Твори добро на всей Земле — разработка учебного занятия по ОРКСЭ модуль Основы светской этики


Учебное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» - модуль «Основы православной культуры»
Тема занятия «Твори добро на всей земле»
Цель занятия:
Помочь учащимся осмыслит нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции, сформировать понимание того, что творить добро –это нравственная ценность.
Задачи занятия:
формирование у учащихся собственной позиции по отношению к нравственным категориям: добро и зло;
понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка, осознание добра как одной из высших нравственных категорий;
обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы на основе предложенной информации в учебнике и заданий, предлагаемых учителем.
Основные этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
Лейтмотив учебного занятия Включение песни группы «Барбарики «Что такое доброта».
Ребята, я не зря начала нашу сегодняшнюю встречу этой замечательной песней. Прослушивание песни
Сообщение темы урока Я думаю, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятии. Вы совершенно правы, речь пойдёт о добре и постоянном спутнике добра зле. Тема нашего занятия «Твори добро на всей земле» СЛАЙД 1 Учащиеся вникают в суть темы урока, отвечают на поставленные вопросы
Введение литературного ряда - СЛАЙД 2
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло? Прослушивание щи стихотворения
Остановка учебной задачи учебного занятия Сегодня мы вместе с Вами попытаемся определиться как сделать так, чтобы Добро победило Зло, что может сделать каждый из вас, для того чтобы наш мир стал немного лучше и добрее. Осознание учащимися важности поставленных проблем для их жизни
Психологический
настрой на занятие Психологический тренинг «Волшебный круг» – организация коллективной работы.
Для того, чтобы настроится на активную работу на нашем занятия, предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, ощутить прикосновения ваших рук и сказать друг другу добрые слова. Учащиеся берутся за руки и говорят друг другу добрые слова
Основная часть занятия 1.Отработка понятий добро и зло СЛАЙД 3
А) работа с текстом учебника - найти в тексте как можно больше определений понятия «добро» - запишите в тетрадь
Б) А вот как толкует понятие «Добро» толковый словарь Ожегова – словарная работа в тетради СЛАЙД 4
В) работа с текстом учебника – запись понятия «зло» СЛАЙД 5
Г) толкование понятия «зло» в словаре Ожегова СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
2. Рассказ учителя о видах добра – использование дополнительного материала:
А какой бывает доброта, обратите внимание на слайд.
Маленькая доброта – пассивная, когда человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого, но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать доброе дело.
Активная доброта – человек совершает добрые дела, но проходит мимо зла, живёт по принципу «Моя хата с краю»
Доброта созидательная – это когда человек не только совершает добрые дела, но и никогда не пройдёт мимо зла, будет бороться с ним.
3. Фронтальная работа с классом «Угадай сказочного героя» СЛАЙДЫ 8-16
А сейчас я предлагаю вам окунуться в волшебный мир детства и вспомнить героев ваших любимых сказок. Попытайтесь угадать сказочного героя, и определить какой он добрый или злой и почему.
4. Организация групповой работы по анализу ситуаций нравственно-правового выбора и нравственных дилемм
Ребята, а как вы считаете, можно ли назвать человека добрым, если он только говорит добрые слова? Каким должен быть истинно добрый человек?
Предлагаю, вам объединиться в мини группы и проанализировать ситуации, с которыми я уверена вы часто встречаетесь в повседневной жизни. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что сделали бы вы, если…
Ситуация 1 – ваша подруга плачет СЛАЙД 17
Ситуация 2 – родители несправедливо сердятся
СЛАЙД 18
Ситуация 3 – брат или сестра надел твою куртку, которой ты очень дорожишь СЛАЙД 19
СЛАЙД 20
5. Мини-игра «Закончи пословицу».
Тема добра и зла вечная тема, наши предки тоже задумывались над данными понятиями. До нас дошло огромное количество пословиц и поговорок, посвящённых добру и злу. Предлагаю, вам поиграть в игру «закончи пословицу».
6. Выполнение мини-проектов «Корзина добрых дел» - выполнение мини-проектов.
По ходу рассказа СЛАЙДЫ 21-23
Рассказ учителем притчи о «Добре и зле».
Вот видите, ребята, получается, что каждый из нас сам для себя определяет, каким человеком он будет добрым и злым. Предлагаю вам выполнить мини-проекты, собрав так называемую корзину добрых дел. СЛАЙД 24
А теперь прикрепите ваши творческие работу на доску, чтобы все их смогли увидеть.
СЛАЙД 25
7. Трансляция ценностей через свой жизненный опыт
Хотела бы сегодня, поделиться с вами собственными правилами, которые помогают человеку быть добрее, они стали основополагающими и в моей жизни. Работа учащихся с текстом учебника, запись понятий, ответы учащихся
Слушают учителя, анализируют слайд
Учащиеся работают с текстом учебника, ответы учащихся
Слушают учителя, смотрят слайд презентации
Учащиеся работают по слайдам, анализируя сказочного героя
Учащиеся объединяются в группы и анализируют ситуации
Работа учащихся со слайдами презентации, угадывание или же знакомство с половицами
Ребята, собирают корзину добрых дел, работая с ватманом
Учащиеся слушают учителя
Итог занятия Никогда не забывайте о том, что не только ваши слова, но самое главное ваши дела должны быть добрыми. Если каждый из вас станет немножко добрее, то и мир вокруг нас тоже станет таким же добрым.
СЛАЙД 26
Предлагаю, вам дома попытаться нарисовать символы добра и зла.
СЛАЙД 27 – на фоне слайда песня Заключительная песня «Твори добро на всей земле»
Учащиеся поют песню совместно с учителем