«РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РАМКАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ».


«РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РАМКАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ».
СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ ЛОГОПЕД МБОУ «ООШ 43» МАТВЕЕВА Е.В.

Новокузнецк, 2016
Матвеева Е.В. учитель логопед., педагог дефектолог высшей квалификационной категории.МБОУ «ООШ43» «Родительский лекторий, как форма взаимодействия семьи и школы, в рамках логопедической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методическая разработка.
В данном методическом пособии рассматриваются особенности речевого развития детей с ОВЗ. Даются теоретические знания по разным видам речевых нарушений, а также практические рекомендации в игровой форме для родителей, по преодолению нарушений устной и письменной речи, развитию высших психических функций у детей с ОВЗ, в рамках взаимодействия школы и семьи.
Пособие адресовано родителям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Содержание
Введение 4
I.Теоретическая часть:
1.Нормы речевого развития у детей6
2.Причины нарушения речи. 9
3. Задержка речевого развития.12
4. Физиологические несовершенства звукопроизношения детей.15
5.Особенности речевого развития детей с ограниченными17
возможностями здоровья (ОВЗ)
6.Основные понятия нарушения устной и письменной речи19
у школьников: дисграфия, дислексия.
II.Практическая часть:
1.Эти трудные звуки или весёлое путешествие язычка25
( комплексы артикуляционной и дыхательно-голосовой разминки)
2.Самомассаж (навыки самомассажа )30
3. Пальчиками играем-речь развиваем 34
(пальчиковые разминки, жестовые игры)
4.Речевые игры_(упражнения на развитие словаря, 40
фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза)
5.Учимся не путать буквы (упражнения на преодоление 45
нарушений навыков чтения и письма)
6. Литература48
ВВЕДЕНИЕ
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве, ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, испытывают сложности в освоении навыков грамотного письма и чтения в школе. Развивать речь можно и нужно постоянно. Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.
Актуальность данного пособия состоит в том, что по результатам ПМПК выявлено значительное количество школьников имеющих парциальную несформированность высших психических функций, а так же различные нарушения устной и письменной речи. Этим детям рекомендовано обучение по адаптированной программе для учащихся с ЗПР.
МБОУ «ООШ №43» Куйбышевского района по своему географическому расположению отдалена от оздоровительных, культурно-досуговых учреждений, поэтому на базе школы организована обширная культурно-развивающая внеурочная деятельность, позволяющая детям посещать различные развивающие занятия, в том числе групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом логопедом, дефектологом, направленные на коррекцию звукопроизношения, чтения, письма, высших психических функций.
Цель данного пособия
повысить уровень знаний родителей по причинам речевых нарушений и способов их преодоления.
донести до родителей значимость развития устной и письменной речи.
Возможность в игровой форме заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста, так как многие семьи являются многодетными .
Структура данного пособия
Данное пособие состоит из двух разделов: первый раздел освещает теоретические знания по причинам и видам речевых нарушений, особенностях развития устной и письменной речи у детей с ОВЗ.
Второй раздел даёт практические рекомендации по развитию артикуляционной моторики, включает комплексные упражнения на дыхательно-голосовую, пальчиковую разминку, жестовые игры с движениями и стихами. Предоставлен практический материал на развитие устной и письменной речи, высших психических функций (внимание, память, мыслительные процессы, воображение)
Данное пособие предназначено для родителей, а так же учителей начальных классов работающих в классах с ЗПРР, педагогов дополнительного образования.
Данный материал можно использовать на родительских собраниях, индивидуальных консультациях с родителями, использовать как раздаточный материал по развитию речи для занятий дома.
Нормы речевого развития у детей
Речь формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крики, лепет, и другие звуки, выражающие ощущение голода, боли, дискомфорта. Хотя эти звуки не имеют ничего общего с речью, они очень важны, поскольку способствуют развитию тонких и разнообразных движений трёх отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.
Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца, гуление. Вначале это простые певчие и гортанные звуки, затем они становятся более разнообразными, а примерно в 5 месяцев ребёнок пытается повторить артикуляционные движения губ взрослых. Эти многократно повторяемые движения приводят к закреплению двигательного навыка.
Начиная с 6 месяцев, ребёнок уже довольно чётко произносит отдельные слоги типа ма-ма-ма, ба-ба-ба, та-та-та и др. Постепенно ребёнок учится воспринимать определённые звуки и связывать их с предметами или действиями, что позволяет образованию временных связей, т.е. запоминанию слов и реакции на них.
Как правило, к 9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов
( мама, папа, дядя…), и к году его словарный запас состоит из 10-15 слов. Эти проявления двигательной функции речевых органов принято называть доречевыми, и они являются основой для воспроизведения первых слов.
Поскольку речь не является врождённой способностью человека, то для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств ребёнка-слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Очень большое значение имеет окружающая среда. Необходимо, чтобы ребёнок получал новые яркие впечатления, чтобы максимально способствовать развитию движений и речи. Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой и правильной. Многие родители делают ошибку, стараясь подлаживаться под детский язык, и коверкая слова полагая почему-то, что такая речь более понятна ребёнку.
Чем больше вы будете разговаривать с ребёнком, тем больше будет его пассивный словарь ( т.е. тех слов, значение которых он уже понимает, но не может произнести), из которых впоследствии развивается активный словарь. К двум годам словарь ребёнка насчитывает примерно триста слов. Фразы становятся более длинными и сложными, а произношение слов улучшаются. Все дети начинают говорить в разное время: одни к этому возрасту могут довольно связно выражать свои мысли, другие только начинают произносить короткие фразы. Если к трём годам ребёнок не начал говорить , то следует обратиться к специалистам за консультацией.
Обратите внимание: обычно к 5 годам все возрастные неправильности речи исчезают, но это во многом зависит от правильности речи взрослых. Поэтому ребёнка надо с детства приучать к красивой, правильной, чистой речи.
Старайтесь читать ребёнку побольше сказок, попросите потом рассказать её папе, бабушке, тем самым развивая связную монологическую речь.
Развивать речь нужно постоянно. Родители должны всегда помнить, чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонична развита.
Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.
Нормы речевого развития: первый год жизни.
2 месяца. Ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
Речевое развитие ребёнка 6-7 лет.
При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети, как правило, овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи. У детей расширяется запас слов. В речи используют синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Дети умеют пересказывать, составлять по картине и по серии сюжетных картин рассказы, многие дети знают буквы и умеют читать по слогам. Со стороны грамматического строя речи у детей закрепляется умение согласовывать существительные с числительными и прилагательными. В речи используют предложения разных видов. К этому возрасту ребёнок готов к обучению в школе.
Причины нарушения речи.
Обычно, к 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей приходит в норму. Однако, все дети разные, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки.
Причины, которые вызывают речевые нарушения разделяют на две группы:
органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);
функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
Внутриутробная гипоксия
Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).
Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г)
ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха. Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить. Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова. Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
Причиной нарушения речи детей может быть так же:
педагогическая запущенность - когда родители не обращают внимания на неправильное произношение звуков ребёнка и не поправляют его, не развивают его речь.
Если в семье есть дети, взрослые, у которых дефектное произношение – в этом случае ребёнок начинает копировать дефектную речь.
Двуязычие в семье, тоже может привести к неправильному произношению, поскольку ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Недоразвитие фонематического слуха может стать серьёзной причиной неправильного произношения. Ребёнку трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые свистящие и шипящие. Развитие правильного звукопроизношения идёт очень медленно и иногда приводит к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме, чтения.
Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти);
При снижении слуха наблюдается затруднение при дифференциации свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих согласных.
Недостаточное умственное развитие.
