Интегрированный урок по физике и биологии 9 класс по теме: «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»


Интегрированный урок по физике и биологии 9 класс по теме:
«ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»
Коновалов Александр Иванович
учитель физики
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №102 Ленинского района г. Саратова
Саратов
2015 год
Цель: учащиеся должны расширить представления о физических свойствах звука, изучив влияние громких источников звука на организм человека.
Задачи:
Образовательные:
Учащиеся должны систематизировать ранее полученные знания о физических свойствах звука, сформулировать понятия о звуковой волне, расширить знания о способах уменьшения вреда шумов на организм, изучить влияние громких источников звука и шума на организм человека.
Воспитательные:
Продолжить формирование научного мировоззрения, целостного представления о явлениях природы представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними.
Развивающие:
развитие у учащихся логического мышления, познавательного интереса и теоретических способностей, умения работать самостоятельно, проводить анализ, синтез, сравнения, обобщение знаний, умения последовательно излагать материал, владение научной терминологией.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный - рассказ с элементами беседы; наглядный – демонстрация слайдов.
Оборудование и материалы: учебник, дидактический материал, информационные карточки, видеофильм «Нарушение слуха».
Межпредметная и внутрипредметная связь: биология, информатика.
План урока:
Организационный момент (1 - 2 мин)
Изучение нового материала. (25 - 30 мин)
Подведение итогов объяснения, закрепление знаний (5 - 10 мин)
Домашнее задание, выставление оценок (2 - 3 мин)
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учащихся и контроль посещаемости.
Изучение нового материала
Учитель:
Как хорошо, что с давних порУзнал я звуковой узор,Живущий в пении оргáна,Где дышат трубы и меха,И в скрипке старого цыгана,И в нежной дудке пастуха.
С. Маршак
А что называется звуком? Как вы думаете, важен ли звук для человека? Давайте определим тему сегодняшнего урока и его цель.
Учитель ведет урок по технологии развития критического мышления « прием таблица» «Знал – Хочу узнать – Узнал новое»
Вначале урока учащиеся в парах заполняют 1 и 2 столбец.
Знал Хочу узнать Узнал новое
Учитель записывает на доску столбиком то, что учащиеся хотят узнать.
Учитель: Как возникает звук?
Для ответа на этот вопрос учащимся выдается информационный текст №1
Информационная карточка №1:
Уже в глубокой древности люди научились создавать музыкальные инструменты, ласкающие слух звуки, и заложили основы науки о звуках – акустики.
Первые наблюдения по акустике были проведены в VΙ веке до н.э. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы, издающей звук.
В 4 в. до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука от препятствий.
В 15 в. Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.
Как возникает звук?
Любой источник звука обязательно колеблется. Звук распространяется в пространстве только при наличии упругой среды, которая необходима для передачи колебаний от источника звука к приемнику, например к уху человека. В вакууме звуковые волны не распространяются. Колебания источника звука создают в окружающей среде звуковую волну, которая распространяется в пространстве от источника звука. При своих колебаниях тело попеременно то - сжимает слой воздуха, прилегающий к его поверхности, то, наоборот, создаёт разряжение в этом слое. Волна, достигая уха, воздействует на барабанную перепонку, заставляя ее колебаться с частотой источника звука.
Учащиеся, работая в парах, читают информационный текст, выделяя главную мысль, и записывают ее в тетрадь.
Учитель: А как мы слышим звук?
Человеческий слух
Ухо — сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: воспринимает звуковые импульсы и отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие. Это парный орган, который размещается в височных костях черепа, ограничиваясь снаружи ушными раковинами.
Ухо человека воспринимает звуковые волны длиной примерно от 20 м до 1,6 см, что соответствует 16 — 20 000 Гц (колебаний в секунду).
В процессе эволюционного развития ухо возникло у первичноводных предков позвоночных из особых кожных органов чувств (Боковые органы).
Звук это волна или частица?
С точки зрения физики, звук – это механические колебания, которые распространяются в упругой среде: воздухе, воде, твёрдом теле и т. п. Звуковые волны делятся на инфразвук, слышимый звук и ультразвук.
ЗВУКОВАЯ ЛЕСЕНКА

Модель строения уха

На основе модели «строение уха» (модель «Строение уха» наглядно представлена на уроке в виде муляжа) и информационной карточки учащимся необходимо сформулировать принцип работы здорового уха и поступления звуковых сигналов, записать в тетрадь как слышит здоровое ухо.
Затем учащиеся просматривают фильм «Нарушение слуха» (3 мин) с последующим обсуждением. ( Из – за громких звуков происходит нарушение слуха и т. д.)
Информационный текст № 2:
Отражение звука, звуколокация.
С явлением отражения звука связано такое известное явление, как эхо. Оно состоит в том, что звук от источника доходит до какого-то препятствия («препятствие — это и есть граница двух сред!), отражается от него и возвращается к месту, где он возник. И если первичный звук и звук отраженный доходят до слушателя не одновременно, то он слышит звук дважды. Звук может испытать и несколько отражений. Тогда можно услышать звук много раз — отсюда, например, раскаты грома.
Информационный текст № 3:
Влияние шума на организмы
Исследователи установили, что шум может разрушать растительные клетки. Например, эксперименты показали, что растения, подверженные обстрелу звуками, засыхают и гибнут. Причиной гибели является чрезмерное выделение влаги через листья: когда уровень шума превышает определённый предел, цветы буквально исходят слезами. Если гвоздику поставить рядом с работающим на полную громкость радиоприёмником, цветок завянет. Деревья в городе умирают гораздо раньше, чем в естественной среде. Пчела теряет способность ориентироваться и перестаёт работать при шуме реактивного самолёта.
Информационный тест № 4:
Влияние шума на человека
Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека.
Но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.
В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы
Закрепление материала
Прием Фишбоун:

Учащиеся должны на основе полученных знаний написать положительные и отрицательные свойства звука.
Рефлексия.
Учащиеся возвращаются к таблице и заполняют третий столбец «Узнал новое». Вывод, к которому должны прийти учащиеся, должен быть о том, что нельзя попадать под влияние громких звуков.
Выставление оценок и их комментарий.
Информационные источники:
Агранат Б.А. и др. Основы физики и техники ультразвука. – М., 1987.
Баулан И. За барьером слышимости. – М., 1971.
Готт В.С. Удивительный неисчерпаемый познавательный мир. М. Знание, 1974 г.
Морозова Е.А. Обобщающие уроки по физике с учетом межпредметных связей. М.: Издательство МОС – Дис «Система» 1991г. 124 с.
Перельман Я.И.Занимательная физика
Хорбенко И.Г. Звук, ультразвук, инфразвук. – М., 1986.
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М., 2002.