Коррекция личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через нравственное воспитание на уроках чтения и развития речи


Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида № 41 г. Ростова-на-Дону
_____________________________________________________________________________
344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 119 тел.: 8(863)223-42-55
Коррекция личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через нравственное воспитание на уроках чтения и развития речи

Учитель: Лашова А.М.
2014 - 2015 уч. год
Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. 
К. Д. Ушинский
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, мужество, сострадание, взаимопомощь, выручка, толерантность и т.д. Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения и развития речи» в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения с элементами анализа художественных произведений.
Читая и анализируя предложенный специально разработанной для этих учащихся программой тексты, учащийся должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, о добре и зле, возможностях человека и его месте в окружающем его мире.
Основой формирования нравственных позиций является оценка. Оценивая поступки главных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
Умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
Сопереживать героям и автору, понять главную мысль произведения, его идею;
Осознать свою позицию и передать ее в форме устной речи.
С целью формирования и развития у учащихся нравственных позиций на уроках чтения поставлю перед собой ряд задач:
- формирование коммуникативной компетенции через раскрытие субъективного опыта учащихся с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
- активизация эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.
Изучая произведения по теме «Спешите делать добро» (5 класс) развивая нравственную культуру поведения во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми, соотношу поступки и характеристики героев, обобщаю знания о необходимости и востребованности таких понятий, как «товарищество», «взаимовыручка», «дружба», «доброе отношение к людям». Коллективное обсуждение поставленных перед учащимися вопросов об уважительном отношении к старшему поколению способствует уточнению нравственных представлений «уважение», «опыт», «отзывчивость», «доброта». Всё это что способствует обогащению жизненного опыта детей, так как затрагивают их отношения с близкими, рассматривается круг их интересов:
1. На кого вы хотите быть похожими и почему?
2. В каких произведениях говорится о добре, добром отношении к окружающим?
3. Почему нужно уважать старших?
4.Назовите пословицы, подходящие по смыслу к пройденным рассказам.
5. Продолжи пословицу.
Формирую нравственные ценности у детей путем их ознакомления с жизнью и подвигами героев земли Русской, которые являются высоким нравственным примером для учащихся. Так, на уроке чтения по теме «Рассказы о русском подвиге» (6 класс) на этапе проверки уровня знаний использую задания в виде тестов, в которых нужно выбрать нужный ответ и объяснить высказывание.
«Героями не рождаются, героями становятся. Тебе заслужить медаль, тебе и носить». Чьи это слова?
Кутузов.
Наполеон.
Суворов.
Раевский.
Объясните данное высказывание.
На этапе обобщения провожу обобщающую беседу:
- Как вы думаете, почему люди хранят память о русских воинах, о тех событиях?
- Почему, имея численное превосходство, Наполеон проиграл войну?
- Чему учили своих солдат наши прославленные полководцы?
- Служат ли примером для нас подвиги русских воинов и генералов? Почему?
- Какие войска есть в наше время? Что они делают?
- Какими качествами должен обладать современный военнослужащий?
Формируя образ «героя», «победителя», уточняем такие понятия, как «заслуженная награда», «медаль», «образ жизни» и «пример для подражания». Из-за слабо усваиваемых сведений, затруднения применения их на практике, неполноценности чувственного опыта, бедности словаря, примитивности высказываний, ограниченного представления о предметах и явлениях окружающего мира у умственно отсталых детей на уроках применяем такие средства как мимика, жест, драматизация, выразительное чтение, чтение по ролям, прослушивание текста в записи.
Например, при изучении стихотворения С.Михалкова «Будь человеком» (5 класс) на этапе осмысления учебного материала даю задание оценить поступок человека, разорившего муравейник, что позволяет закрепить в сознании детей такие понятия, как «миролюбивый», «эгоист», «Человек», активизирую эмоционально-волевую сферу учащихся с помощью вариативного чтения:
- Прочитай отрывок строго, грустно, весело, с возмущением.
К большинству читаемых рассказов, стихотворений учащиеся готовят рисунки, при этом делают это с большим желанием и удовольствием.
Принимая во внимание нарушение у умственно отсталых учащихся связей между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (7 класс) использую такие приёмы работы, которые повышают воспитательное воздействие художественных произведений: выразительное чтение, сравнение поступков персонажей с их собственным поведением. Эти приёмы позволяют закрепить понятия «взаимовыручка», «поддержка», «смелость», «самообладание», «решительность», «мужество», «трусость». Например: Чему нас учат взаимоотношения двух персонажей: Жилина и Костылина?
Осуществляя межпредметную связь, при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (7 класс) формирую представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и литературе. Понятия «мужество», «героизм», «любовь и преданность Родине» закрепляю, проводя параллель между понятиями «богатырь» и «защитник». На этапе применения знаний и умений оптимизирую процесс понимания, запоминания и усвоения учебного материала, использую специальные коррекционные упражнения. Закрепляем понятия «достоинство», «готовность пожертвовать жизнью за Отчизну», «патриот», «решительность», «мужество», «гордость за своих товарищей». Работа над уточнением образа героя способствует самостоятельному выбору детей из предложенных качеств наиболее приемлемых и характеризующих русского солдата.
Формируя умения умственно отсталых детей думать над прочитанным, сопереживать героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить их жизнь со своей, стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами использую метод беседы. Считаю его оптимальным при изучении произведений, заставляющих задуматься над каким-либо вопросом: например, в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» (9 класс):
- Справедливо ли будет наказан Денис Григорьев?
-Как вы относитесь к злоумышленникам нашего времени – похитителям цветного металла?
На этапе систематизации знаний ученики высказывают своё отношение к персонажу, и, связав материал с современными реалиями, определяют, каковы могут быть последствия беспечности, к чему она приводит и какую ответственность понесёт человек за содеянное. Работа над определениями позволяет разобраться в человеческих качествах, таких как «безответственность», «воровство», «необразованность». С помощью приёма соотнесения ученики выбирают из предложенных черт характера наиболее свойственные и нужные человеку и закрепляют их:
Зависть простой деловой
жадность справедливый хитрый
скупость добрый хозяйственный
лживость смелый находчивый
лень трудолюбивый пассивный
ум мстительный скромный
ответственность заботливый вежливый
На каждом уроке чтения стараюсь проводить разнообразную работу с пословицами и поговорками. Постепенно анализ пословиц усложняю, включая в него сравнение, сопоставление мыслей о трудолюбии, дружбе, о любви к Родине смелости и трусости, правде и лжи.
На этапе систематизации и обобщения предлагаю выбрать из предложенных пословиц, наиболее точно подтверждающие смысл произведения. На этапе актуализации темы урока даю задание: «Пословицы «рассыпались», соберите их; на этапе организации класса – задание: восстановите пословицу по этим словам.
Большое нравственное значение оказывают на учащихся внеклассные мероприятия:
Э. Н. Успенский «В кругу друзей», А. Лиханов «Спасём детей - спасём Россию», «Лев Толстой и дети», «Творчество Агнии Барто», а также конкурсы чтецов: «Творчество Некрасова глазами детей», «Люблю тебя, мой край родной». Все эти мероприятия оказывают большое нравственное воздействие на учащихся, так как создание тёплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова, позволяют детям раскрыться, быть активными участниками каждого мероприятия.
Таким образом, для воспитания нравственных ценностей на уроках чтения и развития речи добиваюсь того, чтобы дети на уроке:
- думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с нравственными нормами.
Чтение и развитие речи – учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется нравственная позиция учащихся, прививается чувство любви к родному языку, через устную речь осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин.