицы об органах чувств. Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус».

Занятие 8. Внешний вид человека. Правила ухода за собой.

Основное содержание: Рассказ учителя о значении чистой опрятной внешности человека как его визитной карточке. Ознакомление с правилами ухода за своей внешностью (одеждой, обувью, кожей и зубами). Игры: «Фотографы», «Обувь», «Волшебное зеркало». Ролевая игра «Парикмахерская». Работа в тетради С.А.Козловой «Я хочу в школу».

Занятие 9. Забота о своем здоровье. Зачем нужно заниматься физкультурой и спортом?

Основное содержание: Беседа о значении здоровья для жизни, учёбы, труда. Экскурсия в медпункт (или медицинский кабинет). Рассказ медсестры (или врача) о необходимости соблюдать элементарные требования личной гигиены (правильно чистить зубы, мыть руки перед едой, проводить закаливающие процедуры, заниматься физкультурой и спортом). Разучивание комплекса утренней гимнастики. Игра «Доктор Айболит». Чтение стихотворения И.Семенова «Со здоровым дружен спорт».

Занятие 10. Забота о своем здоровье.
Основное содержание: Применение на практике правил пользования предметами гигиены. Сюжетно-ролевая игра с Мойдодыром, королевой Зубной щеткой. Загадки о мыле, щетке, мочалке. Инсценировка стихотворения А.Барто «Мы с Тамарой».


Занятие 11. Спортивный праздник «На зарядку становись».

Основное содержание: Коллективный праздник, посвященный пользе утренней зарядки. Показ и выполнение гимнастических упражнений под скандирование детьми текста. Встреча с инопланетными жителями. Инсценировка стихотворений «Дворник», «Ехал царь по лесу». Исполнение песни «О зарядке» композитора М.Старокодомского на стихи М.Львовского и Л.Кронгауза с ритмическими действиями на каждом куплете. Физкультурная минута «Буратино».


Занятие 12. Твой дом. Умеешь ли ты приводить в порядок свою комнату. Значение гигиены.

Основное содержание: Понятия «дом», «порядок в доме». Объяснение основного правила «Чистота-зало здоровья».
Творческая работа детей: рисование своей комнаты и рассказы детей о том, как они следят за порядком в ней. Чтение стихотворения О.Сердобольского «Все в порядке», В.Звягиной «Лентяйка» .

Занятие 13. Уборка классной комнаты.

Основное содержание: Рассказ учителя о значении гигиены помещений, уборка и наведение порядка в игровой комнате, классе (удаление пыли, расстановка книг, игрушек, парт, удаление мусора с пола).

Занятие 14. Комнатные растения. Правила ухода.

Основное содержание: Беседа с целью выяснения знаний детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними. Демонстрация живых комнатных растений, иллюстраций. Применение на практике правил ухода: размещение, полив, рыхление почвы, опрыскивание, притирание листьев. Игра «Собери букет».

Отношение к себе, к миру, к людям (29 ч)
Занятие 1. Здравствуйте! Давайте познакомимся.
Основное содержание: Знакомство детей между собой. Игра «Давайте познакомимся». Творческая работа «Моя визитка». Использование рабочей тетради С.А.Козловой «Я хочу в школу». Игра «Знакомство» с одновременным выполнением действий.

Занятие 2. Правила поведения в классе.
Основное содержание: Беседа «Начало урока». Введение правил «Хочешь говорить-подними руку», « Готов к уроку», « Урок окончен». Разучивание правил поведения в стихотворной форме (С.Маршак «Школьнику на память») Игра «Будь внимателен».Чтение отрывка из рассказа В.Драгунского «Ничего изменить нельзя». Использование тетради С.А. Козловой « Я хочу в школу».

Занятие 3. Мы все такие разные. Характеристика своих особенностей.

Основное содержание: Осознание детьми свей индивидуальности и неповторимости. Доброжелательное отношение к сверстникам. Упражнение «Приветствие разными способами». Игры «Встаньте все, кто», «Я как ты, но», «Я самый, самый »

Занятие 4. Твое имя и его разновидности.

Основное содержание: Осознанное отношение к своему имени, его производным. Личностно- значимые понятия: «Имя», «Тезка». Игры: « Паровозик имен», «Ласковое имя». Творческая работа «Цветок моего имени» (рисунок волшебного цветка, который похож на твое имя). Коллективная работа «Букет цветов». Использование рабочей тетради С.А.Козловой «Я и мои друзья»

Занятие 5. Твое отчество, день рождения.

Основное содержание: Осознанное отношение к имени и отчеству. Личностно- значимые понятия: «День рождения», « День ангела», «Имя-отчество». Игра «Имя маленькое – имя большое». Упражнение «Ласковое имя». Песня крокодила Гены и Чебурашки. Использование рабочей тетради С.А.Козловой « Я хочу в школу».

Занятие 6. Твой адрес.

Основное содержание: Беседа-игра «Где ты живешь?» (село, район, край, страна). Значимость адреса. Упражнение «Как узнаёшь свой дом». Выставка рисунков «Моя малая родина».

Занятие 7. Я и моя семья. Роль в семейном коллективе.

Основное содержание: Понятие «семья» как группа родных людей, любящих друг друга и живущих вместе. Осознание родственности членов семьи. Творческая работа: выполнение рисунков на тему « Моя семья». Осознание собственной роли в семье: «я-сын, брат, внук». Игра «Семья куклы Ани». Использование рабочей тетради С.А.Куликовой «Я и моя семья»

Занятие 8. Я и моя семья. Мои обязанности по дому.

Основное содержание: Беседа о трудовых обязанностях каждого члена семьи. Рассказы детей о своих домашних обязанностях. Игры «Дом», « Кто потрудился?». Чтение стихотворения С.Баруздина «Как начинается утро». Использование рабочей тетради Т.А.Куликовой «Я и моя семья».

Занятие 9. Я и моя семья. Особенности каждого возраста.

Основное содержание: Взаимоотношение с родоначальниками семьи: бабушками и дедушками. Заботливое отношение к старшим членам семьи (внимание, помощь и т.п.). Стихи о бабушках и дедушках. Выставка рисунков «Дорогие мои старики».

Занятие 10. Мальчики и девочки.

Основное содержание: Правила поведения мальчиков и девочек в присутствии друг друга, по отношению друг к другу. Особенности внешности, игр, манер поведения мальчиков и девочек. Игра « Эксперимент» . Чтение стихотворение Э.Успенского «Если был бы я девчонкой». Анализ ситуации «Угадай, кто это говорит, мальчик или девочка?» Игра «Примени вещь в деле». Соревнование между детьми «Комплимент».


Занятие 11. Человек среди людей

Основное содержание: Необходимость в общении с другими людьми, возможность взаимодействия, взаимопомощи. Введение главного правила: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Эксперимент в форме игры «На одной ноге». Коммуникативные игры: «Найди пару», «Встань по количеству пальцев». Творческое задание «Групповой портрет», его анализ.