Выявить структуру дефектного произношения, его причины и степень выраженности может только специалист (логопед, невролог)
После тщательного логопедического обследования назначается коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых расстройств. На индивидуальных логопедических занятиях проводится коррекция звукопроизношения, на групповых-развитие речи, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, мелкой моторики и др.
Задержка речевого развития у детей.
Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу задержки речевого развития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.
Причины задержки речевого развития у детей:
Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
 На что необходимо обращать пристальное внимание?
Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.
Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.
Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)
Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).
Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).
Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.
Диагностика  задержки речевого развития  у ребенка  происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три - четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).
Диагноз  задержка   речевого развития у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.
Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития. Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре), то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.
Если проблема неврологического характера, и  задержка развития  речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия, их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.
Если у ребенка  задержка  развития  речи  вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированное детское учреждение.
Физиологические несовершенства звукопроизношения детей.
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюстью и мягкого нёба. Кроме того, они ещё не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.
Маленькие дети чаще всего имеют следующие ошибки при произношении:
плохо произносят шипящие фонемы Ш, Ж, Ч, Щ:
произносят нечётко, заменяют их свистящими фонемами з, с, ( каса, сапка, зук…), пропускают звуки ( апка, ук).
пропускают заменяют или искажают звуки Р, Л.
«ак»(рак), «ыба»(рыба), «лабота»(работа) и т.д
искажают, произносят недостаточно чётко, пропускают и изменяют звуки С,З, Ц.
«амок» (замок), «фобака»(собака), «тветок»(цветок), и т.д.
пропускают, заменяют звуки К,Г, Х.
«леб» (хлеб), «дости»(гости), «тоска» ( кошка) и т.д.
Трёхлетние малыши говорят ещё короткими фразами, состоящими из нескольких слов. И хотя их речь постепенно усложняется, но порядок слов не всегда правилен, часто бывает искажён род имён существительных (один машин), несогласованны падежные окончания (у меня нет другов). В этом возрасте характерно сокращение слов, перестановка букв местами. Фантазия малышей нескончаема, поэтому все неправильности этого возраста довольно трудно перечесть.
Однако к 4-5 годам многие дети правильно овладевают звукопроизношением.
Обратите внимание: если вы замечаете, что проходит месяц за месяцем, а речь малыша не становится лучше, стоит обратить на это внимание. Возможно, в доме кто-то говорит с ребёнком, подлаживаясь под него, неправильным языком, иногда родители не считают нужным поправлять малыша, считая, что со временем он выговорится. Всё время надо следить, чтобы речь ребёнка была чёткой, ясной, внятной и не быстрой. Если ваш ребёнок ходит в детский сад, то воспитатель обратит внимание на то, какие звуки ваш ребёнок произносит неправильно и направит к специалисту. Если в дошкольном возрасте не решить проблему правильного произношения, то когда ребёнок начнёт посещать школу, появятся проблемы, которых можно было не допустить.
Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями развития (ОВЗ)
Дети с ОВЗ или с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Понятие и классификация
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
с нарушением слуха;
с дисфункцией речи;
с патологией опорно-двигательного аппарата;
с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные, адаптированные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.
Стоит отметить важность семейного воспитания детей с ОВЗ, ведь в кругу родственников проходит большая часть жизни ребёнка. Целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на его жизнедеятельность. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех. В семье происходит процесс становления ребенка, как части общества, формирование общественных ценностей, навыков общения. Необходимо помнить, что конфликтные ситуации и любые проявления агрессии приведут к противоположному результату и весьма негативно повлияют на и так неокрепшую психику ребёнка. Таким образом, семья играет основную роль в становлении личности.
Способы адаптации ребёнка с ОВЗ
Родителям необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу, что называется мотивацией. Необходимо развивать не только когнитивную сферу, но и творческие способности ребёнка.
Очень важно создать единый процесс сотрудничества и взаимодействия с педагогами, психологом, логопедом и другими специалистами участвующих в процессе коррекции и реабилитации ребёнка. От этого зависит как идёт процесс адаптации ребёнка в школе, какие трудности испытывает и наоборот, каких успехов достиг ваш ребёнок.
Оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира. Если ребёнок имеет ограничения в передвижениях (нарушения опорно-двигательного аппарата, слабое зрение, слух и др.) родителям необходимо создать такие условия, что бы ребёнок мог обучаться и получать коррекционно-развивающую помощь в школе и других учреждениях (здравоохранения, соцзащиты)
Принцип психологической безопасности. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно и безопасно как в школе, так и дома.
Соблюдение этих рекомендаций помогут вашему ребёнку быстрее адаптироваться в школе, развить творческие способности, максимально скомпенсировать имеющиеся отклонения в физическом или психическом здоровье.
Дисграфия. Дислексия.
Причины. Признаки. Коррекция.
Дисграфия – этот диагноз обычно очень пугает многих родителей, но следует отметить, что есть успешные методы коррекционной работы с младшими школьниками. Дисграфия- это специфическое расстройство речевой деятельности у детей – это нарушение усвоения и функционирования школьного навыка письма.( В.И. Ляудис, И. Ребенок с дисграфией при любых стараниях едва ли самостоятельно может овладеть письмом на уровне сверстников. Для таких детей необходима дополнительная работа по коррекции дисграфии.
Причины возникновения дисграфии. Почему возникает дисграфия у детей, и что это такое? Развивается недуг в результате нарушения функций тех участков мозга, которые отвечают за процесс овладения письмом. Причин таких нарушений может быть несколько. К следующим причинам, которые влияют на развитие дисграфии, относят травмы и заболевания, затрагивающие головной мозг. Ребенок может подвергнуться им еще до своего рождения, например, в случаях тяжелых родов или внутриутробного инфицирования. В первые годы жизни также велик риск развития дисграфии вследствие тех же травм и заболеваний. Кроме того, на ребенка в это время сильное влияние оказывают социально-психологические факторы, которые играют далеко не последнюю роль в развитии способностей и навыков. К таким социально-психологическим факторам относят количество внимания, которое уделяют родители ребенку, достаточность близких речевых контактов, двуязычие в семье, культурный уровень семьи и т. д.
Так же специалисты выделяют наследственную предрасположенность. Ребенок в таком случае рождается уже с дисграфией и нередко с дислексией, так как она тоже передается от поколения к поколению. Дисграфия диагностируется не только у детей школьного возраста. Так как данное расстройство возникает вследствие нарушения функций определенных областей головного мозга, взрослые также могут столкнуться с дисграфией. Это может случиться из-за травм, операций на головном мозге, опухолей, кровоизлияний в мозг, а также инсультов. 
Признаки дисграфии у детей
Дисграфия, симптомы которой проявляется в стойких нарушениях письма, когда ребенок раз за разом, несмотря на выученные правила языка, делает ошибки в словах. К таким типичным ошибкам можно отнести пропуски букв, путаность в написании сходных по написанию или звучанию букв, к примеру, Л-М или Д-Т, использование лишь определенных падежей, разрывание слова или добавление к нему новых букв и слогов. Кроме того, дети с дисграфией испытывают трудности не только с правильным написанием слов, но и с самим процессом письма. Так, предложения могут «идти» волной, обрываться на середине, ребенок может неосознанно пропускать строчки, заменять прописные буквы строчными и наоборот. Иногда встречаются случаи, когда нарушается строй предложения, то есть имеет место быть перестановка слов, которая усложняет понимание написанного текста. Коррекция дисграфии у младших школьников
Коррекция должна проводиться только опытным специалистом. Логопед, оценив способности и состояние ребенка, разрабатывает индивидуальную схему коррекции дисграфии у младших школьников включающую разнообразные упражнения. Есть множество методов, которые позволяют справиться с расстройством письма. Так, ребенку нередко предлагают подчеркивать буквы, с которыми возникают проблемы, делать специальные письменные упражнения, проводить аналогии с изображениями. Кроме того, коррекционная программа направлена на увеличение словарного запаса, на восполнение пробелов в образовании. Ребенок таким образом учится правильной речи, развивает навыки восприятия и понимания текста, тренирует память и аналитическое мышление. Все это способствует устранению признаков расстройства письма. В некоторых случаях коррекционные программы проходят на фоне медикаментозной терапии, при которой ребенку назначают витаминные комплексы и ноотропы, стимулирующие работу головного мозга. Важное значение в лечении дисграфии у младших школьников должен играть не только логопед, но и родители, в силах которых не требовать от ребенка с расстройством письма тех же результатов, что и у сверстников. Кроме того, крайне необходимо понимание со стороны учителей, которые в ином случае могут оказать негативное влияние на ребенка, что отобьет у него желание учиться, развиваться и преодолевать дисграфию. 
Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.
Причины дислексии.
Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.
Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.
К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.
Проблемы, сопровождающие ребёнка с дислексией:
Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
Затруднения в восприятии написанной информации;
Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.
Существует ряд характерных для дислексии признаков, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.
Признаки дислексии:
Ребенок часто трет глаза, немного косит;
Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
Очень быстро устает;
Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
При чтении  или после него жалуется на сильную головную боль;
Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.
Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Особенно у школьников. у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, слухом поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания. По запросам учителя или родителей проводят психолого-педагогические исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка. В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи. Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.
Практическая часть.
Эти трудные звуки или весёлое путешествие язычка.
Количество детей с нарушениями речи растёт из года в год. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Футбол»
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
«Ветряная мельница»Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
«Снегопад» Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
«Листопад»Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
«Бабочка»Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Шторм в стакане»Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.
Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!
Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.
Предлагаем комплекс артикуляционных упражнений, которые можно выполнять с ребёнком дома. Для выполнения упражнений необходимо небольшое зеркало, что бы ребёнок мог видеть своё лицо, а так же контролировать правильность выполнения артикуляционных упражнений.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА
«Котик-Мурзик»
Котик-мурзик утром встал
Чистить зубки побежал
Вправо-влево,вправо-влево
Чистим зубки мы умело.

( Упражнение «чистим зубки»)
Дальше по порядку
Делаем зарядку
Мурзик спинку выгибает
Мурзик спинку прогибает

(Упражнение «Катушка»)
А теперь язык наш мяч
Начинаем футбольный матч

( упражнение «футбол»)
Вот и завтракать пора
Котик наш напёк блины
Со сметанкою они

( Упражнение «Лопатка»)
Как сметанку любит котик
Оближи скорее ротик

(Упражнение «Вкусное варенье)
А теперь чайку попьём
Чай мы в чашечку нальём

( Упражнение «Чашечка»)
Мурзик-сыт, мурзик рад
Мурзик любит всех ребят
Ежедневное выполнение артикуляционных и дыхательно-голосовых упражнений помогут ребёнку быстрее скорректировать речевые нарушения, при условии систематических занятий с логопедом.
Самомассаж
При всех видах речевого нарушения одним из методов коррекционно-педагогического воздействия является логопедический массаж.  Но многие не имеют специального медицинского образования для его проведения, поэтому предлагаю вам приёмы самомассажа, которые можно использовать в домашних условиях.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.
Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. использование
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Правила:
Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.
Процедура самомассажа проводится в игровой форме.
1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища.
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,
Чтобы щёчки не дремали ,
Мы пощиплем их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….
2. Самомассаж пальцев рук.
Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата -  это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины.
 Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
 Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.
3. Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. 
Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).
Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).
Смышлёные (слегка пощипать щёки)
Учёные (пальцевой душ)
Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).
Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:
Толстячок — худышка,
Шарики — гоняем воздух из одной щеки в другую,
Футбол — плюс выполняем движения языком вверх-вниз,
Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.
 Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».
Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.
4. Губы:
Упражнения для укрепления губ:
Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при        этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»
Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.
Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.
Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
 Прятки  - втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
Проговаривание слогов  – амма, абба,  аппа…
 Скороговорка  – От топота копыт пыль по полю летит …
Упражнение с присоской  — при слабых губах.
Упражнения с бинтом – первое — сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.  Второе — бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.  Третье — зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д.
5. Самомассаж мышц языка.
При нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день.
Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..
Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
Массаж горошинами —  переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом)  языке.
Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.
Пальчиками играем-речь развиваем.
Давно известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. На основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Сжимание — разжимание кулачков
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Ежик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы сначала палевой, потом на правой руке.В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.Повторяют упражнение несколько раз.
Напряжение-расслабление пальцев
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем разгибать.
Сгибание-разгибание пальцев
Палец очень удивлялся,
Как он главным оказался?
Мы-то знаем хорошо —
Потому что он большой!
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.
Два большие пальца спорят:
Кто главней из них двоих?
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
Дети сжимают руки в кулачки, сближают их и помещают перед грудью. Затем вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать. Произнося последнюю строчку четверостишия, дети сцепляют большие пальцы друг с другом.
Сгибание-разгибание всех пальцев вместе и по очереди
Кто из пальчиков ловчее?
Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают,
Головами все кивают.
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.
Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки. Четверостишие повторяют несколько раз.
«Колечки» — манипуляции с пальцами.
Следующие за этим команды, например, «Указательный», «Безымянный» и т.п., означают, что дети должны образовать колечко между большим и названным пальцами.
Необходимо не только максимально задействовать в упражнении мизинец и безымянный палец, но и проконтролировать точность образованных при этом окружностей.
«Рисуем в воздухе» — «рисование» в воздухе одновременно обеими руками контуров геометрических фигур или предметов.
Варианты упражнения:
Вариант 1. Одновременное «рисование» обеими руками общего контура (квадрат, солнышко, елочка и т.д.).
Вариант 2. Одновременное «рисование» каждой рукой одной и той же фигуры (ромб, квадрат, круг и т.д.).
Вариант 3. Одновременное рисование каждой рукой, но разных по форме фигур. Например, правая рука «рисует» квадрат, а левая — круг.
Упражнения для кончиков пальцев
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук — стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
Дети постукивают по парте подушечками всех десяти пальцев одновременно. Четверостишие повторяют несколько раз.
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Дети держат кисти рук над партой и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о парту, как будто играют гаммы. Четверостишие повторяют несколько раз.
Вращение пальцами
Почему же наш большой
Крутит, вертит головой?
Он на судне капитан —
Изучает океан.
Упражнения для запястья
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
Касание подушечками пальцев соответствующей ладони
Наш мизинец хочет спать,
Ищет он себе кровать.
Ну и соня, что за соня,
Он улёгся на ладони.
Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать мизинцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.
Плачет пальчик безымянный.
Видно, хочет каши манной.
«Кушай, пальчик», — на ладошку
Мы ему поставим плошку.
Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать безымянные, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.
Массаж пальцев
Без пальто гулял глупышка,
И замёрз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой. Затем то же самое проделывают с мизинцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Жил на свете Алладин.
У него был в лампе джинн.
Чтоб позвать наружу джинна,
Трём мы лампу Алладина.
Дети растирают большой палец левой руки указательным и средним пальцами правой. Затем то же самое проделывают с большим пальцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз
Упражнения для ладоней
Мы пришли смотреть балет.
Гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший!
Мы похлопаем в ладоши.
Дети хлопают в ладоши. Повторяют четверостишие несколько раз.
Руки вытянем вперёд,
А потом свои ладошки
Развернём наоборот
И похлопаем немножко.
Дети хлопают тыльными сторонами ладоней. Повторяют четверостишие несколько раз.
Игра «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):
На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук соприкасаются, локти
разведены, — «крыша».
Ну, а к дому путь закрыт. Обе руки повернуты ладонями
к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — «ворота».
