А.С.Пушкин в портретах В.А.Тропинина и О.А.Кипренского


Внеклассное мероприятие на тему:
«А.С.Пушкин в портретах В.А.Тропинина и О.А.Кипренского
Цель урока:
Познакомить с историей создания портретов и художниками, их написавших; расширить знания учащихся о поэте А.С.Пушкине, художниках О.А.Кипренском, В.А.Тропинине.
Задачи: узнать о художественных особенностях картин; научиться
сравнивать портреты Пушкина, давать им сопоставительную характеристику;
Оборудование: выставка «Пушкин в портретах», компьютер, проектор.
Вступительное слово
2014 год в России Указом президента объявлен годом Культуры. Что есть культура? В словаре великого выдающегося русского ученого-лексикографа Сергея Ивановича Ожегова предложено следующее толкование:КУЛЬТУРА - это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. КУЛЬТУРНОСТЬ – это общественное и умственное развитие.КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК – относящийся с уважением к культуре, находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий нормам поведения в обществе.
К КУЛЬТУРЕ мы с уверенностью относим и театр, и поэзию, и музыку, и танец, и кино, и художественное творчество, и образование и даже спорт.
Сегодня мы будем говорить об изобразительном искусстве, а точнее о портрете, изображающего человека на картине. А ещё конкретнее о прижизненных портретах великого русского поэта А.С.Пушкина в изображении Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Но чтобы вы правильно понимали значение жанра портрет, познакомимся с его толкованием.
Толкование жанра «портрет»
XIX век – «золотой век» портрета
Портрет – жанр живописи, изображающий человека на картине. Слово «портрет» произошло от латинского глагола, обозначающего «выявлять», «обнаруживать», «извлекать на поверхность». Для портрета свойственна определенная традиция, это техника создания образа и особенности его изображения.
Портрет художника выявляет индивидуальные черты. В чертах внешнего образа мы угадываем все, что скрыто в тайниках души, воспринимаем портрет как характеристику, как биографию. Главное предназначение портрета – это увековечивание человека. Портреты бывают разные по форме: квадратные, овальные, круглые. Они могут быть исполнены карандашом, красками. Бывают одиночные и групповые портреты.
С XVIII века портрет начал пользовался в России широкой популярностью. Вопреки предвзятому взгляду Академии художеств на этот вид живописи, как на низший жанр искусства, расцвет русского портрета в это время был обусловлен потребностями самой жизни. Моделями портретистов этого времени становятся только известные, знаменитые люди.
XIX век явился для России «золотым веком» портрета. В XIX веке портрет превращается в искусство и выражает общечеловеческие идеалы.
Дополнительная информация: портреты бывают камерными, семейными, иллюстративными и парадными. Как вы сами догадываетесь, речь пойдет о портретах Пушкина камерных и парадных.
Тема «Вокруг портрета А.С. Пушкина» актуальна, прежде всего, тем, что А.С. Пушкин – это уникальное явление в литературе, интерес к его творчеству никогда не угаснет, мы видим в нем гения, нашу национальную гордость. Это понимали и наши предшественники, друзья поэта, его близкие и родные люди. Понимали и очень хотели увековечить его образ. Пробовали это сделать и люди искусства. Гейтман, Кустодиев, Линев, Репин, Гиппиус и ещё многие неизвестные художники. Многие художники, как современники поэта, так и наши современники, пытались по-своему изобразить Пушкина в разные годы и в разные моменты жизни. Он интересен для художников своей подвижностью, динамичностью. Его личность необыкновенна. Каждый хочет прикоснуться к гению, хотя бы так. Но самыми известными из всех стали портреты Пушкина, написанные художниками- современниками поэта О.А.Кипренским и В.А.Тропининым.
