Конспект внеклассного занятия Рядом с настоящим — прошлое


Конспект внеклассного занятия «Рядом с настоящим – прошлое».
Направление воспитательной работы: гражданско-патриотическое и правовое.
Тема занятия: «Рядом с настоящим - прошлое».
Тип занятия: комбинированное занятие
Цель:  познакомить ребят с памятниками РФ и мира.
Образовательная задача: формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине;
Коррекционно-развивающая задача: развивать виды памяти, зрительное внимание, наблюдательность воспитанников во внеурочной деятельности.
Воспитательная задача: воспитывать любовь и бережное отношение к историческому и культурному прошлому своего народа.
Формы и методы: словесные - объяснение, рассказ; наглядные - демонстрация; информационные-
применение технических средств обучения.
Оборудование:
Интерактивная доска
Ноутбук
Проектор
Съёмный носитель
mp3 песни «Алёша»
Презентация
Звучит песня «Алёша» (слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского)
Воспитанник 1:
Время – вспять оно не повернётся,
Не вернётся на повторный круг.
Но история – она же остаётся
С нами. Только погляди вокруг!
Вот цари, учёные, поэты,
Чья судьба, как яркая звезда,
В бронзу и гранит теперь одетыИ остались с нами навсегда.
Воспитанник 2:
А мечети, пагоды и храмы –
Древности далёкой маяки…
Уходя, история на память
Вот такие вяжет узелки.
С настоящим прошлое, сплетаясь,
Образует сказочную вязь.
Память всюду памятники ставит,
Чтобы связь времён не прервалась.
Воспитанник 3
Сохраните памятники, люди,
Пусть не скроет их забвень –
трава.
Давайте же Иванами не будем,
Что не помнят своего родства.
Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с историей
происхождения памятников, с различными видами памятников.
Сегодня мы будем:
читать стихотворения;
говорить о памятниках;
участвовать в викторине;
отвечать на вопросы.
Тема нашего занятия: «Рядом с настоящим - прошлое».
Подача нового материала.
Каждый год, 18 апреля, отмечается Международный день памятников и памятных мест. Человек имеет память и неотъемлемую ее функцию – забывание. Чтобы выжить, человеку нужно было помнить о самом главном. Так появились памятники. Сначала – наскальные рисунки, потом – могильные камни (без письменных знаков, а позднее – и с ними). В конце концов, возникли специальные композиции, посвящения.
Памятники устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они отличаются крупными размерами, долговечностью материала. Памятники увековечивают людей или события, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко знает только сам скульптор (жене, брату, другу), тогда как создать их портреты для выставки или музея вполне возможно.
Воздействие памятника, стоящего на площади и созданного «для всех», хочется назвать категорическим. Можно не пойти в театр, в кино, на выставку, можно не прочесть книгу, но нельзя не заметить воздвигнутый на площади монумент! И наш народ не остаётся равнодушным к произведениям монументальной скульптуры: возле памятника всегда можно видеть людей, останавливающихся, чтобы внимательно рассмотреть скульптуру. А как любят в Москве у памятника Пушкину назначать свидания!
На гранитных пьедесталах памятников очень часто лежат букеты цветов – трогательный знак уважения и любви нашего народа.
Ежегодно 9 Мая, 22 июня торжественно проводятся митинги и возлагаются траурные венки, букеты к мемориалам Солдатской Славы.
Демонстрация презентации.
Давайте же проведём небольшую экскурсию по памятным местам Пролетарского района.
В Центре перед администрацией нашего района стоит памятник вождю мирового пролетариата (1917-1924) Ленину В.И.
Много памятников создано в послевоенное время.
19 ноября 1979 г. Открыт памятник «Героям Первой Конной»;
1988г. – в районе бывшего каменного карьера открыт Мемориал памяти жертвам
фашизма на месте гибели мирных жителей в годы в июле – августе 1942г;
Воспитатель: Памятников много по всему миру и за каждым из них своя история. Давайте проведём с вами викторину «От маленьких до больших». Она посвящена памятникам животным. Я думаю, вы узнаете очень много интересного!
Викторина. (Приложение № 1)
Воспитатель: Над такими весёлыми памятниками можно смеяться не только 1 апреля, а круглый год!
Подписи к фото:
• В Марселе есть странный памятник. Гигантский палец вылезает из земли! Он возведён в честь местной морской бухты. Она имеет форму пальца.
