Технология проведения современного адаптированного урока в рамках ФГОС


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Технология проведения современного адаптированного урока в условиях внедрения ФГОС через УМК «Школа России»
Учитель начальных классов ВКК
Мельникова Елена Александровна
2015
Актуальность предлагаемой темы выступления заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
"Девизом моей педагогической деятельности являются слова выдающегося психолога Л.С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».        
 В «Концепции модернизации российского образования» сформулирована основная цель общеобразовательной школы – формировать целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся… 
Важно обеспечить право каждого школьника  на индивидуальное развитие, которое не противоречит его природным возможностям, склонностям, интересам создав хорошие условия  для обучения, развития, здоровья ученика с разными возможностями – это и есть адаптивность.
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. (Слайд 2) 
Ученый с практическим опытом учителя рассказывает, как организовать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Разработанная автором адаптивная система обучения основана на использовании оптимальной модели урока. По ее мнению, целью данной технологии является обучение приемам самостоятельной работы и самоконтролю. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала
А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность. (Слайд 3 )
– способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.
Однотипность структуры традиционного урока, стереотипность в обучении не делает урок результативным. По данным психологов, примерно, лишь четвертая часть учащихся внимательны, трудолюбивы, познавательны. Остальные малоактивны, не умеют работать самостоятельно, рефлексировать, оценивать, прогнозировать свою деятельность. Главная причина недостатков при традиционном обучении кроется в том, что учитель ведёт активную работу, а ученику отводится пассивная роль. Учитель работает очень много и не очень эффективно именно потому, что он выполняет работу «за двоих»: за себя и за ребёнка. Ребёнок же очень часто оказывается не включённым в учебную деятельность, а усваивать новое, всегда сложней, если не участвуешь в процессе. Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая. (Слайд 5)  Основная сущность технологии индивидуализации процесса обучения заключается в одновременной работе учителя по следующим направлениям:
-управление самостоятельной работой всех учащихся;
-работа с отдельными учащимися индивидуально;
-осуществление учета  и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
-максимальное включение всех в индивидуальную самостоятельную работу посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение
Например: более способные учащиеся самостоятельно выполняют сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее. 
Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать умения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся. 
Адаптивная система обучения строится на принципах гуманной педагогики: не навреди, не сравнивай успехи ученика с другими, поощряй любые успехи ребенка, будь ему хорошим наставником, а главное, замени традиционное  «детовождение» на адаптивное «детосопровождение».
Всем этим требованиям соответствует построение УМК «Школа России»
Как же построить  адаптивный урок?(Слайд 5)
                     Главным в технологии    проведения современного адаптированного урока в условиях внедрения ФГОС через УМК «Школа России » являются  человеческие ресурсы , где совместная деятельность учителя и учеников, направлена на решение учебных задач, где учитель является помощником и  консультантом. (Слайд 5)
Не менее важный– методический ресурс. Каждый учитель, строя адаптивный урок, должен владеть современными технологиями обучения, правильно и дифференцированно подбирать содержание учебного материала на разных уровнях, использовать новые формы и методы урока.  На адаптивном уроке применяю несколько технологий.
Работа со слоговыми таблицами Н.А.Зайцева («Технология раннего интенсивного обучения грамоте») успешно применяется на уроках обучения грамоте.
Использование метода опережающего обучения с вовлечением сначала сильных учеников в обсуждение нового материала, затем средних и слабых с применением опорных схем помогают учителю учить лучше, а детям легче учиться. («Технология перспективно-опережающего обучения С.Н.Лысенковой »)
Приемы обучения Ш.А.Амонашвили направлены на повышение интереса, активности к учебным предметам («Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили»)
«Технология интегрированного урока» развивает эстетический вкус, способствует умению анализировать картины русских художников.
