ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВЫАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


В Реабилитационном центре для УСО «Психоневрологический интернат имени В. Г. Горденчука», где в стационаре проходят реабилитацию инвалиды трудоспособного возраста с интеллектуальной недостаточностью, реализуется программ социально-педагогического сопровождения «Я – в социуме». Педагогическую поддержку получают воспитанники РЦ из числа детей-сирот, трудоустроенные в открытый рынок труда нашего города, и реализующие свое жилищное право.
Все виды социально-педагогической деятельности основываются на личностно-ориентированном подходе Якиманской И.С, обеспечивающем развитие и саморазвитие личности, исходя из выявленных индивидуальных особенностей. Реабилитационный процесс предоставляет субъекту, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании окружающего мира, образовательной деятельности, поведении. Личностно-ориентированный подход развивает уникальные личностные качества.
Необходимым условием проведения социально-педагогической работы является желание реабилитанта получить помощь в разрешении проблем (затруднений), а также готовность принять на себя ответственность за изменения в своей жизни, и, конечно же, взаимодействие педагогов РЦ и различных специалистов интерната.
В основе реализации программы социально-педагогического сопровождения «Я – в социуме», модуль «Получение жилья» - личностно-ориентированный подход, методическую основу которого составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Группа для проведения занятий однородного состава - это работающие в открытом рынке труда девушки, которые находятся на различных этапах подготовки к самостоятельному проживанию (подготовка к прохождению комиссий, постановка в жилищную очередь, реализация жилищного права). Для разделения по уровням познавательного интереса используется внутригрупповая дифференциация, с опорой на имеющиеся знания и опыт. Мотивация обеспечивается необходимостью научиться делать то, что пригодится при получении жилья и самостоятельном проживании. Новая информация излагается предельно кратко, четко, обязательно с опорой на образцы. Не исключается и самостоятельная работа и даже взаимопроверка. Выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями обучающихся.
В основе социально-педагогической поддержки на всех этапах сопровождения лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями – концепция педагогической поддержки [Газман О.С., 1996], которая основывается на идее превентивной и оперативной помощи детям (в нашем случае – инвалидам трудоспособного возраста, проходящим реабилитацию в стационарном учреждении) в решении их индивидуальных проблем, которые связан с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным обучением, эффективными формами общения.
Выбор тактики поддерживающей деятельности социального педагога зависит не только от решаемой задачи, но и от уровня социального опыты инвалида.
Тактика «защита-помощь» и «защита-взаимодействие» используется социальным педагогом в том случае, если реабилитант испытывает коммуникативные (или иные) проблемы в трудовом коллективе. Социальный педагог занимает позицию посредника между конфликтующими сторонами. Он помогает непосредственному руководителю или коллегам инвалида преодолеть страх или неприязнь, возникающие при общении с лицами, имеющими ограничения здоровья, а также учитывать особенности наших реабилитантов, которым требуется, чаще всего, неоднократное (и в наиболее простой форме, доступной из пониманию) объяснение целей и задач трудовой деятельности; а реабилитанту – высказаться, быть услышанным и понятым работодателем. Социальный педагог может подсказать работодателю и коллегам реабилитанта различные формы общения (с учетом индивидуальных особенностей каждого).
На всех этапах реализации жилищного права социальный педагог оказывает помощь воспитанникам при написании различных заявлений, при прохождении Медико-психолог-педагогической и Врачебной комиссий – для получения разрешения проживать самостоятельно; а также при подготовке документов для постановки в жилищную очередь.
Тактика «взаимодействие» либо «содействие» выбирается социальным педагогом в зависимости от уровня сформированности у реабилитанта различных социальных навыков. Если клиент обучался в ПРЛ или ПРЦ, неоднократно находился в домашнем отпуске у родных или друзей и имеет достаточный опыт самостоятельного перемещения по городу, многообразный коммуникативный опыт, - то при сборе документов, при постановке в жилищную очередь, при подаче искового заявления в суд о предоставлении специализированного жилого помещения (для сирот старше 23-х лет), - реабилитантам, свободно пользующимся городским транспортом в пределах известных и новых маршрутов, оказывается содействие в выборе оптимального маршрута для поездки в МФЦ, ПФ, жилищный отдел АНР, районный и городской суды, другие учреждения. При необходимости реабилитанту могут быть выданы письменные инструкции с указанием, какой документ следует получить, каким транспортом воспользоваться, даны предостережения от возможных трудностей. Обязательно проводится инструктаж по правилам безопасного поведения в общественном транспорте и на улицах города.
Если реабилитант имеет недостаточный опыт перемещения по городу и посещения социальных учреждений, то социальный педагог выбирает тактику «взаимодействие»: совместная поездка и посещение учреждения побуждает реабилитанта к проявлению активности. Он осознает то, что вынужден решать свою проблему и принимает помощь социального педагога, который дополняет действия реабилитанта в тех ситуациях, когда они пока недостаточны. Педагог на разных этапах подсказывает реабилитанту различные способы, предоставляя ему возможность для самостоятельного освоения путей решения проблемы. Социальный педагог создает условия для приобщения воспитанника к бытию различных социальных групп, для освоения конкретной социальной среды с ее условиями и разнообразными установками.
При реализации жилищного права социальным педагогом решаются сопутствующие воспитательные задачи: проводятся познавательные беседы этнографической, топонимической, исторической направленности. Методическое обеспечение общих и специфических вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями, а также оперативное взаимодействие всех специалистов интерната по вопросам реабилитации способствуют включению инвалидов в социальную практику для непосредственного максимального и интенсивного трудового и творческого функционирования во всех сферах деятельности.