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно
друг другу.
В этот домик приглашаем. «Крыша».
Речевые игры.
Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.
«Придумай слово»
Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.
В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ». Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребенку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.
«Поймай слог»
Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово. Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Раздели правильно»
Цель — развитие умения делить слова на слоги.
В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:
Друг за другом мы шагаем
Слова на слоги разделяем.
Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжелый, а пух ... и т.д.
УПРАЖНЕНИЯ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
образование ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ
ОТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Примеры вопросов:
Какой сегодня день, если есть солнце (тучи, ветер дождь)?

— Продолжи предложение, характеризующее погоду:
Сегодня было .................... (солнце было яркое).
Вчера было .................... (шел дождь).
Завтра будет .................... (подует ветер).
СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ИМЕНЕМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ
Примеры вопросов:
— Сколько берез на поляне (вблизи, вдали; толстых, тонких?
— Сколько сказочных героев на лесной поляне, над поляной?
— Сколько мальчиков (девочек, пожилых людей)?
— Сколько прошлогодних листьев на земле? (Много).
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ
— Игра «Мяч лови, действие назови». Взрослый бросает детям мяч и задает вопросы:
— Что делает (-ют): береза, река, листья, облака, ветви, лес, тень, Дюймовочка, доктор Айболит, Незнайка?
— Игра «О ком (о чем) можно так сказать?» взрослый называет слова, а дети подыскивают соответствующие слова, к которым эти слова могут относиться. Например: «О чем можно сказать: растет, течет, плывет, набухают, качаются, шелестят, блестит, дует, распускаются, ползают, летят, вьют, поют, щебечут, порхают, плавают, плывут, зеленеет?»
СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДЕ, ЧИСЛЕ
Каждую пару предложений нужно заменить одним по образцу:
Береза растет. Сосна растет. (Деревья растут.)
Земляника поспевает. Черника поспевает. (Ягоды поспевают.)
Скворец прилетел. Ласточка прилетела. (Птицы прилетели.) и т.д.
УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ
( подобрать сюжетную картинку и дать рассмотреть ребёнку)
Примеры вопросов:
• О чем на картине можно сказать: он, она, оно, они?
• Внимательно рассмотри картинку (дается 1 минута), отвернись и ответь: о чем можно сказать: мой, моя, мое, мои?
Работа по развитию речи достаточно сложный и длительный процесс. Занимайтесь с ребёнком каждый день по 10-15 минут, развивайте и расширяйте словарный запас ребёнка во время прогулки, по дороге из детского сада разговаривайте с ребёнком, читайте книжки, отвечайте на все его вопросы и ваш ребёнок будет успешным во всём. Желаем успеха!
Учимся не путать буквы
(профилактика и коррекция дисграфии)
«Звуковые песенки».
Цель: научить четко артикулировать и пропевать звуки (длинные – короткие, выше – ниже), отхлопывать ритм.

«Хлопни, если услышишь звук»
Цель: научить слышать звуки и соотносить с заданным звуком.
«Цепочка слов»
Цель: подобрать слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается первое слово и т.д.
Для развития зрительного восприятия используют задания на развитие связи между произнесенным звуком и его графическим изображением на письме. (См. ниже).
«Изографы»
Цель: научить узнавать, находить и различать буквы.
260985095250
«Шифровка»
1042670426085Цель: рассмотреть наложенные буквы, прочитать и записать слова.