Занятие 12. Правила общения. Способы приветствия

Основное содержание: Понятие «вежливость», правила приветствия сверстников и людей старше по возрасту, правильное приветствие и представление при знакомстве. Игра «Аукцион приветствий», коммуникативное упражнение «Здравствуйте».

Занятие 13. Правила общения. Волшебные слова

Основное содержание: Понятие добрых отношений, положительных эмоций при уважительном отношении к окружающим. Роль «волшебных слов» (спасибо, пожалуйста) на настроение других людей и отношение к говорящему. Игры: «Вежливо-невежливо», «Волшебные слова». Загадки «Доскажи словечко».

Занятие 14. Правила общения. Как принимать гостей и ходить в гости

Основное содержание: Правила поведения в гостях и дома. Анализ ситуаций: «Ты пришел к товарищу в гости», «Тебя пригласили к столу». Ролевая игра «Мы идем в гости» (отмечаем день рождения товарища). Игра «Доскажи словечко» (по стихотворению Д.Хармса «Очень –очень вкусный пирог». Использование тетради С.А. Козловой «Я и мои друзья».

Занятие 15. Праздник «День именинника»

Основное содержание: Коллективный праздник детей и родителей. Применение на практике правил поведения за столом и правил общения друг с другом в гостях и дома. Поздравление именинников. Игры, конкурсы, развлечения.

Занятие 16. Правила поведения в общественных местах

Основное содержание: Понятия «театр», «актеры», «зрители». Усвоение правил поведения в театре. Анализ ситуаций: «Мы идем в театр» (по стихотворению Э.Мошковской «Вежливое слово»). Конкурс этикетных вопросов.

Занятие 17. Поездка в театр

Основное содержание: Коллективная поездка в театр, усвоение на практике правил поведения в общественных местах.

Занятие 18.Ты мой друг и я твой друг

Основное содержание: Понятия «друг», «товарищ», «приятель». Анализ стихотворения А.Квитко «Два друга». Правила общения друзей по психологу Д.Карнеги. Творческая работа «Рисуем лучшего друга» и рассказываем о нем. Коммуникативная игра «Небоскреб». Использование рабочей тетради С.А.Козловой «Я и мои друзья».

Занятие 19.Что такое школа?

Основное содержание: Экскурсия по школе. Понятия «школа», «учитель», «ученики», «класс». Посещение школьного музея, библиотеки, медицинского кабинета, спортивного зала, раздевалки, туалетных помещений. Соблюдение тишины и применение на практике правил вежливости. Чтение и анализ сказки М.Селезнева «Про Колю». Ролевая игра «Школа». Использование тетради С.А.Козловой «Я хочу в школу».

Занятие 20.Что такое школа? Правила поведения в школе

Основное содержание: Понятия «урок», «перемена», «расписание уроков». Правила поведения на уроке и перемене. Общение между собой и взрослыми. Персонал школы (директор, учитель, врач, библиотекарь, повара и т.п.). Анализ стихотворения А.Барто «Муха». Разыгрывание ситуаций «Поведение в школе». Использование тетради С.А.Козловой «Я хочу в школу».



Занятие 21.Что такое школа? Учебные принадлежности и учебные предметы

Основное содержание: Понятия «учебные принадлежности» и «учебные предметы». Перечень учебных принадлежностей, необходимых для обучения в школе. Загадки из «портфеля» (об учебных принадлежностях). Аккуратность в обращении с книгами. Творческое задание «Новое расписание». Использование тетради С.А.Козловой «Я хочу в школу».

Занятие 22. Твоя дорога в школу

Основное содержание: Понятия «Правила дорожного движения», «светофор», «пешеход», «тротуар», «дорожные знаки». Умение правильно ориентироваться на дороге, выбирать безопасный путь. Основные правила для пешеходов. Анализ стихотворения А.Северного о правилах движения на дороге. Использование рабочей тетради С.А. Козловой «Я хочу в школу».

Занятие 23. Правила поведения на сельской улице

Основное содержание: Экскурсия по улицам села. Практическая работа по применению ПДД непосредственно на улице. Разыгрывание и анализ различных ситуаций по ПДД. Игра «Пешеходы и транспорт», «Светофор», «Ловкий пешеход».

Занятие 24. Что я умею делать сам.

Основное содержание: Практическая работа по самообслуживанию (постирать платочек, пришить пуговицу, почистить обувь, одежду, помыть посуду). Игры в кукольном уголке. Анализ пословицы «По платью встречают, по уму провожают».

Занятие 25. Что я умею делать сам

Основное содержание: Практическое занятие по правилам сервировки стола к обеду, к чаю. Игровые ситуации правильного и неправильного поведения за столом. Игры в кукольном уголке. Ролевые игры «День рождения», «Хозяева и гости». Использование рабочей тетради С.А.Козловой «Я и мои друзья».

Занятие 26. Книги и их значение.

Основное содержание: Понятия «книга», «учебник». Беседы «Книга: история и значение в жизни человека», «Что любит и чего боится книжка». Антивыставка «Пожалейте нас, ребята». Практическая работа «Мы лечим книги».

Занятие 27. Книги и их значение.

Основное содержание: Экскурсия в школьную библиотеку. Понятия «школьная библиотека», «библиотекарь», «читальный зал». Правила поведения в библиотеке, бережное отношение к книге. Игры «По страницам любимых книг», «Библиотекарь и читатель».

Занятие 28. Твоя первая учебная книга

Основное содержание: Праздник «Азбука к мудрости ступенька». Коллективный праздник встречи с королевой «Азбукой». Стихи, игры, песни о школе, книгах.

Занятие 29. Мои любимые мультфильмы. Игровое занятие

Основное содержание: Конкурс на лучшего загадчика и отгадчика загадок о героях мультфильмов. Рисование любимых героев. Любимые песни и танцы из «мультиков». Просмотр мультфильмов – сказок.


Управление собственными эмоциями, контроль и оценка
своей деятельности, поведения (12 ч)

Занятие 1. Я – человек.

Основное содержание: Осознание мысли: «Я – человек, могу думать, чувствовать, мыслить, делать». Упражнение «Кто я?». Ролевая игра с почтальоном Печкиным. Упражнение «Я самый-самый».


Занятие 2. Я – человек.

Основное содержание: Понятие «личность». Осознание мысли, сто каждый человек отличается не только лицом, но и содержанием, поведением, отношением к людям, к себе. Упражнение «Кто я?». Игра «Визитная карточка». Творческое задание «Это я».


Занятие 3. Наши чувства и настроение.

Основное содержание: Выражение своего настроения и умение чувствовать состояние другого человека. Игра «Облака». Беседа «О чем рассказывают фотографии». Творческая работа «Путешествие разноцветной капельки».

Занятие 4. Наши чувства и настроение. Практическое занятие

Основное содержание: Упражнения «Прочитай письмо», «Интонация». Коммуникативное упражнение «Рисуем настроение».

