Конспект внеклассного мероприятия. Урок мужества Горячие сердца


Цель: сформировать представление о мужестве, чести, достоинстве, ответственности гражданина России.
Задачи:
- Познакомить учащихся с героическими поступками детей в годы войны и в мирное время.
- Рассказать учащимся  о подвиге пионеров-героев.
- Дать представление  о деятельности  организации  « Горячие сердца».
- Познакомить с  детьми, занесёнными в « Почётную книгу».
- Воспитывать  чувство патриотизма, веры в людей.
- Развивать мышление, воображение, память.
Оборудование:
- картинки с изображением символов России;
- плакат « Горячие сердца»;
- фотографии пионеров -героев
Ход урока.
Орг.момент.
-Ребята, какой праздник отмечала наша страна 23 февраля?
-Кто защищает наше Отечество?
- Правильно. Защитники Отечества- это мужественные люди, которые совершают героические поступки.
- Что значит- быть мужественным? (смелым, храбрым).
- Сегодня мы приглашаем вас на необычный урок мужества, на котором вы познакомитесь с ребятами, вашими ровесниками, которые совершили мужественные поступки во время Великой Отечественной войны и в мирное время.
2 . Основная часть урока
-Как называется наша страна?
- Давайте вспомним символы России. ( Герб, флаг, гимн).
- Во все времена на страже нашей страны стояли защитники. Во время войны наравне со взрослыми защищали её и дети, ребята, учащиеся школ.
Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.
Зина Портнова. Когда началась война,  девочка практически сразу вступила в организацию «Юные мстители», задачей которой была помощь партизанам. Участвовала в диверсии, отравив пищу в столовой для офицеров. Занималась распространением листовок, вела разведывательную деятельность в тылу врага. Словом, делала то, что и другие пионеры-герои.Зина Портнова была опознана предателем и схвачена в конце 1943 года. На допросе сумела схватить со стола следователя пистолет и застрелить его самого и еще двух подручных. Пыталась бежать, но ее схватили. После жесточайших пыток была расстреляна 13 января 1944 года в тюрьме города Полоцк.
Владимир Дубинин.Как и многие из сверстников, Володя Дубинин в начале войны ушел к партизанам. В Керчи, где они и сражались, были глубокие каменоломни. Устроив там штаб, бойцы больно «кусали» гитлеровцев, постоянно устраивая нападения на них. Выкурить партизан не получалось.Они решили вопрос проще: старательно выследив людей и вызнав обо всех ходах, немцы замуровали их при помощи цемента и кирпичей. Но юный Володя Дубинин, пролезая в самые маленькие ответвления шахт, исправно продолжал доставлять людям продовольствие, питье и боеприпасы. Тогда гитлеровцы, обозленные отсутствием прогресса в деле истребления партизан, решили полностью затопить каменоломни. Володя узнал об этом почти сразу. Передав сведения своим товарищам, он наравне с ними начал сооружать систему плотин. Когда вода остановилась, она доходила бойцам до пояса.В 1942 году, в ходе одной из очередных вылазок, Володя наткнулся на солдат… Советских солдат! Оказалось, что это часть десанта, который освобождал Керчь. К сожалению, немцы при отходе закрыли подходы к каменоломням густой сетью минных полей. Подросток и четыре сапера подорвались на одной из них, сумев перед этим дойти до самого входа в шахты… Как и многие прочие биографии пионеров-героев, подвиг Владимира был увековечен только после войны.
Валентин Котик.Одним из самых юных бойцов является Валя Котик. Пионер-герой родился в 1930 году. Долгое время мальчик с товарищами был связным, собирал оружие и патроны по лесам, впоследствии передавая их партизанам. Командование отряда, оценив его храбрость и самоотверженность, сделало Валентина связным. Он быстро и точно передавал данные о численности и вооружении врага своим старшим товарищам, а однажды сумел ликвидировать вражеского офицера.Вскоре после этого мальчишка окончательно перебрался к партизанам. Погиб в возрасте 14 лет, будучи смертельно ранен при штурме города Изяслава. На сегодняшний день Валя Котик, пионер-герой, считается самым юным из тех ребят, которые приняли смерть с оружием в руках.