• Ничего себе вилочка! Эта громадина высотой с трёхэтажный дом «торчит» из земли в норвежском городе Осло.
• А этот памятник, стоящий вниз головой, находится в Австралии, в Мельбурне. Рядом с местным университетом. Это его основатель. Представляете, какие там студенты?!
• Кстати, там же, в Мельбурне, имеется самый большой в мире кошелёк. Подходи, всем мелочи хватит! Интересно, охотится ли ночами этот кошелёк на надоедливых голубей?
• Этому брюссельскому полисмену ни за что и никогда не поймать вора. Потому что его самого поймали за ногу.
• В Испании, в городе Кандиз, в воздухе парит кран, из которого течёт поток воды. Кажется, что кран взлетает, хотя, конечно, это не так. Труба, которая его держит, просто скрыта под водой.
• В Томске стоит памятник счастью. При этом это счастье выглядит точь-в-точь как волк из мультфильма «Жил - был пёс». На пузе у волка есть кнопка. Если её нажать, волк скажет какую-нибудь фразу из мультфильма.
• А этой любопытной Лос-Анджелеской Варваре стало очень интересно, что же там, в здании происходит.
• Мы очутились в Нидерландах, в городке с труднопереносимым названием Вестенбергстраад. Здесь машины паркуют прямо на стенах, как этот «Моррис-мини». Вечером этот памятник старательно освещают. Видимо, чтобы кто-нибудь нечаянно не припарковался рядом.
• А теперь нас ждёт Хэддингтон, обычный английский городок, славящийся безголовой акулой, застрявшей в крыше самого обычного дома.
Воспитатель: Ну и немного о нестандартных памятниках со всего света.
• В деловой части Франкфурта находится памятник этому непременному атрибуту современного бизнесмена – галстуку.
• Отличительной особенностью памятника тургеневской Му-му во французском городке Онфлер является рыбий хвост у Му-му.
• В Австралии существует памятник гусеницы. В 19 веке она помогла местным фермерам избавиться от неимоверно расплодившихся кактусов.
• Известны два памятника в честь лягушки: в Парижском университете (Сорбонне) и Токио. Они установлены в знак благодарности (или в качестве извинения?) за то, что лягушек используют при медицинских опытах.
• В Воронеже уже существует памятник знаменитой собаке Белому Биму Чёрное Ухо; он украшает площадь перед кукольным театром. На улице Лизюкова горожане поставили ещё один памятник – знаменитому герою мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова».
• Продовольственный символ советской эпохи – сырок «Дружба»- украсил столицу нашей Родины.
• В Ижевске есть памятник земноводному, по одной из легенд, водившемуся в тех краях в стародавние времена – крокодилу!
• В Канаде иммигранты – украинцы установили памятник пирогу с картошкой. Наш «ответ» - монументальный пельмень на вилке в Ижевске.
• Возле Екатеринбургской областной библиотеки имени Белинского стоит памятник весьма необычному, но значительному литературному герою – человеку-невидимке.
Обобщение и систематизация знаний.
Воспитатель: Мы очень хорошо отдохнули, посмеялись, а теперь в завершение нашего мероприятия хотелось бы напомнить вам о том, что памятники требуют бережного отношения к себе. Вот эти правила:
• Осматривая памятники истории и культуры, необходимо проявлять высокую сознательность, соблюдать чистоту, тишину и порядок. Близ памятников не стоит устраивать шумные игры.
• Недопустимо брать что-либо «на память» от архитектурных памятников. У вас дома это будет всего лишь сувенир, а памятник потеряет многое.
• Нельзя своими действиями изменять и то природное окружение, ландшафт, который составляет, как правило, единое целое с архитектурными памятниками. Ведь именно сплетенные тесными многовековыми связями памятник и земля, на которой он возник, производят наиболее сильное впечатление на человека. Измени окрестную природу вырубкой леса, пожарищем, неухоженными лагерными стоянками, и памятник потеряет свою силу и красоту.
История нетленна, как огонь,
Замрёт на миг, и вновь,
Являя пламень,
Она взойдёт, могильный сдвинув камень.
И тот, кто к ней потянется руками,
Тот бросит сердце на её ладонь.
Подведение итогов. Вот такими прекрасными словами хотелось бы закончить наше мероприятие. Изучайте памятники, любите и берегите их! Спасибо за внимание.