Занятие 5. Встреча эмоций. Какие разные лица пришли к нам в гости

Основное содержание: Упражнения на развитие умения чувствовать настроение другого и сопереживать. Играем в «Лягушат». Рисунки на асфальте «Разные эмоции». Упражнение «Подарки».

Занятие 6. Радости и огорчения в нашей жизни

Основное содержание: Распознавание причин, вызывающих радость или грусть. Тренировка умения регулировать свои эмоциональные состояния. Упражнение «Я – радуюсь, я – огорчаюсь». Двигательные упражнения: «Танец радости», «Танец грусти».

Занятие 7. Эмоции отзывчивости. Сенсорный тренинг

Основное содержание: Тренировка умения понимать и передавать эмоции отзывчивости. Игры: «Ласковушки», «Путешествие в зоопарк», дружеский круг вокруг свечи.

Занятие 8. Что такое доброта?

Основное содержание: Понятия «доброта», «добро», «зло». Анализ стихотворения «Добро», пословиц о добре, добрых делах. Беседа «Какие добрые дела вы сделали сегодня?», коммуникативная игра «Волшебный стул».

Занятие 9. Наши дела и поступки. Что такое хорошо и что такое плохо?

Основное содержание: Понятия «поступок», «хорошо», «плохо». Осознанное отношение, ответственность за свои поступки. Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо?». Анализ ситуаций из жизни детей. Творческая работа «Шкатулка добрых дел».

Занятие 10. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разрешение противоречий.

Основное содержание: Разрешение противоречий в играх. Чтение и обсуждение «письма» рябинки. Игра «Хорошо – плохо» (анализ ситуаций из сказок). Творческая работа «Письмо детям другой школы».

Занятие 11. Отношение к людям. Нам счастье не сулит обида чья-то.

Основное содержание: Анализ причин взаимных обид; выход из сложившейся ситуации; умение просить прощение, прощать обиды, которые в дальнейшем не будут мешать гармоничным отношениям друг с другом. Игра «Мирись, больше не дерись». Анализ стихотворения В.Орлова «Кто кого».

Занятие 12. Влияние характера на поступки и поведение человека

Основное содержание: Понятия «характер», «воля», «сила воли». Влияние характера на поступки и поведение человека. Воспитание в себе силы воли. Игры «Словесный портрет», «Упрямый капризный ребенок». Анализ стихотворения С.Михалкова «Находка». Коммуникативное упражнение «Огонек общения».















Рекомендации по учету возрастных особенностей детей 5,5-6 лет при преподавании раздела «Познаем других людей и себя»

При организации занятий по разделу «Познаем других людей и себя» УМК «Педшкольная пора» в классе предшкольной подготовки учителю необходимо учитывать возрастные особенности восприятия, мышления и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, на которого указывает психология.

Возрастные особенности восприятия, мышления и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Что развито у старших дошкольников
( на что опираться учителю)
Что мало развито у старших дошкольников(что необходимо развивать)

Острая любознательность (возраст «почемучек»).
Неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.
Очень яркие эмоции(сильно радуются, огорчаются, сочувствуют, сопереживают, волнуются).
Любят рассуждать(«философствовать»;представляют деятельность только в настоящем, хотя и используется будущее время: «Когда я был маленьким», «Когда я вырасту большим»).
Легко придумывают, фантазируют(в возрасте 5-ти лет воображение является центральной психической функцией, ребенок верит в чудеса и хочет сотворить чудо»).
Легко (с готовностью, радостью, интересом) включаются в игру, любят подвижные игры.
С удовольствием включаются в театрализованное действие.
Любят рисовать, делать поделки, аппликации.
Восприимчивы к красоте и гармонии на образном уровне (стихах, музыке, художественных образах).

Интеллектуальное мышление (плохо развиты способности сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы и т.д).
Сосредоточенное внимание (у детей этого возраста внимание рассеянное, они не могут долго слушать).
Волевая готовность к достижению цели (неуспех порождает неуверенность в себе, в своих силах и потерю интереса к делу).
Слабая моторика (быстро устают от однообразной работы, необходима смена деятельности).
Слабая способность к творчеству(после 5,5 лет, так как на смену правополушарному(творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое).
Слабая подготовленность к художественно-речевой деятельности.
Слабое понятийное мышление.
Слабое представление о своих потенциальных возможностях



