План самообразования «Использование ИКТ в работе классного руководителя»


МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа"
Перспективный
индивидуальный план самообразования
«Использование ИКТ
в работе классного руководителя»
Классный руководитель: Громилина А. А.
2016-2019 ггПояснительная записка
Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств продиктована необходимостью внедрения  личностно – ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.
Сейчас,  при переходе от индустриального общества к информационному,  главной задачей  является увеличение  роли информации и информационных телекоммуникаций, создание единого информационного пространства.
И если мы хотим ускорить этот переход, нам необходимо искать новые ресурсы в процессе воспитания, которые могли бы быть использованы учителями и классными руководителями  в частности.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности учителя.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.
Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность, оперативность в получении информации
Объект работы – использование информационно-коммуникационные технологий при подготовки и проведении воспитательных мероприятий. 
Чтобы внедрить ИКТ в воспитательный процесс педагогу необходимо:
самому быть грамотным пользователем различных программных средств и компьютерной техники;
интересоваться новинками рынка программного обеспечения;
иметь свободный доступ к компьютерной технике в учебном заведении;
иметь сведения об обеспеченности компьютерной техникой своих учеников;
быть готовым к кропотливой работе по обучению ребят пользованию компьютером, сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом, камерой;
желание заниматься данным видом деятельности
Свою работу с использованием ИКТ в воспитательной работе я начала с обработки разнообразных данных по классу. Компьютерные технологии помогли мне более оперативно отслеживать результаты различных анкет, проводить сравнительный анализ по учебной деятельности класса, создавать банк данных по различным направлениям работы, позволяющий быстро отыскать и получить нужную информацию. Так было положено начало переходу от отчетности на бумаге к электронному варианту.
Параллельно велась работа по использованию материалов готовых электронных изданий: различных энциклопедий, библиотек и возможностей сети Internet для проведения классных часов, бесед, тематических вечеров. Это позволило сделать мероприятия более привлекательными, эмоциональными и эффективными.
Если возникает необходимость из большого количества информации выбрать и выделить только часть, необходимую для бесед с детьми или родителями. Грамотно это сделать и оформить помогают различные программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, Photo Shop. Эти программы мы чаще всего используем в воспитательной работе.
Использование ИКТ способствует подготовке разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Законодательная база
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано:
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».
Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
Этот процесс инициирует:
совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;
внедрение разнообразных видов самостоятельной деятельности по обработке информации;
создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
   В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.
Цели и задачи перспективного плана самообразования

Цель: внедрять ИКТ в работу классного руководителя

Задачи:
выработать рекомендации по развитию самодеятельности учащихся.
изучить литературу по теме самообразования.
создать оптимально комфортные условия развития личности.
формирования отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества.
развития познавательной и творческой активности учащихся
всестороннего развития личности
Принципы перспективного плана самообразования:
1.Принцип природосообразности2.Принцип целостности учебно-воспитательного процесса
3.Принцип сотрудничества
4.Деятельностный подход
5.Личностно-ориентированный подход
6.Возрастной подход
Ожидаемые результаты:
– способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации;
– информационную компетентность, т.е. способность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях;
– коммуникативную компетентность, т.е. способность взаимодействовать с членами группы, готовность получать необходимую информацию в диалоге, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.
– нравственные компетенции – готовность жить по традиционным нравственным законам;
– социальные компетенции – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Этапы реализации программы:
Этапы Задачи и направления
Способы достижения, результаты
Подготовительный
2016-17 учебный год
Составление плана воспитательной работы на 2016-2017 учебный год
Редактирование плана
Работа с документацией Анализ документации
Оформление
Изучить литературу: Л. М. Гильманова «Использование ИКТ и новые возможности организации работы учителя» Изучение
Планирование работы с учащимися, стоящими на внутришкольном учете
Составление плана
Взаимопосещение классных часов коллег
Обмен опытом
Оформление портфолио классного руководителя
Пополнение портфолио новыми материалами.
Проведение классных часов с применением ИКТ
Подбор материала
Изучение интернет - ресурсов по теме самообразования.
Работа в сети интернет
Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися
Консультации для родителей и учащихся.
Практический
2017 – 18 учебный год Применение ИКТ на классных часах
Составление презентаций
Выступление на МО учителей начальных классов: мастер – класс «Портфолио учащихся начальной школы»
Подготовка выступлений: подбор материала, составление презентации
Создание баз данных обучающихся
Сбор, обобщение, анализ документации
Создание банка данных методических материалов по воспитательной работе Сбор, обобщение, анализ документации
Ведение документации классного руководителя в электронном виде (плана воспитательной работы, планов-конспектов воспитательных мероприятий) Проведение школьных семинаров, заседаний м/о классных руководителей с использованием мультимедийного оборудования Подбор материала
Проведение компьютерных психологических диагностик, обработка результатов диагностики Взаимосвязь с психологом
Разработка и проведение занятий, тренингов с использованием ИКТ

Работать над обогащением портфолио учителя на уровне требований современности Подбор материала, составление презентации
Продолжение изучения компьютерных возможностей
Работа с компьютером и интернет
Обобщающий
2018-19 учебный год

Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования Составление анализа работы и практических рекомендаций по теме
Обобщение и распространение собственного опыта на совещаниях РМО Проведение открытого классного часа с использованием ИКТ
Подбор материала, составление презентации
Посещение классных часов коллег района Обмен опытом
Составить диагностику результатов деятельности за каждый учебный год Составление
Основные направления работы
1. Организация воспитательной работы.
-оформление документации;
-создание баз данных обучающихся;
-создание банка данных методических материалов по воспитательной работе;
-ведение документации классного руководителя в электронном виде (плана воспитательной работы, планов-конспектов воспитательных мероприятий);
-проведение школьных и районных семинаров, заседаний м/о классных руководителей с использованием мультимедийного оборудования;

2. Работа с родителями.
- проведение родительских собраний с использованием мультимедийного оборудования;
- подготовка и издание рекомендаций по вопросам воспитания детей.

3. Диагностика.
Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения
способности
темперамент
тип личности в общении
самооценка
успешность в деятельности
уровень воспитанности
Изучение межличностных отношений:
социометрия
социально-психологический климат в классе
общие сведения
способности
темперамент
тип личности в общении
самооценка
успешность в деятельности
уровень воспитанности
Формы диагностики:
анкетирование
тестирование
наблюдение
беседы
4. Социально – психологическое направление.
- проведение компьютерных психологических диагностик, обработка результатов диагностики
- ведение психологических карт обучающихся
- разработка и проведение занятий, тренингов с использованием ИКТ
- подготовка и издание методических рекомендаций для родителей, педагогов, учащихся
5. Внеклассные мероприятия
Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности учащихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняется электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. Можно использовать и готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т. д.
6. Творческая работа с учениками
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость:
- творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях
- создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение
- настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома
- создание портфолио каждого учащегося класса, портфолио класса.

7. Методическая работа
- сопровождение выступления на педсовете, МО
- для проведения семинара или творческого совещания
- для обобщения собственного опыта

  8. Мониторинг
Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Более качественно и эффективно использовать «Сетевой город образования»