ИКТ – компетентность классного руководителя начальных классов


ГБОУ Бирская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида
ИКТ – компетентность классного руководителя начальных классов

Байрушина Е.Н.,
учитель начальных классов
Бирск – 2014
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни школы. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестаёт быть ведущей. Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учёбе, как у подростка, так и у младших школьников. Школа превратилась из места, где учат, в место, где учатся.
Также изменилась роль и учителя. Использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий учитель в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня он имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Интернет-ресурсы. Сегодня учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ.
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе. Цель деятельности классного руководителя –это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, их успешного самореализования в обществе. Но для того, чтобы ребёнок верил в искренность слов учителя, самому классному руководителю необходимо саморазвиваться и самореализовываться в обществе. Использование ИКТ в педагогической работе –это один из способов самоутверждения в школьном коллективе.
Разве можно сегодня представить работу классного руководителя без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото – и видеокопилку.
Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы классные руководители используют презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал.
Постепенно меняются и формы работы с родителями. Самый распространённый вид работы с семьёй –это родительское собрание. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Ряд классных руководителей стараются при подготовке классных родительских собраний использовать компьютер, который помогает наглядно, убедительно и доступно представить большой объём информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рассказать о текущих делах и успехах класса, провести профориентационную работу.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью Интернет-ресурсов. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя. Проведение тестирования и подсчёт результатов можно доверить компьютерной программе.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Организация проектной деятельности является одним из эффективных методов формирования гражданской активности детей и подростков. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
Использование ИКТ в воспитательной работе способствует:
1.повышению и стимулированию интереса у обучающихся;
2.активизации мыслительной деятельности и эффективности воспитания тех ил иных качеств личности благодаря интерактивности;
3.моделированию процессов, явлений, сложных для демонстрации в реальности, но необходимых для создания полноценного зрительного ряда;
4.предоставлению ученикам возможности самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев; помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
5.созданию огромного поля для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.
Основные плюсы и положительные стороны использования ИКТ в работе: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность и др.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность –это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. Поэтому основную ставку на повышение роли ИКТ во внеурочной работе, конечно же, делаем на более полное использование информационных технологий в работе классного руководителя, а для этого необходима целенаправленная работа по совершенствованию их мастерства в освоении ИКТ –технологий, вовлечение учащихся в различные конкурсы с использованием электронного ресурса, высвобождение классных руководителей от бумажной работы за счёт создания специальных программ.

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств, продиктована необходимостью внедрения личностно – ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.
Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия, у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру.
Использование информационно-компьютерных технологий и их применение зависит от четкого представления, где и с какой степенью эффективности они могут быть применены.
Критерии эффективности использования компьютера в работе классного руководителя по воспитательной работе:
● экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
● компактность (возможность накапливать информацию на электронном носителе, исключая накопление папок с информационным материалом);
● наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
● возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
● возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через индивидуальную работу.
Основными целями внедрения ИКТ в работу классного руководителя являются:
● вовлечение учащихся и родителей в построение единого информационного пространства для организации эффективного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
● формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
● формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, творчества самовыражения;
● развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
● развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, музеев, медиатеки и т.п.).
Научно-технический прогресс на протяжении последних десятилетий активно вторгается в жизнь мирового сообщества, проникая все больше в разные сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе образовательную. Современные информационные технологии призваны помочь ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, главное, экономить время. Освоив компьютер, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, родительском собрании.
Опыт показывает, компетентность классного руководителя, что ИКТ в работе классного руководителя используются следующим образом:
1. Для организации воспитательного процесса.
Формируется документация класса, упорядочиваются данные об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время, распечатываются текущие оценки, мониторинг успеваемости, результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.
2. Для проведения внеклассных мероприятий.
Например, использование ИКТ на классных часах способствует:
· развитию интереса ребенка к классному часу;
· развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;
· эффективному управлению внимания учащихся;
· активизация познавательной деятельности;
· формированию навыков исследовательской работы;
· повышению информационной культуры;
· усилению эмоционального воздействия.
3. Для поддержания оперативной связи с учащимися и родителями.
В данный момент все школы имеют возможность создания сайта школы. Классный руководитель осваивает структуру сайта школы, учится ориентироваться в нем, вносить данные в страницы школьного сайта, отслеживает успеваемость учащихся, информирует родителей о новостях из жизни классного коллектива. Такая работа позволяет родителям более четко контролировать успеваемость и посещаемость уроков детьми, поддерживать оперативную связь с классным руководителем, учителем-предметником и администрацией школы, узнавать о творческих достижениях ребёнка и общаться с другими родителями школы.
Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен оформляться педагогом в документальной форме, согласуется с социальным педагогом, психологом, учителями-предметниками. Именно дневник в рамках мониторинга является одним из основных источников информации о качестве деятельности классного руководителя.
Итак, перейдем непосредственно к описанию разработки. Такой вариант плана работы может быть выполнен классным руководителем в электронном виде, а так же распечатан и вложен в папку.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.
Таким образом, компьютерные технологии дают возможность сделать нашу жизнь и жизнь школьников яркой, неповторимой, насыщенной.
Литература:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.  и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. М.: Просвещение, 2011.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2006.