Каковы же пути успешного развития указанных особенностей старших дошкольников?
Дети и родители будут всю жизнь благодарны, если учитель привьет ребенку любовь к знаниям, научит учиться. И если дни учебы будут не скучными буднями, а светлым праздником, то цель работы учителя будет достигнута.
Секрет успеха, интересы детей к процессу учения, по мнению В.А.Сухомлинского, состоит в том, что необходимо устранить «принудительную педагогику». Главное - вселить в ребенка уверенность в свои силы, увидеть в нем творческую личность, способную понять прекрасное, способную творить прекрасное; очень важно, чтобы ребенок радовался каждому школьному дню, ждал каждую встречу с учителем.
Обучение и развитие детей невозможно без труда души. Чувство-сотрудник ума! «Мысль без чувств - не просто плохая мысль, холодная мысль. Ее просто нет. (Л.С.Выготский). Развитие добрых чувств содержит противопоставление отрицательных качеств: эгоизма, потребительского отношения и желание получить что-то для себя. Ведь у детей поступок опережает сознание. Они чутки к призыву совершать добро, но важно, чтобы за призывами сердца была осознанная потребность и волевое усилие противостоять злу.
Воспитание чувств - главная задача учителя считал В.А.Сухомлинский. Следовательно, для успешного развития необходимо, чтобы умственные усилия ребенка сопровождались напряжением души.
Нужно так развивать душевную чуткость, чтобы дети по выражению лица, по отдельным признакам, действиям могли заметить обрадован или огорчен товарищ, близкие. Чтобы ребенок мог проникнуться сопереживанием, обрадоваться, помочь.
Содержание раздела программы «Познаем других людей и себя» вводит ребенка в мир людей в соответствии с его реальными условиями жизни.
Социальное развитие ребенка в условиях его жизни среди людей идет через усвоение правил взаимоотношения людей непосредственно друг с другом в соответствии с выработанными нравственными законами и взаимоотношения людей по поводу предметов, которые являются достоянием культуры. Основным отражением взаимодействия людей в этом возрасте являются сюжетно-ролевые игры, например, в процессе знакомства с некоторыми темами раздела можно ввести такие игры как «Мы - поварята», «Парикмахерская», «Ателье», «К нам пришел Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Школа» и т.д. Знакомство с людьми всех профессий работников школы непосредственно приблизит ребенка к будущей школьной жизни.
Ознакомление детей с миром взрослых людей будет неполным, если при этом мы не дадим ребенку осознать свое место. Дети уже могут рассказать о том, почему надо прилежно учиться; зачем нужно помогать товарищу; почему нужно примерно вести себя среди других людей, как они понимают правила поведения в классе, школе. Если в этот период не заложить в ребенке хороших качеств, то у него образуются «дурные», сообразно которым он будет поступать. Так, например, если не приучить будущего ученика поднимать молча руку и при этом только тогда, когда учитель обращается с вопросом ко всему классу или когда ребенку нужна помощь учителя, у него создается вредная привычка поднимать руку и во время ответов учащихся и во время объяснения учителя. Привычка «тянуть руку» когда вздумается, да и еще выкрикивать при этом мешает учебной работе и является элементарным нарушением правил вежливости «не перебивать говорящего», что в свою очередь, явится препятствием к созданию полезной привычки «уметь выслушивать чужую речь».
Необходимо систематически упражнять детей в соблюдении тех или иных правил и норм поведения, чтобы знание их превратилось в убеждение. Мало рассказать ребенку о вежливости, надо чтобы он постоянно упражнялся в вежливом общении, а для этого на занятиях учитель должен создать ситуацию, подобрать такие формы обучения, тренинга; которые способствовали бы пониманию друг друга, других людей. Поэтому в содержании занятий по ознакомлению с миром людей можно включить игровые упражнения, направленные на развитие умения общаться без слов («Через стекло»), гармонизацию осознания имени («Как можно нас назвать по-разному»), своевременное употребление слов благодарности («Подарок другу»), развитие умения соблюдать дистанцию в общении («Стоящие и сидящие»), понимать настроение окружающих («Что можно сделать друг для друга»), слушать собеседника («Испорченный телефон»), регулировать свое поведение («Выдержанный человек»).
В процессе формирования познавательного компонента учитель может предложить детям специальные задания, которые помогут актуализировать свои знания о моральных нормах, задуматься о нравственных и безнравственных поступках, учиться отличать хорошее от плохого. Для этого надо выбрать те черты характера людей, которые понятны дошкольникам и с которыми они сталкиваются с раннего детства:
-отношение к людям (добрый - злой);
-отношение к вещам (аккуратный - неряшливый);
-характеристика честности (честный - лживый);
-волевые качества (смелый - трусливый).
Детям предлагается решить нравственные задачи: «Что было бы, если бы люди перестали благодарить друг друга?», выстроить цепочки слов («Вежливость – это», «Честность – это»); выполнить упражнение («Хорошо-плохо») – найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошел дождь). В результате дети знакомятся с чертами характера, нормами морали, проигрывают и анализируют поведение героев сказок и свое собственное.
Для формирования гуманных взаимоотношений детей следует применять упражнения, нацеленные на развитие способности делать выбор в пользу нравственного поведения по отношению к близким («Пожелание на день»), умении согласовывать свои интересы с интересами других (коммуникативная игра «Небоскреб»); способность замечать затруднение сверстника и готовность оказать ему словесную и практическую помощь (коммуникативная игра «Мальчики и девочки»).
В процессе непрямого воздействия на ребёнка, исключающего наставления (игровая форма отработки способов общения) создаются ситуации, которые требуют проявления интеллектуальной и нравственной активности и вызывают желаемые изменения в поведении детей и их отношений к миру.
Таким образом, реализуется задача гибкого изменения поведения ребёнка на основе понимания эмоционального состояния других людей и своего собственного. Например, занятие «Ты мой друг и я твой друг» проводится с целью формирования бережного отношения к людям, умение учитывать состояние других. Эти качества необходимы ребенку для развития культуры общения, эмпатии, умения сопереживать. Создаются ситуации реально – практического действия, когда требуется помощь сверстников в условиях совместной деятельности.
Известно, что в дошкольном возрасте дети уже знают о своей принадлежности к тому или иному полу. Ребёнок уже понимает, что это необратимо и стремится утвердить себя как мальчик или девочка. На занятии «Мальчики и девочки» мальчики, говоря о своих особенностях, учатся быть смелыми, не плакать, уступать дорогу взрослым и девочкам. Такие игры как «Кем быть», «Мы строители», «Шофёр» знакомят их с мужскими профессиями. Девочка учится быть приветливой, доброй, женственной (упражнение « Я люблю», «Мне нравится », «Комплимент». Девочки с удовольствием принимают участие в играх «Магазин ткани», «Ателье», «Выставка кукольной одежды». Выполняя упражнение «Мы все такие разные», дети рассматривают фотографии девочек и мальчиков, делают выводы о собственной внешности, устанавливают сходство и различие.
Кроме того, осознанное отношение к своей внешности и к своему телу формируется на занятиях по личной гигиене, охране здоровья. На таких занятиях учитель расширяет занятие детей об организме человека, охране здоровья, опираясь на их опыт. Так в беседе – игре «Тело людей и тело животных» ученики рассматривают тело животного (кошки), затем рассматривают друг друга, называют части тела человека, определяют сходство и различие в строение человека и животного. В упражнении «У меня есть» дети называют части тела человека. Педагог помогает выделить существенные особенности, характерные для человека.
Для дошкольников усвоение знаний об окружающем мире происходит значительно успешнее в игре, так как является основным видом деятельности детей. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Ребенок, увлечённый привлекательным замыслом игры, не замечает того, что он учится. В хорошей игре есть и усилие мысли и душевной напряжение. Игра удивительно тонко синтезирует мысль и чувство ребёнка. Дети 5,5 – 6 лет в игре в полную силу радуются и легко фантазируют. И если занятие подчинить реализации этих способностей детей, успех и радость познания обеспечены.
Новый опыт, приобретённый в игре, становится личным достоянием ребёнка. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является возможным показателем творческой инициативы ребёнка.
Таким образом, происходит формирование базиса личностной культуры дошкольника, что даёт возможность ребёнку ориентироваться в окружающем мире, явлениях общественной деятельности, в самом себе.



























Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» учащиеся должны иметь представление:

о себе как о человеке, личности;
о себе, о своей роли в семье, классе, группе общения;
об индивидуальных особенностях своей внешности, характера;
о значении физической культуры, зарядки, закаливания;
о назначении каждого органа чувств для восприятия окружающего мира, правилах охраны органов чувств;
о настроении и эмоциональном состоянии других людей;
о правилах поведения в классе, школе, общественных местах;
о трудовых действиях по самообслуживанию, уборке своей комнаты и класса;
о правилах поведения со сверстниками и взрослыми;
о разрешении простых этических ситуаций;
о пространственных отношениях предметов, ориентируясь от себя и от других предметов.






























Проекты занятий по теме: «Управление собственными эмоциями, контроль и оценка своей деятельности, поведение».


Занятие 1.
Тема: Наши чувства и настроения.

Цели: *Оказание детям помощи в распознавании своих чувств и
настроений и настроений других людей;
*воспитывать у детей потребность радовать близких;
*эмоциональное обогащать настроение детей поэзией;
*учить детей общаться друг с другом.
Материалы и пособия: иллюстрации детей, изображающие разные настроения.