2044700819154508529845
Ребусы «отгадай слова»

«Ищем буквы»
Обведите в правой части карточки
такие же пары букв, как в левой
СЕ СЕ, ЕС, СС, ЕЕ, СЕ, СЕ, ЕС, СЕ, АС, ЁС, СЕ, ЛЕ, ПР, АЕ, СЕ, ЕС, ЕС, ЕС, ПА, ВС, СЕ, СЕ
ОА ОА, АО, АО, АА, ОО, ОА, ОА, ОВ, ОР, ОА, ОП, ПО, СА, МИ, ОА, ОА, ОЛ, ЛО, ОА, ОА
КТ КТ, КОТ, ТК, КТ, КТ, КК, КТ, КОТ, ТОК, КТ, ТТ, ТК, ТК, КТ, КТ, КОТ, ТОК, КТ, КТ, КТ
АЛ АЛ, ЛА, АЛ, АЛ, ЛА, АА, АА, ЛА, АЛ, ЛА, ЛЛ, ЛЛ, АЛ, АЛ, АЛ, Л, АЛ, ЛА, ЛА, ЛА, АЛ
КОТ КТО, КОТ, ТОК, КТО, ОТК, КТО, КОТ, КОТ, КОТ, КОТ, КТО, КОТ, ТОК, ОКТ, КОТ, КО
РОТ РОТ, ТОР, ОТР, РРР, ОРТ, ТОР, РОТ, РОТ, РОТ, ТО, РОТ, РТО, РОТ, РОТ, ТОР, РОТ, РО
СТО ТСО, СТО, ОТС, СТО, ТОС, ТОС, СТО, СТО, СТО, СТО, СОТ, ОТС, СТО, СТО, ОТС, СТ
АПРО ПРАО, АПРО, ОРПА, АПРО, АРПО, АПРО, АПРО, АПРО, ПРОА, АРОП, АПРО, ПРОА
ГОТИ ГОТИ, ПРОТ, ГОТИ, ИТОГ, ИТОТ, ИТОГ, ИТОИ, ГОТИ, ГОТИ, ИТГО, ГОИТ, ГОТИ, ГО
ЕНПР ЕНПР, ПНЕР, ЕНПР, ЕНПР, ЕПРН, ЕПРН, НРПЕ, ЕНПР, ЕНПР, ЕПНР, ЕНПР, ЕРНП, ЕН
Зачеркните все буквы А (любые гласные)
О Л И Р А Г Н Е П М Ч Л О Т Д Л С М О Щ Ш Г Н Е Е Х В О В И Ч Т С И Р А Н О В Т Р А О Т Ч Л С Д Ь Р У Н Г Е К А К Ы В А П Р О Т С В Ы Д Л А Щ Ш Г У К Р П П Щ К З Е Р Д Ж Д Л Ь Д Ь Т С О П А М Ч Е К Ы В Й Ц Г В Д Ь Ы А Л О В И А О Р В П Е А О Ф И С Ы В П Р М А Г Ш Ы О
«Найдите среди букв словарные слова»
А ЛФ А В И Т, Г О Р О Д, К А Р А Н Д А Ш
Р П И А Л А Л Ф А В И Т В М К А Р А Н Д А Ш И Л Р А Г О Р О Д П В Ы И П К А Р А Н Д А Ш Л Ч О М Т Ч С Г О Р П Я Ы А Л Ф А В И Т Г Н Г О Р О Д У К К А Р А Н Д А Ш П Р А Л Ф А В И Т Л О Я Т С А Л Ф А В И Т В Р А И П М Г О Р О Д Ш Ы К А Р А Н Д А Ш Л
Упражнения можно усложнять, добавлять что-то своё, главное, что бы у ребёнка был интерес к выполнению заданий, и тогда постепенно можно улучшить навыки грамотного чтения и письма. Успехов!
Литература.
1.Александрова,Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников/Т.В.Александрова – СПб.: Детство- Пресс, 2005.
2.Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей. – М., «Просвещение», 1979.
3.Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов/ Е.А. Пожиленко – М.: Владос, 2001.
4.Филичева, Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями . Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.
5.Козырева, Л.М. Загадки звуков, букв, слогов.- Ярославль «Академия развития».- 1999.
6.Козырева, Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль «Академия развития».- 1999.
7.Чевелёва, Н.А. Развитие фонематического восприятия/ Н.А. Чевелёва – М.: ВЛАДОС,1999.