Игровые приемы на любом этапе урока («Технология активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые приемы»)
 Но особое внимание   обращаю на решение проблемных ситуаций, развивающее и дифференцированное обучение, методики коллективных способов обучения, внедряю информационно-коммуникационные технологии. Все эти технологии помогают грамотно организовать учебно-познавательную деятельность.                                                                
Взаимодействие выстраивается между учителем и учеником при проведении учебного диалога, учебной дискуссии, работы в парах, в группе, где ученики и учитель равны, ученик тоже может быть консультантом и помощником учителя. (Слайд 6)
Из таблицы видно: отличие в том, что в адаптивной системе по-другому структурирован урок, присутствуют новые методы, технологии, формы обучения, наиболее значимы различия стиля  отношений «учитель – ученик», цели .
На каждом уроке познавательный процесс начинается с ученического опыта, для этого  использую метод постановки учебной проблемы. Создается проблемная ситуация на  основе столкновения мнений: «Я полагаю так. А ты? Докажи, порассуждай, сравни, найди верное решение, продолжи мысль, составь алгоритм, разгадай шараду, составь вопрос для товарища, найди спрятанную загадку и т.п.». 
(Русский язык. 4 класс. Упражнение №144.)
-По каким признакам можно определить падеж выделенных имен существительных?
-Друга ищи, а найдешь – береги.)
Возникла проблемная ситуация: одни ученики считают –Р.п., другие называют В.п.
Используем таблицу «Признаки падежных форм имен существительных» (предлоги, вопросы, каким членом предложения является), но уверенного ответа не находим. И только, когда некоторые учащиеся самостоятельно читают раздел «Обратите внимание!», где объясняется использование падежной формы винительного падежа для называния предмета, на который направлено действие, звучит правильный ответ.
На одном из уроков при определении признаков и формы предложного падежа я утвердительно называю этот падеж местным. На следующем уроке учащиеся объясняют признаки предложного падежа и это другое название (местный)
( информации теперь в учебнике нет). На этот раз были использованы Интернет-источники .
Такая деятельность предусматривает высокую активность обучающихся.
Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях: 1) обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.; 2) работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д. Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам. Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе. Так все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах). (Слайд 7)В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы. 1. Объяснение материала. Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу. 2. Взаимоконтроль учащихся. Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником). 3. Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным. 
Кроме обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном режиме, учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди. При такой структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах: (Слайд 8)
-совместно с учителем;
-индивидуально;
-самостоятельно под руководством учителя.
На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся надо приготовить многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право самостоятельно выбирать задание.
Например: проверочные тесты по русскому языку (Слайд 9)
Адаптивная технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности
На втором этапе организуется  взаимоконтроль учащихся. При этом экономится время урока, а это огромная помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями или слушают ответы друг друга. У них есть четкие инструкции по проверке, учету ошибок и т.п. Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, за счет этого достигается надежность системы взаимоконтроля.В целях максимального использования времени на уроке для устной самостоятельной  работы организуется работа в парах. Пары могут быть следующего рода:
статические (ученики сидят за одной партой);
динамические (группа учеников, сидящих за соседними партами);
вариационные (ученики работают то с одним, то с другим учеником).
Благодаря этому обеспечивается разнообразие видов работ. Ученики имеют больше возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При такой организации урочной работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также сам активно включается в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.
При применении адаптивной технологии обучения самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с их индивидуальной работой. Таким образом, индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения самим добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.
Индивидуальная работа может быть организована в двух вариантах:
первый вариант – учащиеся приступают к самостоятельной работе, учитель обходит всех учащихся класса (оказывает помощь, советует, объясняет, отмечает успехи);
второй вариант – проводится включенный контроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, часть учащихся оценивается, осуществляется помощь в выполнении дифференцированных заданий.
   Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее обозрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.
   Третий этап технологии индивидуализации обучения предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических работ) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания  с нарастающей степенью сложности, рассчитанные на определенный период времени. Каждый учащийся вправе выбирать задания, двигаясь от легких к сложным заданиям. .Например :карточки «Реши за неделю(Слайд 10 )
Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее  проявления или по ее результатам.