Ход занятия:

I. Приветствие. Утренний тренинг.

Учитель приветствует детей улыбкой. Просит протянуть руки одного из детей, смотрит ему в глаза и молча дарит ему свою улыбку.
Затем ребенок передает свою улыбку другому (протянуть руки и смотреть молча в глаза). И так до тех пор, пока улыбка не дошла снова до учителя.
Когда дети получили положительный заряд, учитель продолжает проводить « утренний тренинг»
Солнышко встает (руки вверх).
Лучиком день зажигает (руки вперед).
Весело птица поет,
Песнею день начинает (ладони вверх).
Как хороши, приглядись,
Клены, берёзы и ели! (проводят ладонями по голове, телу руками)
Возьми и улыбнись им,
И будет веселым твой день
(руки в стороны, дети улыбаются друг другу).

II Основная часть.

1 Игра-беседа «О чем рассказывают фотографии».
Педагог раздает детям фотографии с изображением детей, передающие
разные настроения. Каждый ребенок пытается определить, какое настроение передают фотографии. Затем другие дети выдвигают свои версии. Взрослый просит аргументировать мнение каждого, что привело к такому выводу.

2. Творческая работа « Путешествие разноцветной капли».

У каждого ребенка стакан с водой. Педагог просит детей представить, что у них в стакане с водой есть волшебная капелька. Капельки, как и люди могут переживать разное настроение. Оно может меняться. Дети показывают это настроение, используя разные краски. Дети также могут рассказать, как менялось настроение капельки.

III. Итог.

1. По окончании творческой работы дети встают в круг, под музыку танцуют и поют:
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
2. Учитель предлагает детям выбрать «Цветок своего настроения» и рассказать о своём настроении.
По окончании всех рассказов «цветы настроения» собирают в один «букет», Учитель описывает настроение всей группы.



Занятие 2.
Тема: Радости и огорчения в нашей жизни.
Цели:
*оказание помощи детям в распознавании причин,
вызывающих радость или грусть;
*учить передавать чувства через ласковые слова;
* учить сопереживать.

Материалы и пособия: стихотворение М.И. Цветаевой «Так»

I Вступительная часть.

Игра «Разговор без слов».
Дети сидят парами и сообщают друг другу мимикой и жестами короткую историю. Слушающий наблюдает за эмоциями, движениями рассказчика и пытается понять, о чем он рассказывает.

II Основная часть.

1 Дети сидят напротив друг друга. Педагог читает сказку:
«Бегала лисичка по лесу и любовалась собой. Вот она выбежала на полянку и увидела бычка, который спокойно щипал травку. Подошла она гордо к бычку и сказала:
Бычок, бычок, кареглазый бочок!
Бычок, бычок рогатый!
Бычок, лохматый бочок.
Обиделся бычок и сказал, что она сама косматая и глаза у неё некрасивые. Заплакала лисичка. Обидно ей стало ,Что бычок её обидел ».
-Скажите,дети,какие чувства испытывал бычок?(обиду)
-А лисичка?(Тоже обиделась)
-А что нужно, чтобы они подружились?

2 Чтение и анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Так»:
«Почему ты плачешь?»-«Так».
«Плакать «Так»смешно и глупо.
Зареветь,не кончив супа!
Отними от глаз кулак!
Если плачешь, есть причина.
Я отец, и я не враг!
«Почему ты плачешь?»-«Так».
«Ну какой же ты мужчина?
Отними от глаз кулак!
Что за нрав такой ?Откуда?
Рассержусь,и будет худо !»
«Почему ты плачешь ?»-«Так»
-Что нужно сделать, чтобы мальчик не плакал?

III Итог.

-Дети, закройте глаза, а потом откройте и найдите своего друга,пусть ваши глаза встретятся.Подойдите к нему,возьмите за руки и скажите ласковые слова.А если вы посорились,скажите друг другу: «Я тебя люблю,давай помиримся.»
Далее педагог просит детей громко произнести:
Мы дружные ребята,не ссоримся совсем,
Мы дружные ребята скажите это всем!




Занятие 3.
Тема: Сенсорный тренинг.
Цели:
развивать умение понимать и передавать эмоциональную отзывчивость своим сверстникам и сказочным персонажам;
побуждать детей к активному проявлению заботы;
обучать поиску выхода из сложившейся ситуации.


Материалы и пособия: пиктограммы с изображением эмоций (веселье, радость, грусть, злость), фонограмма «Танцующие утята», колокольчик.

I. Вступительная часть.

Психологическая игра «Ласковушки»
Педагог просит детей пожелать друг другу добра и здоровья, взявшись за руки.
-Давайте сядем в кружок, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Будем передавать другу колокольчик, смотреть в глаза и говорить добрые слова. Я начинаю:
-Анечка, сегодня ты такая нарядная!
-Спасибо, мне очень приятно, - говорит Аня.
Игра идет по кругу с передачей колокольчика.

II. Основная часть.

Игра «Путешествие в зоопарк».
-Вот с таким добрым и веселым настроением мы отправляемся в зоопарк к зверюшкам. В зоопарк мы полетим на самолете.

-Руки в стороны, вразлет
Получился самолет.
«у-у-у»
-Аня, представь что ты лисичка.
-Какая она? (хитрая, с прищуренными глазками, движения плавные)
-Оля будет лягушонком (квакает, щеки надул, глаза открыты).
-А вот и мишка появился! (большой и добрый, улыбается)
Все действия дети показывают в мимике, в движениях .
-А кто это так жалобно мяукает? (котята)
-Как помочь больным котятам? (ответы детей)

Затем учитель раздает пиктограммы с веселыми, грустными, испуганными лицами. Дети подбирают картинки, называют эмоции, вместе с воспитателем проверяют правильность отбора.

III Итог.

Дружеский круг вокруг зажженной свечи.
Дети передают друг другу свечу с пожеланием добра, света, любви, терпения.
Танец «Танцующие утята».



Занятие 4.
Тема: Встреча эмоций.
Цели:
продолжать учить детей упражняться в развитие умения чувствовать настроение и сопереживать персонажу и окружающим.

Материалы и пособия: карточки с эмоциональными лицами людей и животных, цветные мелки, игрушки.

I Вступительная часть.

Упражнение «Приветствие».
Учитель встает вместе с детьми в круг и предлагает им приветствие друг другу разными способами: пальчиками, ладошками, плечиками, коленками, улыбками.
Затем педагог предлагает детям взяться за руки и, подняв руки вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем – здравствуйте!».

II Основная часть.

1.Взрослые говорят детям, что сегодня они превратятся в зеленых лягушат, таких как эти (показывает игрушки).
-Вы должны показать действия лягушат мимикой и жестами.
Учитель читает:
Птицы весело поют,
Утро наступило.
В нашем озере уют:
И тепло и сыро. (удовольствие)

На воде у нас цветут
Лилии, кувшинки.
А покой наш стерегут
Стебли камышиные. (красота)

Если солнышко с утра,
Значит всем вставать пора,
Ну-ка, детки, просыпайтесь!
Лягушата, поднимайтесь! (радость)
Дети имитируют поведение лягушат.

