Статья «Особенности адаптационного периода учащихся в санаторной школе-интернат»


Особенности адаптационного периода учащихся в ОСШИ.
Домрачева Миннэгэль Ильдаровна, воспитатель первой квалификационной категории, стаж работы 19 лет. Использую при работе с детьми новейшие методики и технологии.
Новые условия ОСШИ, в которые попадает учащийся из первичного его мира, требуют от него ответной реакции - новых форм поведения, определенных умений и усилий. Поэтому важно организовать учебный и воспитательный процесс детей таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период - осложнение физиологического и психического состояния, суть которого кроется в психологическом периоде и находится в сфере социальных отношений ребенка с новым окружающим его миром.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в привыкании к новым условиям жизни, новым социальным контактом, новым социальным ролям.
Значение этого периода проявляется в том, что от благополучности его протекания зависят не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность прибывания, в школе, эмоциональное здоровье ребёнка.
Таким образом, адаптация может протекать благополучно и неблагополучно, поэтому педагоги и психологи должны наблюдать за детьми, прослеживая особенности его привыкания к условиям ОСШИ. Наиболее оптимальный срок адаптации школьника два месяца.
Конечно нельзя дать чёткие рецепты, как организовать воспитательный процесс, чтобы он был безболезненным для каждого ребёнка, поэтому в этом случае я выбираю свой стиль общения с детьми, в зависимости от характера и особенностей школьника.
В этот период особенно важно бережное отношение к каждому ребенку, создание постоянной ситуации успешности деятельности, демократический стиль общения, заинтересованность воспитателя к каждом ребенке.
В работе детьми по проблемам адаптации я выделяю следующие сферы:
1. адаптация к новому пространству;
2. адаптация к педагогом;
3. адаптация детей среди сверстников.
1. Новое пространство.
Общая регулирующая идея - ориентация ребят в новом пространстве.
Работая над этой проблемой, я организую небольшое "Первосентябрьское путешествие" с составлением карты новой для детей школы. Эта карта в увеличенном виде находится в детском корпусе.
Именно по ней ребята с легкостью ориентируются в новом для себя пространстве.
Организую ежедневные прогулки по территории школы, которые еще развивают и двигательную активность детей.
2. Вторая сфера адаптации - педагоги.
Любопытство и тревога - вот два главных состояния учащихся в отношении новых учителей.
Тревога является чаще следствием неопределённости. Уменьшить эту неопределенность - главная задача воспитателя. Для того, чтобы получше узнать о детях, на родительском собрании, я провожу анкетирование, в ходе которого родители рассказывают об интересах и увлечениях ребенка.
Для того, чтобы дети узнали о педагоге, я провожу интервью с ребятами, рассказываю о себе на "Круге знакомств". Ежедневно планирую, пятиминутки после уроков, а также в конце каждого дня подводим итоги, где мы обсуждаем совместно с детьми возникающие удачи и неудачи, ищем пути решения этих проблем.
3. Отношение детей в классе.
В первый день я провожу игры на знакомство "Снежный ком", "Расскажи о себе", "Рукопожатие", "Клубок ниток", "Мяч по кругу".
В течение первого месяца я планирую, адаптационные занятия в игровой форме, использую в работе рефлексивные круги, цель которых направлена на осознание своих переживаний и состояния в ходе работы.
Ребенок должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение.
Правильно организованный рефлексивный круг обогащает детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу. Большую помощь в ходе адаптации оказывает и психолог.
Например, в этом году на основании месячных листов адаптации, у 70% детей прошла легко, примерно 20% - средняя степень адаптации, и 10% - тяжелая.
Социальным педагогом и психологом тщательно разбираются причины дезадаптации для дальнейшей коррекционной работы, направленной на облегчение процесса адаптации учащихся.