Современные воспитательные технологии в практике работы классного руководителя по формированию правовой культуры студентов


Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж» им. А.А. Козерадского





Доклад на тему:
«Современные воспитательные технологии в практике работы классного руководителя по формированию правовой культуры студентов»


Выполнил: Сударкина А.А.






2016 г.

Построение правого государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Сегодня колледж становится местом, где студент реально находит применение своим возможностям. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершений правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, воспитание правосознания, правовое информирование и правовая культура студентов. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость учащихся.
На современной этапе становления правового государства и воспитания культуры правовых отношений у подрастающего поколения особого внимания требуют модернизационные мероприятия в образовательной сфере. К ним относятся: организация информационно-методической помощи педагогам и классным руководителям в совершенствовании форм и методов проведения воспитательной работы; популяризация практического опыта; развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе. Рассмотрим в общих чертах сущность и структуру наиболее актуальных технологий воспитания, используемых в работе классного руководителя.


Технология развития критического мышления.
Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Он стала предметом пристального внимания в середине 90-х гг. ХХ в. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выяснить обоснованность суждений. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы и на базе знаний правовых документов. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Базовая модель технологии (вызов–осмысление–рефлексия) задает логику построения мероприятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов, при использовании которых важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Например, при использовании приема «мозговая атака» учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают (или думают, что знают), по теме «Я и образование: мои права и обязанности» или «Что говорит закон о»; на втором этапе происходит обмен информацией между участниками группы. При обсуждении идеи не критикуются, высказанные предложения и разногласия фиксируются классным руководителем или специально назначенным наблюдателем с целью дальнейшего анализа и обсуждения, а далее выбираются наиболее приемлемые решения. В последние время очень популярны и широко используются кластерные методы, которые сопровождают процесс мышления графически через модели, рисунки, схемы и т.п. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Технология позволяет решать широкий спектр обучающих, воспитательных и развивающих образовательных задач в области правового воспитания и образования с целью

формирования у учащихся умения принимать взвешенные решения правового характера, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, поступать в соответствии с законом и т.п.
Технология проектного обучения.
Цель проектного обучения заключается в создании условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявлять проблему, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотезы, обобщение); развивают системное мышление. Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объекты. Среди них можно назвать темы, продолжающие изучение школьных курсов истории, правоведения, государства и права, например, «Малолетняя преступность: причины активизации». Популярны также внеклассные мероприятия с элементами поисковой и творческой деятельности учащихся с использованием жизненных ситуаций правового и нравственного характера.
Технология учебной деловой игры.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Вопросы и задания должны быть рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивать узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Игра позволяет создать условия для развития у учащихся коммуникативной и информационной компетенции.

Приведем пример одной из них. Деловая игра «Человек и закон» на фоне правового просвещения, формирует у школьников правовую культуру; способствует воспитанию гражданских качеств и чувства патриотизма; формирует базисные (начальные) знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека. Игра позволяет создать условия для развития у учащихся коммуникативной и информационной компетенции и способствует пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов. В результате у студентов формируются навыки уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам, развивается внимание, логическое мышление, творческая инициатива.




№ђ Заголовок 115