2.Дети рисуют мелками на асфальте «разные эмоции».
Учитель делит детей на группы:
удовольствие, радость;
удивление;
горе.

III Итог.

Упражнение «Подарки».
Дети становятся в круг. Один из учеников выходит в центр круга. Остальные дети придумывают для него «подарки», которые они хотят ему подарить. (Ане я хочу подарить улыбку, чтобы чаще улыбалась; Данилу доброту, чтобы не дрался и т.п.).


Занятие 5.
Тема: Что такое доброта.
Цели:
дать определение понятию «доброта»;
развивать представление о добре и зле;
воспитывать стремление совершать добрые дела.
Материалы и пособия: стихотворение «Добро», игры.

I Вступительная часть.

Аутотренинг.
Встать как солнышко встает (руки вверх),
И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (руки тянут вверх).
Ты подставь скорей ладошку (подставляют ладошки солнышку),
Пусть тебя увидит мама и умытым и обутым (проводят ладонями по лицу и дотрагиваются до ступней).
Все прибрав, иди к ней прямо и скажи ей:
«С добрым утром, мама!» (дети повторяют).
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам(широко разводят руки в стороны).
И веселым, интересным, день твой должен получиться! (улыбаются друг другу).

II Основная часть.

Учитель читает стихотворение «Добро»:
Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся,
Но только прошу, не жалуйся
Пожалуйста мне больше.
Не ожидай благодарность за сделанное тобою,
За те неожиданные радости,
Подаренные добротою.
Добро – не доблесть!
Не жалуйся, добро совершать не бойся,
Помог человеку, и радуйся,
Награды не нужно большей.

-Как вы поняли, что такое доброта?
(доброта – все хорошее, стремление совершать хорошие поступки по отношению к людям).
-Какого человека мы называем добрым?
(отвечают на вопрос).
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных.
Кто может любить и козла и осла-
Тот людям вовек не сделает зла.
-Ребята, вы со мной согласны?

–Подумайте, какие добрые дела вы можете сделать:
в классе;
дома;
на природе.

III Итог.

Коммуникативная игра «Волшебный стул».
Посередине круга ставится стул. На него садится ученик. «Волшебство» стула заключается в том, что тот человек, который на него садится становится хорошим, без каких-либо недостатков, но он забывает все, когда сидит на этом стуле.
-Вы можете рассказать ему, что вам нравится в его поведении, внешности, характере; что доброго и хорошего он сделал для кого-то из вас.
-Ребята, давайте творить добро, как в песне:

Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо,
Услышавшего тебя рядом.















Проекты занятий по теме: «Отношение к себе, к людям, к миру»

Занятие 1.
Тема: Наши дела и поступки. Что такое хорошо и что такое плохо.
Цели:
формирование осознанного отношения детей к своим поступкам;
развитие чувства ответственности за свои поступки;
Материалы и пособия: отрывки из книг, описывающие поступки детей, иллюстрации «Что такое хорошо и что такое плохо».

I Вступительная часть.

Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо».
Перед детьми (на доске) белое и черное поле. Дети получают каритнку-карточку с изображение какого-либо поступка и определяют, к какой категории относятся ее сюжет и помещают в нужный спектр цвета. (спектр белого цвета-добрые поступки, спектр черного цвета-плохие поступки).

II Основная часть.

Чтение и анализ отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
-О чем спросил мальчик отца?
-Какие поступки он назвал хорошими?
-Какие поступки он назвал плохими?
-Что ответил мальчик отцу?
-Как вы думаете что значит поступать «хорошо»?
Учитель обобщает высказывания детей.

Обсуждение ситуаций из жизни детей.
Взрослый предлагает детям для обсуждения ситуации, описывающие различные поступки детей.

III Итог.

Творческая работа «Шкатулка добрых дел».
Каждый ребенок вспоминает, какие добрые дела он совершил недавно. Взрослый выдает за каждое названное дело жетон, который ребенок помещает в шкатулку «добрых дел». При этом педагог просит быть детей честными и не называть того, чего не было на самом деле.









Занятие 2.
Тема: Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».Разрешение противоречий.
Цели:
продолжить формирование стремления к хорошим поступкам, доброжелательного отношения к сверстникам;
развитие умения разрешения противоречий.
Материалы и пособия: «письмо» рябинки, «письмо» детям другой школы, игры, цветные круги.

I Вступительная часть.

Игра «Солнечный зайчик».
Занятие начинается с приветствия:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуй, школа родная моя!
-Выглянуло солнце и решило поиграть с ребятами, оставив в комнате свои лучики-зайчики.
Взрослый «ловит зайчика» в ладошку и начинает осторожно, чтобы не выпустить его из ладоней, передавать детям по кругу. Каждый ребенок, принимая «зайчика», согревает его своим теплом и получает от него ласку и доброту. От последнего ребенка взрослый вновь принимает «зайчика» и показывает руками, как он вырос от нашей общей теплоты и доброты.

II Основная часть.

1. Чтение учителем «письма» рябинки (по результатам экскурсии):
-Дорогие ребята, как хорошо, что вы приходили ко мне в гости, но плохо, что вы ушли, я буду без вас скучать. Хорошо, что вы мне рассказали, куда ездили летом, но плохо, что я никуда не смогу поехать. Приходите ко мне почаще. Рябинка.

Дети и учитель обсуждают, что написала рябинка, что она считает хорошим, а что по ее мнению плохо.
-Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы плохого было меньше?
-Как сделать так, чтобы дерево посмотрело мир? (принести открытки и фотографии).
Противоречие разрешено.
2.Игра «Хорошо-плохо».
Педагог называет предмет или явление. Если дети говорят, что это хорошо, выставляется желтый круг на доску, а если плохо – синий круг.
Осень

хорошо плохо

все желтое, золотое, нарядное; поспевают овощи, фрукты;
дети пошли в школу и встретили
друзей;
можно бегать по листьям, они
шуршат.


идут дожди;
гуляем меньше;
птицы улетают;
дни короче и т.д.





Зонтик

хорошо плохо
укрывает от дождя и солнца;
можно использовать как трость;
красивый.



плохо
занимает много места в сумке;
непрочный, сдувает ветром и т.п.

3.Оценка ситуации из сказок с помощью цветных кругов.
Ситуации «хорошо – плохо»:
колобок, колобок, я тебя съем;
кто-кто в рукавичке живет? Мышка-поскребушка. А ты кто? Я лягушка-побегушка. Пусти меня. Иди.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мяса попробовать.
Петушок выглянул в окошко, а лица его цап-царап – схватила и понесла.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.

III Итог.

Упражнение «Письмо детям другой школы».
Дети вместе с педагогом придумывают рассказ о своих хороших делах. Текст письма записывает учитель, а дети выполняют рисунки.


Занятие 3.
Тема: Я – человек.
Цели:
помочь ребенку осознать мысль: «я – человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать»;
воспитывать желание научиться тому, что делают взрослые.
Материалы и пособия: посылка, дидактическая игра «Собери куклу».

I Вступительная часть.

