Анализ воспитательной работы за 2014-2015 Шербакульской адаптивной школы-интернат


КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Анализ работы воспитателя 7 группы
Белоусовой Ольги Ивановны
за 2014 – 2015 гг.
Шербакуль, 2015
Психолого-педагогическая характеристика группы
Группа разновозрастная, состоит из 14 человек. В группу входят: 7 детей 1-го класса, 7 детей 2 класса.
На начало учебного года в группу было зачислено 13 человек, из них 7 мальчиков, 6 девочек. В конце первой четверти в группу поступила Шашвиашвили Кристина.
В группе есть дети из многодетных семей - 8 человека, дети из неполных семей – 3 человека, 2 воспитанника опекаемые.
В этом году группу посещали дети 1 класса. Денис К. имеет низкий уровень знаний и умений, навыков обслуживания, не умеет занять себя. Артур Б., Ильяс Х. и Валера К. мальчики более самостоятельные, умеют себя обслужить, занять, помочь.
Дети постарше более собранные, самостоятельные, умеют слушать и слышать, откликаются на просьбы, умеют занять себя на некоторое время.
Один ребенок с нарушением эмоциональной сферы (Юра П.). Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекается на занятиях, преобладает частая смена настроения.
У одного воспитанника группы характерен повышенный уровень неадекватного поведения (Денис К.) Этот ребенок не всегда выполняют нормы и правила поведения, не реагируют на замечания и требования взрослых.
Остальные дети добрые, отзывчивые, легко идут на контакт.
Большинство детей трудолюбивы, активны, вежливы, умеют занять себя, а также владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу, выполняют правила распорядка.
Хотя в группе воспитанники разного возраста, отношения между детьми дружелюбные. Иногда чувство соперничества ведет к спорам, их удается решить с помощью бесед, положительных примеров других детей, обсуждения ситуаций из художественной литературы. С целью сплочения детского коллектива, дети привлекаются к совместному труду, подготовке к праздникам, конкурсам, выставкам. К проводимым мероприятиям дети относятся с большим интересом, с удовольствием принимают в них участие.
Некоторые дети по интересам, интеллекту и физическому развитию включены в кружковую деятельность (танцевальный кружок).
Ребята участвуют в мероприятиях, любят ходить на прогулку, играть в подвижные игры. Постепенно прививаются навыки общения между детьми в разновозрастном коллективе, поэтому, коллектив воспитанников сплоченный, дружный, активный. Можно сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные задачи.
Основными целью и задачами воспитательной работы в 7 группе стали:
Сплочение детского коллектива, устранение нездорового соперничества и стремления к лидерству;
Укрепление связи с родителями, организация взаимодействия семьи и школы, приобщение родителей к воспитательному процессу.
Создание условий для достижения оптимального уровня воспитанности учащихся;
Активизация самостоятельной познавательной деятельности путем включения детей в различные виды практической и исследовательской деятельности.
Весь год воспитательная работа в школе и группе велась по разным направлениям. Дети принимали участие в различных конкурсах рисунков. А также участвовали в районном мероприятии «Искорки надежды», где показали свой танцевальный номер под руководством Т. С. Шведковой.
В группе также проводилась большая работа. На протяжении нескольких клубных часов с использованием ИКТ воспитанники узнавали о жизни животных, птиц, насекомых, подводных жителей, домашних животных, грибов, деревьев, цветов. Это способствовало реализации рабочей программы по теме «Экологическое развитие детей через познавательно-исследовательскую деятельность».
Правильный режим дня способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность воспитанников, физическое и нравственное самочувствие. Эффективность работы в группе во многом зависит от отношения ребенка к школе и желании посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов во всем. Поэтому планируя работу с детьми, приходится чередовать деятельность детей – умственную и трудовую, досуговую и игровую.
Основным направлением в воспитательной работе является нравственное воспитание. Работая с детьми в группе, мне приходится решать проблемы различного характера. Самой актуальной является проблема агрессивного поведения некоторых детей (Денис К., Артур Б., Юра П., Валера К.). Эти дети обидчивы, непослушны, эмоциональны.
По результатам наблюдения, а также в процессе бесед с родителями и психологом мы пытались выявить причину, провоцирующую непослушание, обидчивость, но искоренить невозможно, надо учить ребенка следить за своими эмоциями и поступками, обращать его внимание на поведение других детей. В процессе индивидуальной работы и привлечении родителей прослеживаются небольшие изменении уровня воспитанности детей.
Так как группу посещают дети разного возраста, на протяжении всего года велась работа по сплочению коллектива. Большую роль в этом занимают занятия в дополнительных объединениях, участие в концертах, конкурсах, соревнованиях, которые раскрывают творческие способности детей, способствуют формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
Сплочению коллектива способствовало сближение детей в группе по их интересам, организованы клубные часы, помогающие лучше узнать друг друга: «Классный коллектив», «Я умею отдыхать и учиться», а также по обеспечению воспитанности учащихся, были проведены беседы, игры, практические занятия «Характер человека», «Добрые слова. Какие они?», «Я могу дарить радость людям», «Как вести себя в каникулы?», «Когда лень – все идет через пень», «У меня хорошее настроение».
