Проект «Индивидуально ориентированный подход при организации методической работы в школе»


МБОУ «Комаровская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Индивидуально ориентированный подход при организации методической работы в школе»
(срок реализации: сентябрь 2015 –сентябрь 2018 гг)
Составитель:
Директор школы Мартюшева ИВ
Раздел I. Паспорт проекта
Тема: Индивидуально ориентированный подход при организации методической работы в школе.
Срок реализации: с 01 сентября 2015 года по 01 сентября 2018 года
Автор, должность: Мартюшева Ирина Викторовна - директор школы
Название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Комаровская средняя общеобразовательная школа»
Адрес: 617105, Пермский край, Верещагинский район, д. Комары, ул. Молодежная д.1
Аннотация. Проект направлен на рост профессиональной компетентности педагогов.
Раздел II. Содержание проекта
Цель:
Создание условий для профессионального роста педагогов.
Задачи:
Изучить профессиональные проблемы и потребности педагогов.
Разработать модель «эффективного педагога».
Выстроить индивидуальную траекторию профессионального совершенствования каждого педагога.
Изучить дополнительные ресурсы (интернет) для участия педагогов в различных педагогических конкурсах, по их выбору.
Усовершенствовать систему морального и материального стимулирования педагогов.
Обоснование:
Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Новые реалии школьной жизни ставят на повестку дня вопрос о постоянном обогащении, повышении эффективности устоявшихся традиционных форм, а также смелое, новаторское применение новых. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.
Самым важным во внутришкольной методической работе так же является создание «режима наибольшего благоприятствования» для самообразования и профессионального самосовершенствования учителей. Добровольный характер методической работы изначально делает её одним из наиболее демократических видов деятельности школы.
Анализ деятельности методической службы школы выявил проблемы:
Разнообразие самообразовательной деятельности, снижение возможности глубокого изучения проблем и выработки общих подходов на уровне всего коллектива.
Преобладание в планах работы МО и личных творческих планах учителей текущих учебных, организационно-методических проблем и контрольных функций в ущерб непрерывному образованию и развитию профессионально-педагогической культуры.
Отсутствие дифференцированного подхода к планированию повышения квалификации педагогов в зависимости от их уровня квалификации и потребностей.
«Старение» педагогических кадров, как следствие этого снижение уровня мотивации педагогов на повышение профессионализма.
В качестве основной идеи, реализация которой призвана существенно улучшить методическое обеспечение педагогов, является индивидуально ориентированный подход.
Суть этой идеи заключается в отказе от унификации педагогической помощи каждому педагогу. В современной практике методическое обеспечение в большей степени направлено как бы "сверху вниз", то есть педагогам предлагается жестко определенная схема повышения их профессионального уровня, или, в лучшем случае, " меню", из которого педагог может выбрать свою схему методического обеспечения.
Замена унифицированного подхода на индивидуально ориентированный предполагает переход на методическое обеспечение, ориентированное на профессиональные потребности каждого педагога, создание условий для реализации индивидуальной траектории его творческого роста.
Такой подход не исключает участия педагогов в традиционных формах повышения квалификации. Однако это участие должно быть основано на выборе педагогом адекватных форм профессионального самосовершенствования.
Индивидуально ориентированный подход к повышению профессионализма педагогов осуществляется, если реализуются следующие принципы:
Принцип "зоны ближайшего развития", обоснованный Л.С. Выготским для обучения детей, вполне может рассматриваться в качестве принципа методического обеспечения педагогической деятельности. В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна. Реализация данного принципа предполагает:
изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога;
актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
составление программы профессионального роста педагога;
систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.
Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий (методов) предполагает, что каждый педагог, выбирая свою форму изучения новых педагогических технологий, может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп по изучению педагогической теории и практики. Реализация данного принципа предусматривает:
изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;
определение востребованной тематики методической работы и соответственно различных групповых форм повышения квалификации;
предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
возможность самому педагогу предложить/выбрать индивидуальную форму повышения квалификации.
Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Субъектом стимулирования профессионального совершенствования могут выступать руководители образовательного учреждения, коллеги, а также ученики, оценка и признание которых являются наиболее ярким подтверждением профессионализма педагогов. Реализация данного принципа предполагает:
систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;
оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;
определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;
разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;
поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
Принцип непрерывности и преемственности в методическом обеспечении образовательного процесса предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. Необходимо уйти от того, что педагог, повышая квалификацию, как бы начинает все сначала, повторяя пройденное. Этот принцип означает:
обеспечение целостности, систематичности деятельности методической службы;
координацию, согласованность деятельности всех учреждений, участвующих в повышении квалификации педагогов (школа, районный методический кабинет, районное методобъединение и т.д.);
сохранение традиций ранее используемых эффективных средств повышения профессионального мастерства, а также внедрение новых, личностно ориентированных, активных форм методической работы;
учет опыта, уровня подготовленности, предыдущих форм повышения квалификации педагога, а также определение перспектив его профессионального роста, выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.
Содержание проекта:
На основании результатов исследования профессиональных затруднений и потребностей педагогов выстраивается индивидуальная работа с отдельным учителем или группами педагогов. На уровне школы создается модель «эффективного педагога», к которой каждый учитель продвигается согласно заданной траектории. Результат оценивается по итогам учебного года согласно разработанным критериям оценки эффективности работы педагога. Деятельность учителя стимулируется.
План-график:
№ мероприятие ответственные сроки
I этап – подготовительный (сентябрь 2015 – декабрь 2015)
1. Подбор методик и проведение исследования для выявления профессиональных затруднений и потребностей педагогов. Администрация школы До 01.11.15
2. Распределение педагогов по группам, согласно результатам исследования. Заместитель директора по УВР До 01.12.15
3. Формирование планов индивидуальной методической работы с педагогами.
Заместитель директора по УВР До 01.12.15
4. Разработка модели «Эффективного педагога» Группа педагогов До 01.11.15
5. Разработка критериев и показателей оценки эффективности работы педагога Администрация школы Декабрь-январь 2015
6. Совершенствование нормативной базы, связанной со стимулированием педагогов Группа педагогов До 01.01.15
II этап – основной (декабрь 2015 – апрель 2018)
7. Повышение педагогического мастерства педагогов через изучение новых технологий или методов, направленных на повышение качества образования и включение их в разнообразные формы работы (школьные, районные творческие и проблемные группы, педагогические сообщества и т.п)
Педагоги Весь период
8. Апробация, наблюдение, анализ и внедрение нововведений в учебный процесс. Весь период
9*. Обобщение и анализ полученных результатов.
(Открытые уроки, творческие отчёты, отчеты о теме самообразования, педсоветы, заседания МО.) Весь период
10. Самоанализ работы учителя (электронное портфолио, аналитические карты) Отзывы коллег. Педагоги Апрель 2016/17
III этап – итоговый апрель 2018
11. Методическое совещание «Об итогах реализации проекта». Анализ итогов работы школы за три года.
Директор школы Апрель 2018
Апробация проекта:
Педагоги Комаровской школы
Результативность:
- повышение качества образования;
-повышение профессиональной компетентности учителя в вопросах прогнозирования, планирования, организации и рефлексии собственной деятельности;
- наличие модели «Эффективного педагога».
Список источников информации:
1. Бакурадзе А.Б. Лекции. – Пермь, 2006.
2. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Модель методического обеспечения профессионального роста педагогов сельской школы - vestnik.yspu.
3. Интернет: festival.1september.ru