Упражнение «Кто я?».
Учитель просит назвать десять слов, отвечая на вопрос «кто я?».
Идет обсуждение.

II Основная часть.

1. Почтальон Печкин вносит посылку. Дети и учитель открывают посылку и достают письмо и куклу. Учитель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите играть разными игрушками. Для вас мы сделали куклу Танюшу. Играйте ею и нас вспоминайте».
- Откуда пришло письмо? Кто скажет где делают куклы? (на заводе или на фабрике).

2. Анализ частей тела куклы и сравнение с телом человека, установление сходства и различия.
-На кого похожа кукла? (на маленьких людей, на человека).
3.Физминутка «Буги – вуги».
Ухо правое вперед, а потом его назад,
А потом его вперед, и немножко потрясем!
Мы танцуем «Буги-вуги», поворачиваясь в круге.
«Буги-вуги» окей! Мы танцуем дружно,
И весело поем!
(те же движения с левым ухом, руками и ногами).
Вывод: кукла не живая – игрушка, а человек живой, может двигаться; нам стало жарко, весело, мы с вами улыбаемся. Кукла как стояла, так и осталась стоять на месте. Она не вырастет, останется такой же, если вы ее не сломаете.

III Итог.

Упражнение «Я самый-самый».
Детям предлагают назвать свои лучшие человеческие качества, которые помогают в общении с другими людьми (например, «я – самый вежливый, всегда помогаю девочкам; я – самая аккуратная, всегда слежу за своим внешним видом»).




Занятие 9.
Тема: Человек среди людей.
Цели:
раскрыть с помощью коммуникативных игр, упражнений необходимость человека в общении с другими людьми;
сплотить детей, показать важность взаимодействий взаимопомощи.
Материалы и пособия: подвижные, коммуникативные игры.

I Вступительная часть.

Игра «Комплименты».
Каждый ребенок по кругу дарит комплименты своему соседу справа. При этом взрослый обращает внимание на то, что необходимо смотреть в глаза, говорить спокойным вежливым голосом.

II Основная часть.

1.Слово учителя:
Человек не одинок. Жить среди людей – это значит жить для людей, а значит и для себя, поскольку не может хорошо одному, если всем остальным плохо.
Жить среди людей – значит уважать человека. Без этого нет уважения к себе. Это взаимосвязано. Требуя справедливости, честности, доброты, надо быть таким самому по отношению к людям.

Главное правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
-Может ли человек прожить без общения с другими людьми?
-А зачем ему общаться с другими людьми?
- Кто виноват, если с человеком никто не общается?

2. Игра «На одной ноге».
Дети встают парами лицом друг к другу. Все стоят на одной ноге. Устоять долго – трудно.
-Теперь подайте друг другу руку. Вы видите, что стоять теперь легче. Почему?

Так всегда, когда люди помогают друг другу.
Мы все живем среди людей. Очень важным показателем личных качеств являются отношения с другими людьми.

3.Коммуникативная игра «Найди пару».
Участники становятся в круг. На счет «раз» каждый участник должен, оставаясь на месте, молча найти себе пару. Когда учитель скажет «два», пара начинает одинаковые движения. Затем ведущий скажет снова «раз», и участник должен найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковые движения с новым партнером. Лучше выполнить это задание три раза, после чего приступить к обсуждению.
-Как создавалась пара?
-Как происходил выбор одинакового движения?

III. Итог.

Двигательное упражнение в сменных парах.
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем.
Давай с тобой покружимся
И мы с тобой подружимся.




Занятие 4.
Тема: Мы все такие разные.
Цели:
оказание помощи детям в осознании своей индивидуальности и неповторимости;
показать важность умения ценить себя и быть уверенным в себе.
Материалы и пособия: цветные карандаши, пословицы, игры.

I Вступительная часть.

1.Игра «Визитная карточка».
- Кто знает, что такое визитная карточка? (объяснение учителя).
Каждый ребенок называет свое имя и добавляет две характерные черты, которые определяют его индивидуальность (например, Витя – веселый и воинственный, Даша – серьезная и смелая), а кто сможет указать что-то ваше, особенное, - это может быть песня, стихотворение, девиз и т.д., где были бы отражены присущие вам качества.

2.Игра «Встаньте все, кто».
-любит молоко;
-умеет играть в «Ручеек»;
-может ехать на велосипеде и т.д.




II Основная часть.

1.Игра «Ассоциации».
Водящий выходит за дверь. Дети договариваются о том, про кого из них пойдет речь. Водящий, зайдя в комнату, должен определить, кого из играющих загадали. Он задает вопросы классу:
-Если бы этот человек был цветком, то каким?
-погодой, то какой?
-деревом, то каким?
-книгой, то какой?
-животным, то каким?
-посудой, то какой?
-мебелью, то какой?

Играющие, отвечая на вопросы, называют предметы соответствующими эпитетами, которая характеризует сущность этого человека. Например: колючая роза, ветреная погода.

2.Анализ пословиц (с помощью учителя).
Дети совместно с учителем объясняют смысл пословиц:

Не место красит человека, а человек место.
Других не суди, на себя погляди.

III Итог.

Творческое задание «Это я».
Нарисовать животное, похожее на вас. Объяснить, почему выбрали это животное.



Занятие 5.
Тема: Влияние характера на поступки и поведение человека.
Цели:
познакомить с понятиями «характер», «поступки»;
показать, как характер влияет на поступки и поведение человека, то, что человек должен воспитывать в себе характер, силу воли.
Материалы и пособия: круги разного цвета, игры, пословицы.

I Вступительная часть.

Игра «Радио».
-Знаете ли вы человека, который говорит по радио? (диктор).
Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашего класса. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся.
Учитель, показывая пример, первым начинает игру.
-А теперь диктором будет кто-нибудь из вас.
Педагог следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: физические данные, внешность, черты характера, увлечения, привычки.
II Основная часть.

1.Слово учителя:
-Человек, живя в обществе и занимаясь деятельностью, проявляет себя как личность. Особенности каждой личности проявляются в характере. Давайте подумаем, что такое характер? (дети высказывают предположения).
Вывод: Характер – это свойства человека, которые проявляются в его отношении к людям, к себе, к вещам.
-Черты характера могут быть положительными и отрицательными (хорошие – плохие).
2.Игра «Назови черты характера и изобрази животное».
Волк – злой, ёжик – трудолюбивый, заяц – быстрый и трусливый, лиса – злая и хитрая, обезьяна – веселая, кошка – ласковая.
Дети делают вывод о положительных и отрицательных чертах характера.

3.Игра «Пословицы».
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
В тихом омуте все черти водятся.

Дети объясняют пословицы самостоятельно и с помощью учителя.

III Итог.

1.Коммуникативное упражнение «Огонек общения».
На парту каждого ребенка учитель кладет три кружка разного цвета.
-Желтый цветочек дарите самому доброму в общении, зеленый – самому уступчивому, фиолетовый – самому скромному с вашей точки зрения.
-У кого самый большой букет получился?
-Почему?
2.Прослушивание «Песенки кота Леопольда».