   В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
У каждого типа урока есть своя макроструктура,  цели, частные дидактические задачи технологии, техники, методики, приемы. Например,  при первичной проверке знаний и способов деятельности, что провожу после изучения  нового материала применяю различные  образовательные технологии, методы и приемы обучения (срез на обучаемость, обратная связь, само- и взаимопроверка заданий по ключу, сигнальные карточки, компьютерные задания).   
Эти ресурсы способствуют организации учебно-познавательной деятельности:  ученики учатся работать вместе,  приобретая опыт работы со сверстниками, вырабатываются умения само - взаимопроверки, рефлексии, ответственности.
Несомненно, это повышает качество преподавания, обучения  развития, так как ученики проходят все «само» от самоорганизации до самовыражения.                    
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТИВНОГО УРОКА:
1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока, принцип деятельностного подхода является ведущим в развитии обучающегося, нужно планировать деятельность каждого ученика на разных этапах урока. Учитель планирует не только собственную деятельность, но и деятельность ученика, начиная с совместного вывода темы и целеполагания. 
2. Обеспечение эмоциональной сопричастности обучающегося к собственной деятельности и деятельности других.              
3. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Мотивация связана с поддержанием интереса к изучению материала. Существуют различные методы мотивации, которые в обязательном порядке нужно использовать на современном адаптивном уроке в начальных классах:                                                                                                            
- эмоциональные (поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, создание ярких наглядно-образных представлений);
- познавательные  (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих и развивающих заданий);
- волевые (предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности, коррекция, рефлексия);
- социальные ( взаимопомощь, сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка).
Данные методы позволяют создать комфортные условия для мотивации труда обучающих на уроках.                                                
4. Обеспечение  самоконтроля   в процессе деятельности в течение всего урока. Ученик  отслеживает свои результаты или с помощью учителя оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка, сверка по ключу, по образцу, по схеме-опоре, через обратную связь или взаимопроверка по критериям, которые дает учитель. Обучающийся должен уметь проверять, анализировать, что он знает и умеет по изучаемой теме.
(Слайд 10)
Ученик обозначает в карте, что он знает, что умеет знаком «+», если есть проблемы, знаком «?». Учитель,  анализируя  карту, намечает коррекцию знаний по теме с определенным учеником. Педагог  должен доверять самооценке ученика. Система самооценки обеспечивает социальную защиту, предоставляя ему различные виды помощи (стимулирующую, направляющую, педагогическую), тем самым, сохраняя  здоровье обучающих.
5.Адаптивный урок должен быть здоровьесберегающим.     Физические паузы, минутки, релаксация, игры, способствуют сохранению и укреплению здоровья. (Слайд 11-12)
6. Обеспечение рефлексивной деятельности.                  Считаю, что на уроке обязательная рефлексия. На адаптивном уроке учу обучающихся рефлексировать деятельность с использованием, например, устной рефлексии, цветовых сигналов и пр.) К примеру, что главного ты узнал на уроке? Чем бы ты хотел помочь товарищам? Интересно ли было работать в паре? Тебе было комфортно на уроке?  Выбери утверждение. Я узнал. Я вспомнил. Я научился. Я применял.                                                     С ведением рефлексии повышается ответственность обучающегося за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.
7. Наличие самостоятельной работы и творческого задания на уроке.                                                                                              Обязательном условием  урока должно быть развитие творческой мысли через применение нестандартных заданий (продолжи мысль…, составь алгоритм, разгадай шараду, составь вопрос для товарища, найди спрятанную загадку, обратный диктант, реклама), что влияет на развитие способностей ребенка. Самостоятельные задания могут быть самыми разнообразными и преподноситься в любой форме (тест разноуровневого характера, развивающая модульная карточка, задание по выбору с цветовым сигналом, работа над проектом, и т.п.). 