Заслушаем биографическую справку о художнике В.А.ТропининеВасилий Андреевич Тропинин (1776-1857)
Русский художник Василий Андреевич Тропинин родился 30 марта 1776 года в селе Карповка Новгородской губернии. Отец Тропинина был крепостным, принадлежал графу А.С. Миниху, работал у него в имении управляющим. За долгую и верную службу он получил вольную, однако дети остались в крепостной зависимости. Позже, в качестве приданого графской дочери Натальи, Василий перешел во владение графа И.И. Моркова.
Способности к рисованию у Тропинина проявились еще в детстве, но Морков не обратил на это внимание и отдал мальчика учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.
В Петербурге Василий втайне от своего барина стал посещать бесплатные рисовальные классы Академии художеств. Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным. Окончив обучение в рисовальных классах, Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи возглавляемую С.С. Щукиным. Василий в период ученичества жил в доме учителя, выполнял подготовительную работу для рисования: растирал краски, натягивал и грунтовал холсты, поэтому и наблюдалось некоторое сходство палитр художников.
За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.
Василий Андреевич показывал блестящие успехи в учебе и вскоре получил серебряную и золотую медали. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного. Чтобы не потерять слугу, Морков отозвал Тропинина из Академии и отправил на Украину в Подолье — новое имение Морковых. Там художника назначили на должность кондитера и лакея. Также Тропинин выполнял копии с картин известных западноевропейских и русских художников, расписывал местную церковь, писал для нее иконы. Кроме того Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. В имении своих хозяев Кукавка Тропинин прожил почти двадцать лет. Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян, изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е). Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи».. В 1823 году Василий Андреевич получает вольную, однако жена и сын Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.
В Москве в 1827 году Тропинин создает портрет А.С. Пушкина.
Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Умер художник 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. 
  Портрет был написан художником с натуры в 1827 году, однако относительно того, кто был заказчиком картины, до сих пор нет единого мнения. Согласно одной версии, портрет был заказан Тропинину другом Пушкина Сергеем Александровичем Соболевским, которому якобы хотелось иметь изображение поэта таким, «как он бывал чаще, не приглаженным и припомаженным». Другая версия гласит, что Пушкин сам заказал этот портрет для Соболевского, «и поднес его, в виде сюрприза, с разными фарсами». Современники также рассказывали, что картина после написания была отправлена Соболевскому за границу, но во время пути ее подменили на копию. В 1850-х годах оригинал нашелся в лавке одного торговца картинами, где на него обратил внимание князь Оболенский. После того, как Тропинин узнал и подтвердил свою работу, Оболенский приобрел картину. В 1909 году наследники Оболенского продали портрет в собрание Третьяковской галереи, откуда потом его перенаправили в Ленинград – в Пушкинский дом. С 1953 года портрет числится в собрании мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина, что на Мойке, 12.
   О портрете работы В.А.Тропинина московская газета "Телеграф" писала: "Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен в три четверти, в халате, сидящим подле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина – столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие". Фигура поэта развернута на зрителя, у него спокойное и сосредоточенное лицо, рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. На нем домашняя одежда поэта, но она не создает атмосферы доверительности между моделью и зрителем. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека. Портрет написан в так называемом «халатном жанре»        И внешняя простота пушкинского портрета – кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира. Мягкие складки широкого халата Пушкина напоминают свободную драпировку римской тоги. Твердо сжатая в кулак рука несет не меньше пафоса, чем «наполеоновская» поза какого-либо романтического персонажа. Изображены лишь несколько говорящих деталей – бумаги на углу стола, указывающие на поэтические труды, и любимый перстень, которому поэт придавал большое значение. У Тропинина поэт- добрый барин в халате. Вот в этой простоте и заключается самое главное. После гибели Пушкина «талисман» побывал у многих великих русских писателей, в том числе у Василия Жуковского и Ивана Тургенева. Последний завещал его Льву Толстому, но Полина Виардо передала кольцо в Пушкинский музей Александровского лицея, откуда потом оно и пропало бесследно после пожара в 1917 году. На большом пальце поэта еще один перстень с изумрудом квадратной формы, происхождение которого не известно. Вдова Пушкина Наталья Николаевна подарила его сначала Владимиру Далю, затем перстень хранился у президента Императорской Академии великого князя Константина Константиновича. В 1915 году из Академии его передали в Пушкинский дом, а оттуда в 1953 — в Музей Пушкина на Мойке.