Голиков Леонид.Когда началась война, Лёне исполнилось 15 лет. Немцы захватили его родную деревню, жестоко убили многих ее жителей. Вместе со взрослыми мальчик ушел в леса, к партизанам. Боевой путь его оказался славным и ярким.В 1942 году, сидя в наблюдательном посту у дороги, Леня Голиков увидел, как по ней проезжает шикарная, лакированная машина немцев. Как ни странно, но сопровождения у нее не было. Юный партизан не растерялся и сразу метнул в нее гранату. Взрывом машину отбросило, она остановилась. Тут же из нее выпрыгнула пара немцев, которые бросились в сторону парнишки.Но Леня Голиков встретил их плотным огнем из ППШ. Одного немца убил сразу, а второго – когда тот дернул в сторону леса. Одним из погибших оказался Рихард Витц, генерал.В начале 1943 года отряд, в котором был Лёня, заночевал в избе в трех километрах от расположения немцев. Наутро ее буквально изрешетили из пулеметов: в деревне нашелся предатель. Звание Героя подросток получил посмертно. Как и другие подвиги пионеров-героев, его поступок сослужил добрую службу, сильно подорвав моральный дух захватчиков.
- Это пионеры-герои, которые совершили подвиг во время войны. Но оказывается, мужественные поступки можно совершать и в мирное время.
Существует организация « Горячие сердца». Посмотрите на её эмблему.
В этой организации работают люди, неравнодушные к бедам других, готовые всегда прийти на помощь. Есть  у этой организации Почётная книга « Горячее сердце». В неё внесены имена  детей, которые совершили мужественные поступки в наше мирное время.
Одним из героев, награжденных почётным знаком, стал Дмитрий Булгаков из Приморского края. В 2012 году, будучи на каникулах в международном детском лагере в КНДР, он спас тонущих китайский детей.
Другая обладательница "Горячего сердца" - Полина Бушина из Красноярска - в один из жарких летних дней спасла жизнь годовалому ребенку, которого родители случайно оставили в автомобиле. Девочка сразу позвонила в полицию и, пока специалисты ехали на место, создавала тень для ребенка своим телом.
  Петр Моргоров из Бурятии спас жизнь девочке, падавшей с балкона пятого этажа. Рассчитав за несколько секунд траекторию падения, он поймал ребенка у земли. Помимо почетного знака Петр был награжден за этот поступок государственной наградой России "За спасение погибающих". Можно ещё привести множество примеров героических мужественных поступков детей и молодёжи в наши дни.
Как это здорово - творить добро!
Однажды осенним днем я возвращалась домой из школы. Дул ледяной ноябрьский ветер, сметая и кружа желтые листья. Мало-помалу начинало темнеть. Небо было затянуто серо-бурыми облаками. Единственным моим желанием было поскорее дойди до дома ,и я, как обычно, была погружена в себя.
Вдруг я услышала тихий голос, внезапно прервавший мои
раздумья.- Девочка, подскажи, пожалуйста, когда будет зеленый
сигнал светофора, а то совсем ничего не вижу. Меня всю переполнила жалось к бедной старушке, и я перевела ее через дорогу. Мне было очень приятно, что я совершила хоть и маленькое, но такое доброе дело. Я лишний раз убедилась, как здорово творить добро и помогать другим людям.
Рита Владимирова
И Дождик выжил
Однажды я и мои друзья гуляли по нашему дачному поселку. У нас зимой все уезжают, и остается охранник со своими собаками. Большинство из них – злые, хотя есть один добрый пес, кличка которого - Дождик. Все ребята его очень любят и всегда ласкают. Так вот, гуляли мы, гуляли, и вдруг увидели, что пес лежит на дороге. Как выяснилось, его сбила машина. Почти все заплакали, подбежали, но пес - дышал. И мы объединились ради жизни пса. Ребята отнесли его с дороги, сделали «гнездышко», таскали ему еду... И Дождик выжил! Для нас это было легкое дело, зато псу это спасло жизнь.
- Ребята, а вы хотите быть похожими на этих ребят? Какие поступки вы можете совершить  в школе, около дома, чтобы помочь своим товарищам?     ( Ответы детей).
- Давайте создадим свою группу « Горячее сердце» в нашей школе. Согласны? ( Дети вырезают из бумаги сердца, пишут на них свои имена, прикрепляют на плакат).
3. Итог урока:
- Ребята, вам знакомы такие понятия как милосердие, долг, честь, совесть?
- Как вы понимаете слова – «В жизни всегда есть место подвигу»?
- А смогли бы вы прийти на помощь человеку, попавшему в беду?
- Ребята, какое сердце мы называем горячим? Правильно! Сердце, открытое, доброе, любящее, готовое прийти на помощь людям.
Я хочу вам всем пожелать, чтобы у вас в груди билось настоящее горячее сердце, чтобы вы всегда спешили на помощь людям, не оставались равнодушными к чужой беде.