8. Компоненты деятельности  ученика и учителя на адаптивном уроке.                                                                                       Адаптивный урок должен быть организован так, чтобы все компоненты деятельности учителя и ученика совпадали и были реализованы по схеме: 
Мотив (для чего я буду делать) – цель (какой результат могу получить) – учебные действия (предполагаю обсудить действия, необходимые для этого) – средства(выясняю, какие средства нужны для этого)– контроль (определяю, правильны ли мои действия, проверяю, исправляю) – результат (сравниваю полученный результат с целью).  Характер деятельности на адаптивном уроке является средством достижения результата, ответственности ученика за все, что он делает  (об этом говорилось в «Концепции модернизации образования»), на традиционном уроке – это деятельность, «навязанная» ученику учителем.                                                                                          9. Оценка уровня полного усвоения знаний. 
Положим, по окончании изучения темы, должны быть оценены все ученики на репродуктивном уровне, но на адаптивном уроке  оцениваются на различных уровнях. Важно то, что  ученик должен продвинуться в своем развитии от репродуктивной деятельности к творческой, то есть уметь выполнять задания в сходной и измененной ситуациях.             
10. Достижение целей  – это основной критерий адаптивного урока. На адаптивном уровне не только ставятся цели для ученика, но и учитель ставит цель перед собой. Надо отметить, что  главная цель для учителя – это создание благоприятных условий для здоровья,  обучения и развития ученика, которая интегрируется с дидактическими задачами  каждого этапа  урока                                                                             
Несомненно, что технология адаптивного урока помогает педагогу решать многие проблемы обучения. По моим наблюдениям, она дает возможность:
- организовывать самостоятельную деятельность на уроке;- влиять на формирование практических умений;- развивать познавательную сферу обучающихся;- способствовать развитию индивидуальных способностей  и возможностей ребенка;- оценивать и  рефлексировать  деятельность на уроке;- выстраивать субъектно-субъектные отношения;- поддерживать здоровье младшего школьника; - наблюдать положительную динамику результатов обучения, развития и воспитания обучающихся.                                                    
АСО полностью решает проблему поурочного контроля, позволяет на каждом уроке проверить всё, что задано. Для этого учащихся на первых уроках нового учебного года я делю на четверки с учетом психологической совместимы. В каждой четверке выбираю лидера, который будет выполнять роль «учителя». Дальше процесс опроса выглядит следующим образом: опрашиваю у доски лидеров четверок, а затем идёт опрос внутри четверок. Учу ребят, как проводить опрос и знакомлю с критериями оценок.
   Постепенно учащиеся учатся оценивать, например, правильность чтения. Поначалу приходится выслушивать долгие объяснения проверяющих о том, какие ошибки сделал его сосед. Это отнимает много времени и терпения, но ребят надо научить видеть и исправлять ошибки. Когда эта цель достигнута, я предлагаю ребятам загибать пальчики, а потом называть мне только количество ошибок. В дальнейшем подобная проверка идет быстро, учащиеся, зная, что их спросят на каждом уроке, регулярно готовятся, что, естественно, дает результаты, а высвобождающееся время используется для отработки другого учебного материала.
    Объяснив новый материал, даю в качестве образца одно - два задания, а далее предлагаю учащимся продолжить работу самостоятельно. В процессе самостоятельной работы осуществляю контроль, в ходе которого выявляю допущенные ошибки, а потом вместе с ребятами  исправляем их.
   Такое обучение учащихся позволяет мне создать атмосферу сотворчества. Постепенно консультанты сами быстро выполняют все задания, ведут за собой свою группу, объясняя и помогая им по мере необходимости. Ребята уверены в своих силах, стремятся улучшить свои результаты.
Школьники работают в нескольких режимах: совместно с учителем; индивидуально; в паре; самостоятельно под моим руководством. Обязательным условием является дифференцированное и индивидуальное домашнее задание, а также дифференцированные и индивидуальные задания на уроке. Для их отличия использую карточки разного цвета.