Заслушаем биографическую справку о художнике О.А.Кипренском
Орест Адамович Кипренский
Орест Адамович Кипренский (13 (24) марта 1782 — 5 (17) октября 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Он внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова. По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.
Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе.
Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева,
изображения поэтов К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского и А. С. Пушкина . Незадолго до создания портрета Пушкина, в 1824 году, художник возвратился на родину, в Россию, из Италии, где был увенчан славой одного из лучших живописцев Европы. Его произведение украшало галерею автопортретов во дворце Уффици. Такой чести удостаивались лишь редкие избранники.
Художник скончался в Риме в 1836 году от воспаления лёгких и был погребён там же. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Задачей другого крупнейшего живописца эпохи – Ореста Кипренского было показать в Пушкине прежде всего “гения поэзии”, по выражению того времени. Отмечаемое современниками внешнее сходство портрета, созданного в том же 1827 году, обусловлено поразительным постижением внутреннего мира поэта. Кипренский создал по заказу А. Дельвига портрет 28-летнего Пушкина. “Художников друг и советник” , как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни, и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
О чем поэт и художник могли говорить во время сеансов? Вероятно, об Италии, об искусстве древнем и новом. Упоминая о Риме, Дрездене, Париже – городах, в которых побывал Кипренский и где проходили его выставки, - поэт намекает на успех творчества живописца. Пушкин изображен в сюртуке, с клетчатым пледом, накинутом на плечо. Руки покоятся на груди. Взгляд обращен вдаль. Лицо задумчиво, вдохновенно, полно затаенной грусти. Современники писали: “Гений поэта как бы воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум” . Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера приписать бронзовую фигуру музы с лирой в руках.
Заключение.
Оба портрета, Тропинина и Кипренского, созданы по просьбе друзей Пушкина. На том и другом поэт изображён в спокойной благородной позе. Чувствуется , что Пушкин полон творческих сил, здоровья, что это человек, обладающий большой силой духа, умом. Но, несмотря на сходство, эти портреты отличаются друг от друга. Во-первых, различен замысел художников.
Тропинин хотел показать Пушкина в обыденной домашней обстановке. Поэтому на портрете Василия Андреевича Тропинина мы видим поэта в простор-ном домашнем халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан сво-бодно и небрежно. У поэта непринуждённая поза, живые, чуть улыбающиеся губы. На портрете же Ореста Адамовича Кипренского Пушкин предстаёт перед нами другим. На нём строгий чёрный сюртук, галстук повязан аккуратно в виде банта, через плечо перекинут плащ. Кипренский создал обобщённый возвышенный образ поэта-гения. Пушкин изображён здесь в состоянии глубокой сосредоточенности, которая подчёркивается многозначительным жестом торжественно скрещённых рук. Весь облик поэта лишён обыденности, случайности. Есть разница также в колорите и освещении. На портрете, созданном В.А.Тропининым, ярко освещено лицо, обнажённая шея и рука поэта, лежащая на рукописях. Портрет Кипренского как бы меньше освещён. В.А.Тропинин пользовался в основном тёмно-синим и тёмно-коричневым цветом, О.А.Кипренский – зеленовато-золотистым и красным.
Оба портрета ценны тем, что помогают нам представить, каким был А.С.Пушкин, гордость нашей поэзии. цензуры царю и Бенкендорфу; давал показания по делу об «Андрее Шенье».
Это был человек интеллектуальный, разносторонний, смелый, открытый, добрый. Несмотря на то, что за этот год Пушкин написал 30 прекрасных стихотворений, трудно жилось и дышалось ему в этом году, он задыхался в светском «омуте». Поэт вел тоскливое существование одинокого человека, он чувствовал себя неизмеримо выше общества и литераторского, и светского; он сознавал, что не исполнились его мечты о независимом существовании,
На портрете Пушкин выглядит преуспевающим, довольным жизнью и собой человеком. А в реальности у Пушкина в 1827 году было много забот, нерешенных проблем, горестей, разочарований.
