Технологическая карта урока географии 6 класс Урок №8. Тема: ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ

Технологическая карта урока географии 6 класс
Урок №8. Тема: ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ
Тип урока
Урок актуализации знаний и умений

Цели деятельности учителя
Способствовать формированию представлений о форме, внутреннем строении и размерах Земли,; создать условия для формирования умений работать с глобусом.

Образовательные ресурсы
Электронное приложение к учебнику: Меридианы и параллели

План урока
Форма и размеры Земли.
Глобус – модель земного шара.

Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия
Форма и размеры Земли, глобус, легенда карты

Планируемые результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Научатся называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе.
Получат возможность научиться объяснять географические следствия формы и размеров Земли.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения познавательных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность их выполнения.
Осознают ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира.
Овладевают умениями ориентироваться на местности.

Организационная структура урока

Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Формы
контроля


I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки
Слушают и обсуждают тему урока, пытаются самостоятельно формулировать цели
Фронтальная работа


II. Актуализация знаний
Беседа. Работа по рис. 18, с. 28
Организует беседу и работу по рис. 18, с. 28 (Приложение 1)
Знакомятся с новой информацией, соотносят ее с имеющимися знаниями о форме Земли
Фронтальная работа
Устные ответы

III. Изучение нового материала
Работа по теме урока с текстом учебника
Организует самостоятельную работу учащихся по тексту учебника, п. 2, с. 27, с последующим обсуждением вопросов: «Каковы размеры Земли в сравнении с размерами Солнца и других планет Солнечной системы? Почему для сравнения выбраны именно эти планеты?»
Самостоятельно изучают текст и участвуют в обсуждении
Фронтальная и индивидуальная работа
Устные ответы, индивидуальная работа в тетрадях


Составление плана «Роль формы и размеров Земли»
Рассказывает о роли формы и размеров Земли и организует деятельность учащихся по составлению плана рассказа (Приложение 2)
Самостоятельно составляют план
Индивидуальная работа
Письменная работа в тетрадях


Работа с глобусом
Организует работу с глобусом (Приложение 3)
Осмысливают информацию, выполняют задания
Работа в парах или группах
Устные ответы, задания

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
Работа с презентацией
Организует работу Определяет задания по практическому использованию составленной схемы
Выполняют задания
Индивидуальная работа
Проверка выполнения задания в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль
Выполняют задания
Индивидуальная работа
Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание
§ 8.
Конкретизирует домашнее задание:
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа
 




Приложение 1
Беседа
- Какую форму имеет наша планета? Приведите известные вам доказательства шарообразности Земли.
- Кто первым привел доказательство шарообразности Земли? (Аристотель.)
- Кто первым измерил величину земного шара? (Эратосфен.)
Он измерил длину дуги меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану. Она оказалась равной почти 40 000 км, что близко к действительности.
В связи с развитием знаний о Земле представления о ее размерах и форме получили четкие доказательства.
В настоящее время научно доказано, что Земля имеет размеры:
Экватор - 40 075 км.
Меридиан - 40 009 км.
Окружность - 40 000 км.
Экваториальный радиус - 6378 км.
Полярный радиус - 6357 км.
- Исходя из этих данных, скажите, Земля имеет форму идеального шара? (Нет.)
- Почему?
- На сколько экваториальный радиус длиннее полярного?
- В районе чего сплюснута Земля? (У полюсов.)
Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом. (Геоид значит землеподобный.)
Приложение 2
Составление плана «Роль формы и размеров Земли»
(По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют план и записывают его в тетрадь.)
Форма и размер Земли имеют большое географическое значение. Шарообразная фигура Земли обусловливает уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам и как следствие этого явления - образование нескольких тепловых поясов. Тепловые пояса, в свою очередь, наряду с другими факторами (размеры и масса Земли, определенное расстояние ее от Солнца) обусловливают закономерное изменение природных процессов и явлений по направлению от экватора к полюсам.
Размер и масса Земли предопределяют такую силу земного притяжения, которая удерживает атмосферу определенного состава и гидросферу, без которых невозможна жизнь.
Важно и расстояние Земли от Солнца. При более близком положении Земли к Солнцу, чем теперь, она могла бы превратиться в раскаленную пустыню, при более отдаленном - приобрести постоянный ледяной панцирь.








Приложение 3
Работа с глобусом
(Один глобус на каждой парте, если есть такая возможность, или один на группу из 5-6 человек.)
Глобус - объемная модель Земли. Он показывает шарообразную (геоидную) форму нашей планеты. На глобусе материки (показ материков); океаны (показ на глобусе), острова (показ), реки (показ) и другие объекты Земли изображаются в неискаженном виде, сохраняя свою форму, длину, площадь, в отличие от карт. Направления на глобусе совпадают с направлениями на Земле.
У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно надписывается в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов весьма мелкие: 1 : 50 000 000, то есть в 1 см - 500 км, истинное расстояние на нем уменьшено в 50 000 000 раз. Для определения расстояния на глобусе надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние (можно также с помощью масштабной линейки) (рисунок в атласе, с. 12).
Задания:
1) Покажите СП, ЮП, экватор, меридиан, ось.
2) Назовите размеры Земли.
3) Покажите масштаб на глобусе и просчитайте его.
4) Покажите на глобусе: Евразию, Россию, Москву.
5) Вычислите расстояния: от Москвы до Санкт-Петербурга, протяженность Уральских гор.

Ђђ Заголовок 315