На этапе изучения нового материала выбираем необходимый теоретический материал, предусмотренный стандартами образования и программой, рассматриваем его , используя наглядность, составляем схемы, таблицы.
Этап закрепления и отработки материала строится как активная самостоятельная деятельность учащихся. Выбранный с учащимися перечень заданий записан на доске. Некоторые задания прорабатываем вместе, разбирая их решение на доске. При такой форме работы я назначаю учеников, которые решают у доски, и проверяющих, которые обязательно задают теоретические вопросы по текущей теме и оценивают, то есть они работают в паре. Большую часть заданий обучающиеся решают самостоятельно, причем каждый оценивает сложность предъявляемых заданий и решает те из них, которые вызывают затруднения, чтобы повысить уровень своего развития. При этом использую разноуровневые дидактические материалы.
Для разнообразия формы работы я организую работу в статических парах (вместе работают сидящие за одной партой) и в динамических парах (объединяются в группу сидящие за соседними партами, общее задание делится между членами группы; каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому в разной последовательности). Затем следует совместная работа по обобщению и систематизации знаний.
На этапах взаимопроверки по образцу и взаимооценки любого вида работ (проверка домашнего задания, работа у доски, проверка самостоятельной работы, графический диктант, устный счет) чаще использую форму работы в статической паре. Материалы для самостоятельной работы, инструкции по проверке и учету ошибок сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.   В конце каждого урока я обхожу всех учащихся, оцениваю их достижения. Высокие результаты оцениваю вслух с целью формирования у учеников веры в свои силы и возможности. Для детей создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки не выносятся на общее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.
Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Я выступаю в роли организатора, готовлю соответствующие задания, привлекаю к этой работе детей, а также активно включаюсь в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта.
   Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой. (Слайд 13)
  В адаптивной технологии самостоятельная деятельность учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Контроль, включённый в самостоятельную работу учащихся, ориентирую на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей.
При проведении внеклассных занятий обязательно учитываю особенности своих учеников и их способности. (Слайд 14)
Также в своей деятельности я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов. Считаю, что метод проектов тоже ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. В его основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Мониторинг учебных достижений учащихся моего класса, составлен на основе анализа результатов итоговой комплексной работы за три года показывает положительную динамику уровня усвоения
учебного материала. (Слайд 15)
% учащихся, имеющих достаточный
уровень подготовки по счёту, письму и
чтению на начало обучения в школе % учащихся, достигших уровня обязательной подготовки
в конце 1 класса % учащихся, достигших уровня обязательной подготовки
в конце 2 класса % учащихся, достигших
уровня обязательной подготовки
в конце3 класса
Базо
вый уро
вень Повы
шенный уровень Базо
вый уро
вень Повы
шенный уровень Базо
вый уро
вень Повы
шенный уровень Базо
вый уро
вень Повы
шенный уровень
82% 18% 80% 20% 72% 28% 68% 32%
Стараюсь создать в классе атмосферу сотворчества, так как в процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, учащиеся чувствуют себя комфортно.(Слайд 16)

Ценность применения адаптивной системы обучения Границкой А.С. в том, что в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками
Считаю, что адаптивный урок – это урок, который приносит удивление, удовольствие, усилие и успех!
Список литературы: 
Границкая А. С. Методика проведения занятий при адаптивной системе обучения. - М., 1990.
Границкая А. С. Научиться думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. - М., 1991.
Греханкина Л. Ф. Адаптивная система в обучении географии // География в школе. - 1998. - № 7.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до технологии. - М., 1996.
Дьяченко В. К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные технологии. - 2000. - №№> 2, 3, 6.
Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.
Педагогические технологии: что это такое и как их надо использовать в школе / Под ред. Т. И. Шимовой. - М., 1994.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Уч. пос. для педвузов и институтов повышения квалификации. - М., 1998.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся. - М., 1997.
Шамова Т. Н., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. - Архангельск, 1995.
http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/10-1-0-137
.