Технологическая карта к уроку географии Форма, размеры, движение Земли 5 класс


Технологическая карта урока
Ф.И.О учителя Рудаева А.Н., МКОУ Коммунаровская ООШ Кантемировского района
Предмет География
Класс 5 класс
УМК Е.М. Домогацких Э.Л. Введенский А.А. Плешаков Введение в географию 5 класс М. «Русское Слово» 2014год
Тип урока Урок «открытия» новых знаний
Тема урока Форма, размеры и движения Земли.
Цель урока Формирование представлений об истинных форме, размерах, движениях Земли и их географических следствиях; умений систематизировать знания и отбирать нужную информацию.
Задачи урока
(планируемые результаты) Организовать работу в группах 2. Совершенствовать умения учащихся работать с учебником, презентацией, дополнительной литературой. 3.Способствовать формированию УУД.
Предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, движения Земли. Объяснять роль формы, размеров и движения Земли в жизни планеты, существенные признаки понятий: географический полюс, экватор.Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом;выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;Личностные: обладать ответственным отношением к учебе; быть осознанным, уважительным и доброжелательным по отношению к другому человеку, однокласснику, его мнению;Методы обучения Поисково-исследовательский, проблемный, групповой, метод моделирования
Формы организации познавательной деятельности обучающихсяГрупповая, индивидуальная, творчество
Средства обучения УМК для 5 класса издательства «Русское слово», презентация, пластилин
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осущест-вляемые учебные действия Формиру-емые способы действий Осущест-вляемые учебные действия Форми-руемые способы действий Осущест-вляемые учебные действия Форми-руемые способы действий
1. Организационный момент. Приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку: Долгожданный дан звонок, начинаем мы урок. Тетрадь, учебник, ручку, атлас и дневник, все на парту приготовил, ученик? Отвечают на приветствие учителя Выделение существенной информации из слов учителя Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Мобилизуют силы и энергию Умение настраиваться на рабочий лад
2. Постановка цели и задач урока 1.Организует беседу, выявляющую представление детей о формах и размерах Земли. Сегодня на урок я принесла несколько предметов: шар, куб, цилиндр, плоский круг (демонстрирует). Что отличает их? (форма) Как предметы связаны с темой нашего урока. 2. Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации Вступают в диалог, Выдвигают предположение о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.
. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Выделять существенную информацию. Взаимодействуют с учителем Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради  Пояснять свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор Контролирует правильность ответа Уметь оценивать свои возможности самостоятельной деятельности
3. Актуализация знаний 1.Задает вопросы Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?Какой представляли Землю в древности?Что нам неизвестно о Земле? Какой из принесенных предметов возьмем для сегодняшнего урока? Могла ли Земля иметь иную от шара форму?
(опора на ранее изученный материал)
-Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное?  Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают предположения, объясняют Уметь использовать ранее изученный материал. Взаимодействуют с учителем во время беседы осуществляемой во фронтальном режиме. Слушать собеседника.Строить понятные для собеседника высказывания Контролирует правильность ответа Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания. Определять, каких знаний им не хватает
4. Первичное усвоение новых знаний 1.Организует работу в группах по самостоятельному чтению текста параграфа.2. Организует обсуждение изученного материала между группами ( прием «Я - учитель») в сопровождении мультимедийной презентации.
- Что нового? Кто прав? ( в фильме форма – геоид)2.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.- задаёт вопрос   для выполнения  задания к рис.10 на стр.21.-Найти в учебнике информацию о видах движения Земли3.Стимулирует активное участие всех детей к практической части.4. При необходимости корректирует результаты работы Работают с учебником: находят  и узнают информацию,  передают своими словами содержание, формулируют вывод.  Объясняют причины смены дня и ночи, времен года и обсуждают Уметь находить нужную информацию. Анализировать и делать выводы о формах и размерах Земли Слушают ответы представителей группУчаствуют в опросе во фронтальном режиме. Аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разное мнение в сотрудничестве при работе в группе Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группе Осуществлять самоконтроль.
5. Первичная проверка понимания Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.Дает задания группамЗадание. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.2. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»3.Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Практикум: работа в группах делают  расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок. Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Уметь анализировать и сравнивать результаты расчетов. Уметь строить логическое рассуждение Дают развернутый ответ, обобщают информацию Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать свое мнение Осуществляют взаимоконтроль выполнения учебного задания. Обнаруживать и корректировать отклонения от эталона.
6. Первичное закрепление Предлагает учащимся
( метод моделирования)
1.Сделать модель Земли из пластилина.
2. Изобразить вращение Земли -орбитальное -осевое -Сколько возьмете помощников для первой модели? второй?
5. Выполнение заданий в печатной тетради. Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении,формулируют вывод. Вывод записывают в тетрадьВывод в тетрадь:1. Форма Земли – сплюснутый у полюсов шар (эллипсоид)2. Площадь -510 млн. км2 , окружность(40 076 км), ср.радиус 6367км.3.Земля совершает два движения: суточное (осевое)-смена дня и ночи, годовое (орбитальное)-смена времен года.
3.Полюса – точки пересечения Земли с воображаемой осью ее вращения. Экватор – линия, которая находится на равном расстоянии от обоих полюсов. Строить осознанно выводы, произвольные речевые высказывания в устной форме и письменной Участвуют в обсуждении ответов на вопросы, выражают свои мысли Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение Осуществляют самоконтроль и самопроверку. Совершенствовать навыки индивидуальной работы. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
7. Домашнее задание 1.Объясняет сущность домашнего задания:-ответить на вопросы в конце параграфа 4;-ознакомиться с дополнительными источниками информации 2.Предлагает творческое задание по желанию:
изготовить истинную модель Земли Воспринимают информацию, выбирают уровень
Записывают в дневник фиксировать осознанно информацию Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Составляют план и последовательность действий Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции8. Итог урока Подводит итоги занятия.
На уроке я узнал(а)
1.Земля имеет форму…(эллипса)
2.Точки пересечения Земли с воображаемой осью – это …(полюса)
3.Самая большая окружность…(экватор)
4. За 365 дней и 6 часов Земля совершает полный оборот____________ Отвечают на задание Осознанно выбирают ответ Взаимодействуют в коллективе Слушание товарищей Контроль правильности ответов Умение слушать
9. Рефлексия Предлагает учащимся устно определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.-Я уверен в своих знаниях-------Мне комфортно_____- Я испытываю проблемы--------. Высказывают своё мнение об уроке. - Разделяются на группы по признаку отношения к уроку. - Самооценка эмоциональных и функциональных состояний Саморегуляция