Занятие 6.
Тема: Правила общения.
Цели:
познакомить детей с правилами школьного речевого этикета, способами приветствия в различных ситуациях;
Материалы и пособия: игры и коммуникативные упражнения, стихотворение А.Кондратьева «Здравствуйте».

I Вступительная часть.

Упражнение «Приветствие по кругу».
Участники встают в круг и по очереди приветствуют друг друга только невербальными способами: прикосновениями, кивком головы, движениями и т.п.
Первый начинает, следующий повторяет его приветствие и добавляет свое и т.д.

II Основная часть.

1.Беседа о слове «здравствуйте».
Учитель читает стихотворение А.Кондратьева «Здравствуйте»:
-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
-Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

-Когда люди говорят «здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия.
-Какие слова приветствия вы знаете? (ответы детей).
Учитель обращает внимание на приветствие другу или знакомому, а так же официальное приветствие.

2.Способы приветствия.
Учитель предлагает обменяться «рукопожатиями» и обвести в тетради контур ладони соседа.
3.Рассказ учителя о способах приветствия людей разных стран.
4.Игра «Аукцион приветствий».
1 тур: назвать все приветствия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
2 тур: вспомнить и назвать жестовые приветствия.

III Итог.

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте».
Дети образуют полукруг, в центр выходят по очереди и, повернувшись лицом к одноклассникам здороваются любым способом, не повторяя использованные ранее.


Занятие 7.
Тема: Правила общения.
Цели:
развивать умение вежливо общаться друг с другом и окружающими взрослыми;
использовать в речи «волшебные слова».
Материалы и пособия: коммуникативные игры.

I Вступительная часть.

Коммуникативная игра «Ты мне нравишься».
Все дети садятся в круг. Ведущий берет клубок цветной нити в руки, обматывает свободный конец нити вокруг своей ладони и передает клубок кому-то из детей. После чего говорит этому ребенку фразу: «Владик! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом занятия ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Затем этот ребенок так же отматывает нить вокруг своей ладони и передает клубок кому захочет, говоря при этом фразу: «Миша! Ты мне нравишься, потому что». (Каждый ребенок говорит о том, чем ему нравится его товарищ, за что хотел бы его поблагодарить).
Ребенок, получивший клубок последним, сматывает его в обратном направлении. При этом каждый ученик наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, возвращая клубок обратно.


II Основная часть.

–Мы часто слышим выражение «вежливый человек». Какого человека мы называем вежливым? (дети высказываю предположения).
-В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». Как вы думаете, почему их так назвали?
Чтение стихотворения А.Шибаевой «Волшебные слова»:
Извини, пожалуйста и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы таблицы умножения –
Есть еще таблица – таблица уважения!
Помните как азбуку, как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» -
«Волшебные слова»!
Всюду, где нескромному укажут у ворот,
Вежливый попросит и пройдет.
Перед словом вежливым двери открываются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку, как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» -
«Волшебные» слова!
2.Игра «Волшебные слова».
Дети становятся в одну линию. По очереди называют вежливое слово, делают шаг вперед. Кто окажется первым, тот и выиграет.
3.Игра «Доскажи словечко».
Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).
И во в Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания).

III Итог.

Коммуникативная игра «Волшебный звук».
Дети выполняют различные движения, действия. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, которые сопровождаются волшебными словами. Например, если учитель говорит «поднимите левую руку, пожалуйста», то дети выполняют это движение. Если учитель скажет эту фразу без «волшебного» слова, то действие совершать нельзя.
Характер действий, предлагаемых учителем, может быть различным: ходьба, повороты, прыжки

Занятие 8.
Тема: О дружбе и друзьях.
Цели:
формировать понятия «друг», «дружба»;
показать ценность и необходимость дружбы;
способствовать развитию сплоченности, доброжелательности.
Материалы и пособия: игры, стихотворение Л.Квитко «Два друга», рабочая тетрадь С.А.Козловой «Я и мои друзья».

I Вступительная часть.

Упражнение «Объятие».
Дети садятся в круг.
-Кто ответит, что вы делаете со своими любимыми игрушками, чтобы выразить хорошее отношение к ним? (берут за руки, заключают в объятия).
-Я хочу, чтобы вы хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Сейчас я предлагаю вам выразить свои дружеские чувства к своим одноклассникам, обнимая их (упражнение по желанию).

Первым игру начинает ведущий «Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?».
Получив согласие, ведущий мягко обнимает ребенка, который в свою очередь получает согласие соседа и обнимает его. Таким образом, игра продолжается.
II .Основная часть.
1.Чтение и анализ стихотворения Л.Квитко «Два друга».
Об этих ребятах не зря говорят:
«Они друг за дружку горою стоят».
Их двое, а кажется – топает взвод,
Когда подготовка к сраженью идет.
Жуков изучают, сидят у реки.
И очень охотно едят пирожки.
Один завздыхает, вздохнет и другой.
Один зачихает, чихнет и другой.
Они не дерутся почти никогда.
Ведь драка – не спорт, вот борьба – это да!
И оба ныряют в горячую пыль,
Как только появится в автомобиль.
Вы ждете, что вылезут двое ребят,
А видите двух озорных чертенят.
Где первый, там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку ребята горой!

-Как вы думаете, можно ли этих мальчишек назвать настоящими друзьями?

2.Упражнение «Закончи предложение»:
«Друг – это».
Каждый ребенок заканчивает предложение, стараясь не повторять предыдущих ответов.

3.Беседа о дружбе.
-Кого можно назвать настоящим другом и почему?
-Что значит дружить?
-Что такое настоящий друг?

4.Творческая работа в тетради С.А.Козловой «Я и мои друзья».
Дети предлагают нарисовать портреты друзей в тетради и объяснить, почему именно их они считают своими друзьями.

III Итог.

Коммуникативная игра «Небоскреб».
-Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг. Сейчас нам вместе нужно будет построить один небоскреб. Один из вас может начать строительство, положив в центр кубик, потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как поступите дальше.

Список литературы
Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети» Москва,1986год
Богуславская Н.Е., Купина Н.А., Веселый этикет
Выготский.Л.С «Воображение и творчество в детском творчестве». Москва,1997
Жукова Р.А.. Игра как средство социально-эмоционального развития детей. Волгоград. 2006 год.
Журнал «Начальная школа»№6,2002 год.
Калинина Р.Р., Тренинг развития личности дошкольника.
Колпакова Н.В., Познаем себя и мир вокруг.Барнаул,2006 год
Лютова Е.К., Моника Г.Б..Тренинг эффективного взаимодействия с детьми СПб: Речь, 2001
Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком.
Федоренко Л.Г., Секреты общения.Санкт-Петербург,2003 год
Фопель К., Как научить детей сотрудничать? (психологические игры и упражнения). Москва,2000 год
Чистякова М.И., Психогимнастика.Москва,1995 год










13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15






Заголовок 115