Статья по теме:Развитие словарного запаса детей с СНР – как одно из условий развития активной речи детей

Развитие словарного запаса детей с СНР – как одно из условий развития активной речи детей.
Речь – основное средство человеческого общения, с помощью которого можно получать и передавать огромное количество информации. Общаясь, человек обогащается опытом других людей. Речь – это исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства (И. Ю. Кондратенко, 2006).
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов приоритетным направлением работы школы является реализация развивающего потенциала образования, развитие у учащихся начальных классов универсальных учебных действий. В процессе обучения дети должны быть готовы к полноценному усвоению учебного материала, а это возможно лишь при условии достижения ребенком достаточного уровня речевого развития. Развитие активной речи учащихся невозможно без полноценного словарного запаса.
Н.Н. Иванова, доцент факультета Московского психолого-педагогического университета, пишет: «Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребёнка. Коррекция речевых нарушений и, в частности, обогащения словарного запаса, являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей».
Особые трудности при овладении словарным запасом для активного общения испытывают дети с СНР.
Основной характерной чертой словаря детей с СНР является его бедность и неточность. Особенности словарного запаса детей с СНР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире. В словаре детей отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий, качеств. В словаре преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большое затруднение. Недостаточно сформированы антонимические средства языка.
С целью расширения объема словарного запаса детей с СНР, свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, работаю в 3х направлениях:
1.Уточнение и обогащение предметного словаря.
2. Активизация словаря, подбор нужных слов, перевод их в активный словарь.
3.Систематизация игрового, наглядного материала.
В своей работе использую рекомендации, игры и упражнения, разработанные Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой [24], Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [15]. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.Н.Кавинкина.
1 направление. Работу по уточнению и обогащению предметного словаря организую поэтапно:
Обогащение словаря осуществляю на материале имен существительных, прилагательных, глаголов. (Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие. /Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В./
По расширению номинативного словаря особое внимание уделяю усвоению обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов.
Работая над обобщающими понятиями, уточняю значение всех слов, входящих в это понятие.
Например: формирование предметного словаря «Посуда».
Существительные: чашка, кастрюля, чайник, кружка, вилка, ложка, стакан, сковорода.
Части предметов: у чайника – носик, крышка, дно. У кастрюли – дно, крышка, ручки.
Обобщающее слово: посуда
Различия предметов: чайник – кастрюля.
Родительный падеж мн. числа: кастрюль, чайников, вилок.
Единственное и множественное число в именительном падеже.
Виды посуды.
Ласкательные формы.
Употребление с предлогами.
Из чего делают.
При расширении объема словаря имен прилагательных учу детей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, толщине и т.д. (Например: 1.Обведите контуры сходных по форме фигур карандашом одного цвета. 2.Раскрасьте рисунок так, чтобы одинаковые по форме фигуры были раскрашены одним цветом, а разные – другими. 3.Раскрасьте все треугольники в разные цвета).
На начальном этапе работы закрепляю связь имеющихся у детей частотных слов-прилагательных с их значениями.
В дальнейшем осуществляю обогащение словаря по тематическим группам.
Работая над обогащением словаря глаголами, знакомлю детей со словами: обозначающими движения, состояния человека, движения животных. Закрепляю глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).
А. Р. Лурия отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему.
С целью формирования семантического поля слова включаю задания по словообразованию и словоизменению, закреплению их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. Большое значение придаю работе по расширению запаса синонимов и антонимов.
При выборе упражнений по подбору синонимов и антонимов учу детей правильному и осмысленному употреблению слов в активной речи. Учитывая индивидуальные особенности детей, часто использую игру, сюрпризные моменты. Мною изготовлено лото, с которым дети очень любят играть. Например одно из них «Найди противоположное слово» (Приложнение 2).
2 направление. Активизация словаря, подбор нужных слов, перевод их в активный словарь.
Целью этого этапа является активизация как можно большего количества слов, обучение школьников использовать их правильно, к месту, научить выбирать нужные слова (По Кавкину И.Н).
На этом направлении использую следующие приёмы и задания:
Работа с загадками.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова.
Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.  Эти свойства загадки вводят ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
При разгадывании загадки учу детей анализировать, обобщать.
Дети любят не только отгадывать, но и загадывать загадки. Это сложно, не всегда ребёнку удаётся самостоятельно составить загадку, но радость творчества велика.
Например, такие загадки составили мои ученики:
Дима А.: «Бывает горячий и холодный.
Бабушка гладит им мне рубашку».
Алина Ц.: «Это я очень люблю.
Но оно холодное и быстро тает:
Становится молоком».
Работа с пословицами.
Работая с пословицей, стараюсь показать детям выразительность пословицы, разъяснить значение отдельных слов и сочетаний, активизировать речь, развивать образное мышление.
Дети очень трудно понимают переносное значение всей пословицы в целом. Поэтому, объясняя детям смысл пословицы, обязательно её комментирую, путем сравнения сопоставляем предмет или явления с другим. Начинаю работу над отдельными словами и их значениями.
Например: работа над пословицей «Лето – припасиха, зима – подбериха».
В беседе с детьми задаю вопросы: «Как вы думаете, о чем говорится в этих пословице? (О природе, о временах года.) Народ много наблюдал за природой. Поэтому народ и передавал в пословицах свои наблюдения. Скажите, почему в пословице говорится: лето – припасиха? Что значит слово «припасиха»? Ведь лето – не человек, а время года. (Рассуждение) Верно, написано одно, а думаем другое; это слово обозначает не только время года, но и людей.
Теперь давайте переделаем пословицу, чтобы было всем понятно. Летом люди припасают, а зимой все запасы тратят. Красивее звучит в пословице или в нашем рассуждении? Конечно в пословице. Так зачем народ употреблял необычные слова? (рассуждения). Видите, какие волшебные слова, и смысла в них много и очень красивые».
С целью понимания смысла пословицы подбираю к ней иллюстрации, работу веду над пословицей после прочтения сказки или рассказа.
Театрализация.
Считаю, что приём театрализации оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок во время проигрывания действий с героями старается говорить четко, чтобы все его поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Дети сами «изобретают кукол». Затем ведём беседу о каждом герое и проигрываем сказку, отрывки из сказок, диалоги между героями. Слова для детей с нарушением звукопроизношения в тексте сказок изменяю так, чтобы
были звуки только произносимые детьми правильно.
При активизации словаря также использую традиционные приемы для развития речи – составление словосочетаний, составление предложений с заданными словами; составление рассказов по рисунку, наблюдениям.
3 направление. На занятиях по расширению словарного запаса использую методический, игровой, картинный материал, мягкие игрушки, мультимедию, различные фигуры.
При использовании разнообразных приёмов и методов для развития словаря детей с СНР можно добиться положительных результатов, возможно перевести ребенка из пассивного слушателя в активного собеседника, что позволит ребенку в дальнейшем проще адаптироваться в любой среде.

15