Конспект урока по окружающему миру Столицы России. Российские города3 класс

2сл.Тема: Столицы России. Российские города.

3сл.Цели урока: сформировать понятия: «столица», «город-герой»; развивать внимание и логическое мышление; познакомить с крупными и старинными городами России; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, к героическому прошлому Отечества, любовь к родному краю.

Ход урока
1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.
4,5сл.Тест
Гимн России
3.Чтение стихотворения З.Александровой «Родина»(6-14сл.)

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница
И ромашковый бугор
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

15сл. 4.Учитель. «Милая светлая Родина! Вся наша безграничная
любовь тебе, все наши помыслы – с тобой», - сказал М.Шолохов.
16сл. - Как называется наша родина?
- Назовите столицу нашей родины.

а) Чтение стихотворения на стр.85 Фёдор Глинка «Москва»

Город чудный, город древний,
Ты вместил свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

4.Новая тема(18-28сл.)
Учитель. Москва – столица Российской Федерации. Это один из древнейших городов России, вокруг которого в течении многих столетий объединялись земли в единое государство.
В Москве находятся Президент России, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они разрабатывают законы, руководят делами страны, поддерживают связи с другими государствами мира.
Москва – один из крупнейших городов мира. Здесь много заводов и фабрик, научных центров и университетов, музеев и театров. Москву в старину называли матерью всех городов. Говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал». Называли Москву белокаменной, златоглавой, хлебосольной.

5.Работа по учебнику.
Ребята прочитайте текст на стр. 82
(29сл.)- Всегда ли Москва была столицей нашего государства?
- А какой город был столицей?
- На кокой реке был основан город Санкт – Петербург?
Учитель. Один из старейших городов России – Великий Новгород. Этот город играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Здесь, на новгородской земле, в 862 году произошло объединение разных славянских племён. С той поры и ведется счет лет нашему государству.
В Новгородском кремле в 1862 году поставлен памятник «Тысячелетию России».(30сл.)

6. Это интересно!(сундучок с летописью)
Учитель. Ребята у нас в школе храниться старинная летопись, в ней описана одна из версий образования Древнерусского государства. Я вам её прочитаю.
«В давние времена на новгородской земле жили славянские племена. А севернее Новгорода жил храбрый народ – варяги. В славянских племенах в то время много было беспорядков и споров, а правдивого судьи не было. Слышали славяне, что в одном варяжском роде, который называется Русью, есть три князя. Которые и судят правдиво, и хорошие воины.
Славянские послы пришли к ним со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет. Придите княжить и владеть нами». Пришли князья в славянскую землю и привели с собой весь свой русский род, отчего и земля, где они стали княжить, назвалась Русью. Один из князей, Рюрик стал княжить сначала в Ладоге, а затем в Новгороде.

- Как стала называться земля славян, после того как к ним пришли княжить варяжские племена?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7.Путешествие по городам России.
Учитель. Ребята вы любите путешествовать? А давайте мы с вами отправимся в путешествие по российским городам. В России много больших и малых городов. Есть среди них старинные, которым уже больше тысячи лет, а есть и молодые, построенные совсем недавно. Есть города, в которых живет миллион и более жителей. Это Самара на берегах великой реки Волги(31сл.),Екатеринбург на Урале (32сл.), Новосибирск в Сибири (33сл.).Сибирский город Иркутск известен тем, что стоит на реке Ангаре, вытекающий из знаменитого озера Байкал.(34сл.). На Дальнем Востоке есть город Хабаровск, который стоит на великой реке Амур.(35сл.)
Задание в парах.(36сл.)
2.Екатеринбург
1.Самара
4.Иркутск
3.Новосибирск
5.Хабаровск

8.Города – герои.
Учитель. В нашей стране есть и города – герои, которые прославились героической обороной от немецко – фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Среди них Мурманск, Смоленск, Волгоград, Новороссийск. Во всех городах – героях стоят памятники защитникам Родины.(37-40сл.)

Задание. Выбери и отметь город, который не относится, к городам – героям.
1.Мурманск(41сл.)
2.Смоленск
3.Волгоград
4.Новороссийск
5.Ростов - на – Дону

9.Итог урока.
- Что вы нового вы узнали на уроке?
И закончим мы наш урок стихотворением замечательной поэтессы М.Агашиной:
Гудками теплоходов
Тревожа синеву,
Стоит над Волгой город,
В котором я живу.
Город мой – Родина моя,
Город мой – гордость и краса,
Вечно юный, вечно молодой
Город наш – твой и мой.
Домашнее задание: пересказ текста на с.80-89(42сл.)
15