Стихотворения 1827 года
Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.Несчастью верная сестра,Надежда в мрачном подземельеРазбудит бодрость и веселье,Придет желанная пора:Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас.Оковы тяжкие падут,Темницы рухнут — и свободаВас примет радостно у входа,И братья меч вам отдадут.КНЯГИНЕ З. А. ВОЛКОНСКОЙ.Среди рассеянной Москвы,При толках виста и бостона,При бальном лепете молвыТы любишь игры Аполлона.Царица муз и красоты,Рукою нежной держишь тыВолшебный скипетр вдохновений,И над задумчивым челом,Двойным увенчанным венком,И вьется и пылает гений.Певца, плененного тобой,Не отвергай смиренной дани,Внемли с улыбкой голос мой,Как мимоездом КаталаниЦыганке внемлет кочевой.АРИОННас было много на челне;Иные парус напрягали,Другие дружно упиралиВ глубь мощны веслы. В тишинеНа руль склонясь, наш кормщик умныйВ молчаньи правил грузный чолн;А я — беспечной веры полн -Пловцам я пел.... Вдруг лоно волнИзмял с налету вихорь шумный ....Погиб и кормщик и пловец! -Лишь я, таинственный певец,На берег выброшен грозою,Я гимны прежние поюИ ризу влажную моюСушу на солнце под скалою.АНГЕЛ.В дверях эдема ангел нежныйГлавой поникшею сиял,А демон мрачный и мятежныйНад адской бездною летал.Дух отрицанья, дух сомненьяНа духа чистого взиралИ жар невольный умиленьяВпервые смутно познавал."Прости, он рек, тебя я видел,И ты недаром мне сиял:Не всё я в небе ненавидел,Не всё я в мире презирал".* * *Весна, весна, пора любви,Как тяжко мне твое явленье,Какое томное волненьеВ моей душе, в моей крови...Как чуждо сердцу наслажденье...Всё, что ликует и блестит,[Наводит] скуку и томленье.<КИПРЕНСКОМУ.>Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых Муз, -И я смеюся над могилой,Ушед на век от смертных уз.Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит.Оно гласит, что не унижуПристрастья важных Аонид.Так Риму, Дрездену, ПарижуИзвестен впредь мой будет вид.ПОЭТ.Пока не требует поэтаК священной жертве Аполлон,В заботах суетного светаОн малодушно погружен;Молчит его святая лира;Душа вкушает хладный сон,И меж детей ничтожных мира,Быть может, всех ничтожней он.Но лишь божественный глаголДо слуха чуткого коснется,Душа поэта встрепенется,Как пробудившийся орел.Тоскует он в забавах мира,Людской чуждается молвы,К ногам народного кумираНе клонит гордой головы;Бежит он, дикой и суровый,И звуков и смятенья полн,На берега пустынных волн,В широкошумные дубровы...ТАЛИСМАН.Там, где море вечно плещетНа пустынные скалы,Где луна теплее блещетВ сладкий час вечерней мглы,Где, в гаремах наслаждаясь,Дни проводит мусульман,Там волшебница, ласкаясь,Мне вручила талисман.И, ласкаясь, говорила:"Сохрани мой талисман:В нем таинственная сила!Он тебе любовью дан.От недуга, от могилы,В бурю, в грозный ураган,Головы твоей, мой милый,Не спасет мой талисман.И богатствами ВостокаОн тебя не одарит,И поклонников пророкаОн тебе не покорит;И тебя на лоно друга,От печальных чуждых стран,В край родной на север с югаНе умчит мой талисман....Но когда коварны очиОчаруют вдруг тебя,Иль уста во мраке ночиПоцалуют не любя -Милый друг! от преступленья,От сердечных новых ран,От измены, от забвеньяСохранит мой талисман!"