С целью сохранения здоровья и формированию здорового образа в школе проводилось немало мероприятий – беседы, конкурсы, викторины, где наши дети принимали активное участие. На клубных часах воспитанники также познавали заповеди ЗОЖ: знакомились со строением своего организма «Что у меня внутри?», «Я и мое тело», беседовали о здоровой пище «Какую пищу можно найти в лесу?», «Полезные продукты», регулярно посещали зарядку, разучили новые подвижные игры, проводились беседы о личной гигиене учащихся, контроль за качеством мятья рук, одеждой на прогулках.
Организации и подготовке домашнего задания уделяется много времени. Так как группа разновозрастная. работа выстраивается дифференцированно. Старшие дети выполняют работу более самостоятельно, в процессе выполнения работы подхожу к каждому воспитаннику, чтобы помочь, проверить, проконтролировать его работу. С детьми 1 класса приходится работать индивидуально. Достижением этого направления является отсутствие неудовлетворительных отметок за домашнее задание.
Поскольку наши дети имеют недостаточный интеллектуальный уровень знаний, первый год реализуется программа «Экологическое развитие детей через познавательно-исследовательскую деятельность».
Цель программы: Формирование у детей качественно-нового осмысления окружающей природной среды, формирование экологической культуры. Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка младшего школьного возраста с нарушением в развитии.
С увлечением дети познавали секреты каждого месяца «Рябиновый сентябрь», «В листопаде октября» и др., знакомились с живой и неживой природой: «Как появилась бумага?», «Откуда в дом приходит электричество. Воспитанники учатся выделять основные свойства различных материалов, используя поисково-опытническую деятельность, учатся выдвигать гипотезы, использовать разные способы их проверки через опыты и рассуждения, через исследования, беседы, игры развивается интерес к познанию окружающего мира.
Важное значение также играют наблюдения на прогулках. Эта работа развивает наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в природе, развивает логическое мышление, разговорную речь.
Следующее направление - работа с родителями. До всех родителей доводится информация о том, чем занят ребенок в группе, как себя проявляет, как занимается. Если возникают какие-то проблемы по поводу поведения, стараемся решить их совместно с родителями и учителем. Удовлетворенность большей части родителей и детей в группе показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы.

Трудовая деятельность детей группы тоже не остается незамеченной, дети принимают участие во всех трудовых десантах, в постройке снежного городка, уборке и благоустройстве территории. Многому учат беседы, беседы - практикумы, на которых воспитанники учились сервировать стол, пришивать пуговицы, делать уборку. Все это учит детей планировать свою работу, содержать рабочее место в порядке, следить за своим внешним видом, воспитывает трудолюбие.
Анализ воспитательной работы показывает, что проделанная работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому развитию детей, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей.
В целом воспитательная работа в группе была многоплановой и разносторонней. По всем направлениям деятельности было проведено много разнообразных мероприятий, где дети группы, не смотря на свой возраст, принимали активное участие.
Исходя из целей и задач прошедшего года, следует отметить, что коллектив воспитанников группы становится сплоченнее, дружнее, активнее. Привились навыки общения между учащимися в разновозрастном коллективе, уважительное отношение друг к другу. Наблюдается развитие самоконтроля и самооценки учащихся при выполнении домашнего задания, при проведении занятий или мероприятий.
Исходя из целей и задач прошедшего года, следует отметить:
Положительные стороны в работе:
- многообразие форм работы;
- развитие творческих и познавательных интересов учащихся;
- формирование трудовых навыков
- идет процесс формирования детского коллектива.
Однако многие моменты остались отработаны не до конца, а часть негативных сторон в воспитательной работе проявилась в ходе изучения группы, а также в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, следует обратить внимание на формирование навыков культуры поведения в школе и вне школы.
Особую трудность в работе имела организация и подготовка домашнего задания. На самоподготовку отводилось 40-60 мин. Поскольку группа разновозрастная работа строилась с учетом индивидуально - дифференцированного подхода. Организация и проведение индивидуальной работы в основном идет с учащимися 1 класса, т.к. у них не выработан навык самостоятельной работы. Остальные дети выполняли домашнее задание самостоятельно, в процессе выполнения под контролем держался каждый ученик, чтобы помочь, проверить, проконтролировать его работу.
Еще не полностью реализованы возможности детей во внеурочное время.
Не все родители привлечены к организации досуга своих детей.
В связи с этим на следующий год я поставила следующие задачи:
Цели и задачи на новый учебный год
Продолжение работы над сплочением детского коллектива,
Формирование навыков культурного поведения в школе и вне школы;
Укрепление связи с родителями, организация взаимодействия семьи и школы, приобщение родителей к воспитательному процессу;
Активизация самостоятельной познавательной деятельности путем включения детей в различные виды практической и исследовательской деятельности.